Головокружение – символ века



Мара

«Я выбираю тех, кто никогда не выберет войну!»
(Мара, «Головокружения»)

Искусство и политика всегда были тесно и неразрывно связаны друг с другом. Книги, картины, скульптуры и прочие символы своих эпох со сменой власти запрещали, а порой и уничтожали, создавая (или не создавая) взамен новые. А люди искусства оказывались первыми после власть имущих, у кого была публичная возможность выразить всеобщее мнение или донести собственное до широких масс. Или хотя бы до круга своих почитателей. Раскрыть им глаза, заставить думать, чувствовать, сопереживать. Со второй половины XX века пальму первенства среди средств «общения» с большой аудиторией прочно удерживает музыка. Рок-музыка. Концерты и фестивали. За и против. Против наркотиков. Против войн и насилия. За мир во всём мире.

Выступление певицы Мары, состоявшееся 07 июня 2014 года в Санкт-Петербургском клубе «Зал ожидания», тоже стало своеобразным манифестом против беспредела, творящегося в эти дни и месяцы на Украине.

Концерт стал завершением тура «Почувствуй разницу», и, по словам самой Мары, зрителям представилась «последняя возможность по полной насладиться старыми песнями из первых двух альбомов». К осени певица планирует подготовить полностью обновлённую программу.

Мара удивительна. Красива и талантлива. Энергична и эмоциональна. Душевна и искренна в своём творчестве. Каждая её песня – это отдельный мини-фильм. Отдельный мини-спектакль театра одного актёра, где отсутствуют дорогие декорации и многочисленные второстепенные персонажи, а все тонкости сюжета полностью передаются лишь оттенками голоса и минимальным набором жестов. Любая тема, которую она затрагивает в своих песнях, это не набор заученных фраз. Это честный разговор со слушателем о вечных общечеловеческих ценностях. О жизни и смерти, о любви и предательстве, о свободе и рабстве, о добре и зле, о войне и мире.

Певица охотно делилась творческими планами, рассказывала не только о готовящейся концертной программе, но и о новом сингле, работа над которым уже активно ведётся. Благодарила питерскую публику за поддержку. Поднимала проблемы «банальных нелепых смертей, которых можно было бы избежать», посвятив песню «Беда» в частности и памяти Михаила Горшенёва, что вызвало настоящий шквал аплодисментов.

Но чаще она говорила о другом. О том, что уже много месяцев не сходит с экранов телевизоров. Об актуальном, а для многих и наболевшем. О конфликте на Украине. Говорила о самолётах, сбрасывающих кассетные бомбы, которые ещё в 2003 году, когда и увидела свет соответствующая песня, казались всем такими далёкими, а теперь это происходит совсем рядом у наших границ. Вспоминала о тех, о ком забыли СМИ, и кто вернулся с этой войны «грузом 200». Призывала думать, находить верные решения и откликаться на чужую беду. И исполненная на концерте новая песня была, по её словам, написана по ощущениям от известных событий. Песня «о выборе каждого солдата, каждого воина, каждого человека, который оказывается втянутым в эту войну».

Она говорила уверенно, резко, призывно, будто не для нескольких сотен посетителей небольшого клуба, а, например, для многотысячной многонациональной аудитории ставшего уже историей фестиваля Live Aid, где словно бы ей и предстояло выступать от лица своей страны.


Трещит голова у земного шара
От проблем, конфликтов и забот.
Ещё год или два этого кошмара -
И Земля с дистанции сойдёт, -

так пела почти 30 лет назад представляющая на Live Aid тогда ещё Советский Союз группа «Автограф» в своём «Головокружении», возможно, немного романтичном и наивном по современным меркам.


Массовые головокружения
Взламывают нервы полиции,
Мне не верится, что
Это всё кончится добром.
Такое напряжение
На наших лицах,
Говорят, сдержат с трудом.

А это «Головокружения» Мары. Злободневные, жёсткие, прямые, отражающие действительность такой, какая она есть. Они стали не только «главной песней» ещё февральских концертов в 4-х городах Украины, но и настроением завершающего тур выступления в Санкт-Петербурге.

Времена меняются, глобальные проблемы остаются и множатся. Но во все времена находятся музыканты, не желающие молчать. И не важно, сколько человек услышит их в данный момент – сто единиц или сто миллионов.

С одной стороны, может, и не стоит слишком перегружать музыку и концерты политикой, но, что характерно, за всё двухчасовое выступление из зала не донеслось ни единого недовольного возгласа и несдержанного комментария. Значит, интерес к «острым» темам и у музыкантов и у слушателей оказался взаимным. Пусть так. Каждый вправе говорить о том, что в данный момент для него важно.
Не знаю, что именно сильнее впечатлило зрителей – возможность ещё раз услышать любимые песни, многие из которых, вероятнее всего, прозвучат теперь очень нескоро, уступив место новому материалу, или общий эмоциональный фон выступления, но почти никто не покинул зал, пока Мара не вышла на бис. Звали дружно, продолжительно, громко скандируя её имя. Сложно припомнить за последнее время даже концерты зарубежных «монстров», где бы поклонники так не хотели расставаться с кумирами. Конечно же, она вышла, снова поблагодарив всех собравшихся и пригласив на заявленное на следующий день выступление в Великом Новгороде в честь Дня города.

Конечно, со временем и новый материал станет столь же ожидаемым и подпеваемым на концертах, как сейчас многие вещи из «Откровенности», «220V» и «Двух миров», но пока все собравшиеся отрывались, радовались и грустили вместе с Марой, помогая исполнять давно полюбившиеся песни. «Дельфины», «Никому не рