Интервью с Анастасией Акриловой, фронтвумен группы Cailleach



puJh7KPGyyg.jpg

Не каждая только что родившаяся музыкальная группа может похвастаться тем, что первое же её выступление было таким интересным, что зрителям было в диковинку такое исполнение, а главное, что команда получила положительный отзыв о выступлении от легенды рок-музыки — от самого Олега Гаркуши (группа «АукцЫон»).
Десять лет назад наша сегодняшняя героиня, Анастасия Акрилова, уже давала интервью для портала «Инсургент». Тогда эта яркая девушка возглавляла фэнтезийный неоромантический музыкальный коллектив под названием ALRUNA, в котором она в качестве вокалистки исполняла песни на ирландском, на норвежском языке, пела песни из мультфильмов, созданные на основе кельтских легенд. В древней кельтской и древнегерманской мифологии Алруны ведьмы, умеющие перевоплощаться в любой образ. Тогда эта хрупкая кудесница магического мира звалась LUNA WOLF. Сегодня Анастасия фронтвумен группы Cailleach.

– Анастасия, есть ощущение от твоих ярких образов, что и Акрилова — псевдоним. Скажи, как тебя называть сейчас?

– Да, Акрилова — это действительно с тех самых пор, с появления «Алруны», моя сценическая фамилия, воплощающая собой эстетику яркости, как и акриловые краски. Эту фамилию я выбрала интуитивно и ассоциативно на один из самых ярких периодов моей жизни, тогда я ещё очень часто экспериментировала с различными образами и с покраской в яркие цвета. Фамилия стала уже родной, и по ней меня знают в большинстве сообществ. Но и Луна в некоторых кругах до сих пор остаётся моим вторым именем вот уже 20 лет.

– Ты писала, что в группе «Алруна» часто менялся состав. Это и стало причиной распада группы?

– В какой-то мере, да. От старого состава мало что осталось, частые его смены вели к эмоциональному и творческому выгоранию, а я довольно привязчивый человек. Также приходилось каждый раз заново заучивать одну и ту же программу, что мешало двигаться вперед, а так как музыку писала именно я, на новые песни просто не оставалось сил. Также, в силу разного возраста или разной степени амбиций получалось, что музыкантам хватало для реализации и опыта небольшого уровня, а мне хотелось больших фестивалей, гастролей и развития. А для этого нужны немалые финансовые вложения, а также время и намерение. В этом смысле мы по желаниям либо возможностям порою расходились.

– Также была информация о затяжной клинической депрессии, из-за которой ты не могла писать музыку. Что было причиной депрессии, и как ты с этим справилась/справляешься?

– Да, случилось так, что я совершила частую ошибку — позволила смешать творчество и отношения, о чëм потом очень пожалела. Человек, который был для меня большой опорой и надеждой (как в творчестве, так и в жизни), сломал доверие и перестал быть частью музыкального проекта и моей жизни в целом. Поскольку для меня это был крайне близкий и важный человек, я действительно очень долго не могла оправиться от эмоционального слома и я не ожидала, что провалюсь в такую яму, из которой выбираться придётся очень долго. Также проект уже тогда претерпел множество изменений и ушёл по звучанию далеко от исходной задумки, но это не спасло его от развала, из-за чего в нём осталось всего два человека. И тогда я решила его перестать мучать и видоизменять, и окончательно закрыть. Помогала мне справиться длительная психотерапия, близкие друзья и осознание того, что без музыки моя жизнь лишена смысла. Я просто не понимала, куда двигаться дальше, а писать музыку и играть на сцене — это лучшее, что я умела столько лет. Спустя полгода я буквально силой себя заставила реабилитировать проект с мыслью о том, что мне это необходимо, так как без музыки я это не я. По началу писать было очень тяжело, ничего не получалось, я ни о чём не могла думать, и буквально хотелось лежать камнем в пещере. Но по мере осознания, что начинает что-то получаться и получаться очень неплохо, это давало сил и настроения писать дальше. Музыка снова меня вытащила. Тяжелая потеря и расставание через сильную боль дали большой толчок к личной и творческой трансформации, и я ни капли не жалею, что этот человек ушёл. Птица феникс возрождается, лишь сгорая.

– Сейчас ваш Санкт-Петербургский языческий неофолк-проект называется Cailleach (Кайлех). Музыка и тексты группы наполнены мистикой и таинственностью (neofolk, fantasy folk, pagan folk), в основе которого лежат мифы и легенды северных и кельтских народов, а также средневековой Европы и Британии. Скажи, все ли в группе разделяют увлечение мифологией?

– Я полагаю, всем в той или иной степени импонирует это направление, хотя я вряд ли могу сказать, что большинство этим увлекается так сильно, как я. Возможно, я выступаю еще как идейный вдохновитель, и моя музыка, мои идеи и подача нравятся ребятам, и они начинают чувствовать себя частью чего-то красивого, необычного, целого и вовлекаются в это с бо́льшим удовольствием, чем если бы это было вне контекста музыкальной группы.

– Кто участвует в проекте на данный момент и что входит в рамки его деятельности?

– Сейчас в нашем основном составе 7 человек. Флейтистка Оксана, которая иногда подпевает на бек-вокале, она давно мечтала играть в рок-группе и также была увлечена язычеством до нашего знакомства; басистка Влада, которая ближе всех из остальных музыкантов стоит к моему увлечению мифологией и язычеством; гитарист и давулист — оба Алексеи и оба они появились с самого основания «Кайлех», они оба любили фолк; гитарист Кирилл, который по совместительству является руководителем ролевого клуба и тренером по боям на мечах для нашей Влады, а также барабанщица Алия, которая является музыкальным руководителем в детском творческом центре. Наш проект костюмированный, и мы часто выступаем на различных фестивалях клубного и опен-эир формата, играем в тематических тавернах, гастролируем в различные города, занимаемся записью песен, а также любительской съемкой клипов. Для меня, как и в предыдущем проекте, как однажды я уже писала, все также важно иметь цель донести до людей, что помимо мира обыденного и привычного, в котором мы ежедневно живём, есть мир сказок, легенд и наших фантазий. Дарить минуты радости, побуждая вспомнить о своём внутреннем ребенке каждого. Не дать забыть старые легенды, чтобы они продолжали жить в памяти современных людей. Для меня это своего рода жречество, дань вере и служение тому пути, по которому я иду.

– По преданиям древних кельтов ведьма Кайлех — Богиня зимы, холодных ветров и вьюги. Чем тебе близок этот персонаж?

– С детства очень люблю зиму и снег, так как канун нового года для меня всегда был очень волшебным временем. Много радостных воспоминаний из детства связано с этим временем года, особенно с семьей. Я родилась 31 декабря и безумно люблю свой день рождения, а также Новый год — это мой любимый праздник, а по языческому календарю мой день рождения приходится на один из тринадцати Йольских ночей. Зимняя пора — это то время, когда я переосмысливаю весь прошедший год и строю планы на будущее. «Кайлех» для меня стала неким переосмыслением старого проекта, а ещё вода и лед — одна из моих любимых стихий. Зимние персонажи для меня всегда были очень завораживающие, такие как Снегурочка, Снежная Королева, современная Эльза из «Холодного сердца», а также снежная Незабудка из «Фей». Поэтому богиня Кайлех, как никто другой, вписалась в моё пристрастие, когда я искала название среди имён языческих богов и различных названий, как это было и с «Алруной» (название которой я подбирала также в словаре языческой мифологии).

– Анастасия, помимо того, что ты организатор группы и вокалистка, главное — ты создатель музыки. Как рождаются песни? На каком инструменте ты играешь?

– Сначала, как правило, рождается идея к той или иной легенде. Я описываю эту идею нашей тексовице Лилие Белой (которая со мной уже много лет в творчестве ещё со времен «Алруны»), она пишет текст, а уже на него я придумываю основной мотив. Затем записываю ноты в музыкальной программе, аккорды, использую обычно для этого клавиши или ирландский бузуки, создаю так называемый скелет песни, а после она начинает обрастать аранжировками других инструметов — флейты, арфы, лиры, виолончели и так далее. В процессе репетиций мы или утверждаем партии, что я написала, или ребята их немного видоизменяют под своё удобство для комфортной игры. Сама же я играю на блок-флейте, ирландском лоу-вистле и на тамбурине. 

– Первый альбом Cailleach «Древние Боги» был посвящëн кельтским и скандинавским легендам, а второй альбом «Колесо года» — языческим праздникам земледельческого цикла и их традициям. Скажи, кто делал дизайн этих обложек?

– Первую обложку рисовала я, однако наш логотип, что на ней изображен, создавался по моей задумке прекрасным дизайнером, Ольгой Зверевой, которая уже неоднократно со мной сотрудничала за это время, а рисунок ко второй обложке выполнила также Ольга по референсу, который я нашла, и дизайн впоследствии я также оформила сама.

– Как ты ищешь авторов?

– Как уже писала выше, у нас есть основной автор текстов — Лилия Белая, с которой я в коллаборации уже много лет, с рождения «Алруны», также несколько текстов было написано нашей бывшей флейтисткой Алисой, аналогично на заказ по мотивам моих идей, но изредка я беру понравившиеся тексты других авторов, если они хорошо вписываются в концепцию группы и мои идеи. Я могу случайно наткнуться на какой-либо стих в сети, и он настолько мне понравится, что я предложу автору подарить его группе и сделать из него песню. Как правило, авторы очень этому рады.

– Не пробовала ли сама писать тексты?

– Пробовала, но если честно, у меня крайне скудный опыт написания произведений и мало начитанности. Из моих текстов в Кайлех всего пара-тройка написанных припевов к некоторым песням. Тексты на английском мне даются почему-то проще. Я достаточно критически и капризно подхожу к русскоязычной лирике, избирательна в авторах, так как хочу, помимо того, чтобы произведение было красивым, богатым на образы и описание, но также грамотно написанным, с хорошим слогом, рифмой и наложением на музыку. Поэтому я очень довольна работами тех, кто трудился для группы, и искренне люблю наши авторские русскоязычные песни. Мне доставляет удовольствие их петь, а на меньшее я не согласна.

– Чем вы вдохновляетесь (ты и твои авторы)? Какими книгами и фильмами?

– Чаще всего это языческий фольклор кельтики и скандинавии, различные интересные божества и сущности, также мы играем каверы на средневековые мотивы, а ещё некоторые песни были рождены под вдохновением таких мультфильмов как «Тайна аббатства Келлс», «Песнь Моря», «Холодное сердце» и «Как приручить дракона». На будущее у нас есть также уже готовый материал для авторских легенд в стиле славянской мифологии. Он остался ещё со времен «Алруны», и мне хочется дать ему второе дыхание и новую жизнь.

– Как вы подходите к созданию образов и костюмов? Главное — нарядиться лидеру группы? Или костюмы продумываются и приобретаются для всех участников?

– В основном идеями к костюмам занимаюсь так же я. Для меня принципиально важно, чтобы команда была в едином стиле. Затем эти идеи отшивает профессиональный мастер. В «Алруне» было также. Мои родители — бывшие профессиональные артисты, я росла всё детство за кулисами, и на каждый танцевальный номер коллектив имел единую палитру и стиль костюмов. Это смотрелось очень эффектно, и я придерживаюсь того же принципа. Конечно, стиль мы выбирали также более-менее подходящий направлению песен и эпохе — у нас это намек на Скандинавию раннего Средневековья. Не строгая реконструкция, скорее стилизация, но есть и другие костюмы, более облегченные, но также в едином стиле. Для большего разнообразия. Хотя основной цвет мы выбрали, созвучный мистике, волшебству и полету фантазии — фиолетовый, и немного добавили морской волны. Сочетание получилось действительно волшебным, и с цветом мы не прогадали, хотя некоторые реконструкторы нас отговаривали, убеждая, что это плохая стилизация. Не обошлось ни одного концерта, чтобы нам не сделали комплимент за костюмы. Я рада, что никого не послушала, а последовала интуиции. 

– Какое выступление коллектива запомнилось тебе больше всего и почему?

– Это весьма трудный вопрос, потому что огромное количество фестивалей заслуживает восхищения, особенно благодаря приему публики, а в отдельных случаях за потрясающую теплоту и уровень организации самих создателей. Особенно за последний год. Но я не могу не упомянуть в отдельности наши питерские «Дортманфесты», посвященные праздникам Колеса года, которые всегда проходят на высшем уровне организации. Каждый из них, и каждый по-своему уникален по программе, танцам, волшебной ярмарке и потрясающим декорациям, где, конечно же, уже родная публика, которую мы очень любим. Также очень хочется вспомнить любимейшее Майское Дерево в городе Выборг, на котором мы играем каждый год Этот фестиваль занимает отдельное место в сердечке благодаря сказочной атмосфере праздника, проводимого на территории замка, и самому Выборгу, который построен в старо-европейском стиле. Это, конечо же, танцы, костюмы, от средневековых до современных фентезийных, различные персонажи, море музыки и разнообразный средневековый досуг. Также хочется вспомнить невероятно яркие эмоции и жарчайший прием в Москве на фестивале «Самайн» в этом году. У нас была совершенно потрясающая по организации поездка в Архангельск на «Перекрёстки Севера»: несмотря на то, что нам совершенно не повезло с погодой, нас приняли, как родных. Впечатлил фестиваль «Вереск» в Ельце своей масштабностью, красотой и организацией, подаривший море эмоций и воспоминаний о проведённом времени. Ну и, конечно же, теперь уже наш «кайлеховский» фестиваль фолка и фэнтези «Холмы Сид», который мы провели в апреле этого года. И готовимся к апрелю следующего, где уже мы постепенно трудимся и развиваем сказку сами, не только как музыканты, но и как организаторы. Но, конечно, и другие фестивали и выступления в тематических местах тоже по-своему достойны своего внимания, их у нас в памяти немало.

– Участвуете ли вы в фестивалях и конкурсах?

– Что касаемо конкурсов — не участвуем, так как у нас достаточно фестивальной деятельности, которая удовлетворяет наши амбиции. 

– Возможно ли пробиться на радио/тв с вашими песнями? И ставите ли вы себе такие цели?

– Честно говоря, я не задумывалась об этом, наверное, это было бы здорово. Но, насколько я знаю, для ротации на радио нужен определенный уровень качества музыки и уже какая-то приличная аудитория. И, конечно же, финансы. Но один раз мы уже давали интервью на радио Gib Fm в передаче «Культурный и Злой», где два представителя давали оценку нашей музыке в прямом эфире, слушали песни, задавали нам вопросы и остались весьма довольны нашим творчеством. Думаю, это уже какой-то небольшой плюс для истории группы. 

– Анастасия, могла бы ты петь эстрадные песни? Или рэп? А, может, шансон?

– Возможно, эстраду смогла бы как разовый опыт или как коммерческий заказ, рэп и шансон точно нет. В любом случае, я выбрала то, что действительно близко моему духу и отказываться от этого пути совершенно не хочу, даже несмотря на то, что аудитории в этом направлении в разы меньше, чем в более популярных. 

– Ты училась на теологическом факультете. Почему именно это направление? И как образование в данной сфере помогает тебе в жизни?

– Темой религии и веры я всегда интересовалась с самого детства, как и мифологией, но попала на этот факультет случайно. Изначально я собиралась пойти на психолога и даже выиграла место на конкурсной основе, однако, как это бывает, влюбилась, и поменяла курс вслед за любимым на тот момент человеком. Психология там также должна была преподаваться с 3-го курса, поэтому мне показалось это хорошим компромиссом и дополнением к общей базе знаний, однако институт я не закончила по ряду личных причин, связанных с ментальным здоровьем. Не могу сказать, что это как-то мне помогло в жизни, скорее дало некоторые интересные знания, ну и с другой стороны, жизненный опыт, говорящий о том, что выбирать надо всë-таки себя и свой собственный путь, не отвлекаясь на влюбленность. 

– В начале декабря в соцсетях вы опубликовали видео на грядущий праздник зимнего солнцестояния — песню «Йоль». Этим видео вы решили в уходящем году вспомнить тех ребят из старого состава, которые ушли весной. Расскажи об этих людях. И вообще о тех, кто в разные периоды был в вашей группе.

– Так вышло, что ко всем клипам по циклу песен о праздниках колеса года мы сняли сначала сюжетную часть, спустя год музыкальную. Нам приходилось ждать подходящий сезон и погоду, съёмки затянулись на 2,5 года, за это время состав менялся, и, как следствие, мы сейчас монтируем и выпускаем ролики с составами, где присутствуют те музыканты, которых в группе уже нет. Так было и с Мабоном, и с Самайном, теперь с Йолем. Бывало так, что из-за постоянных нестыковок по времени мы не могли собраться полноценным составом, а погоду и уходящий сезон нельзя было упускать, чтобы показать атмосферу праздника, поэтому в некоторых клипах кто-то просто не доезжал до съемок, так как их было уже просто не перенести. Поэтому Йоль мы сняли без гитариста и давулиста, а гитару пришлось взять в руки мне. Но из тех, с кем мы уже попрощались в этом клипе, была наша бывшая замечательная барабанщица Лизонька и весьма позитивный и харизматичный джембист Артём, хотя в Мабоне и в Йоле он у нас заменял басиста. В нашей группе иногда встречались музыканты, которые играли не на одном инструменте. Также этой осенью из официального состава ушли виолончелистка Марго и мультиинструменталистка Вита, которая за своё время в «Кайлех» успела поиграть и на виолончели, и на колесной лире, и на басу, и на мандолине (пожалуй, самый частый в последнее время её инструмент). С Витой мы знакомы и играли вместе ещё со времен «Алруны». Но в целом, с девчонками мы не попрощались насовсем, они скучают по нам, а мы по ним, поэтому на каких-то фестивалях мы ещё обязательно поиграем вместе. Были и другие ребята и девочки, которые в своё время принимали участие в развитии группы, а потом пошли по своему музыкальному пути. Кто-то самостоятельно, кто-то уже в другие коллективы. Каждый состав был всегда по-своему хорош, а сейчас особенно.

– Какие планы у Cailleach на ближайшее время?

– На ближайшее время в планах записать постепенно 2 альбома, так как материала уже достаточно для этого, и, конечно же, продолжать очаровывать и покорять фолк-сцену нашей матушки России как на петербургских сценах и уже полюбившихся фестивалях, так и за его пределами.

– Веришь ли ты гороскопам? Знаешь, в чëм и как нужно встречать год Зелёной Змеи?

– Спорный вопрос. В гороскопы нет, а вот в детальную астрологию — пожалуй. Я без понятия, в чëм нужно встречать год Зелёной Змеи, могу сказать точно, что я сама родилась в год змеи и встречать этот год буду в любимом серебристом платье. Думаю, что на любой праздник нужно наряжаться так, чтобы нравиться себе и быть в хорошем расположении духа вне зависимости от цвета. Тогда и настрой на грядущий год будет отличным, несмотря на любые приметы.

– Чего пожелаешь друзьям и поклонникам в Новом году?

– Пожелаю веры в себя, свои силы и цели, неугасающего внутреннего солнца, которое, как маяк, будет вести за собой, здоровья и сил на воплощение своих желаний, а также веры в свои мечты и никогда не забывать, что внутри каждого из нас живет искренний и очень непосредственный ребенок, нуждающийся в толике тепла и волшебства, которое со временем и взрослением пропадает из нашей жизни. И этого внутреннего ребенка непременно нужно иногда радовать и давать волю его воображению. А для этого наша группа и создает своё творчество. Дабы каждый нашёл свою песню, которая откликнется в его душе, поймал вдохновение и на этом запале мог достичь чего-то очень важного.

Фото из архива исполнителя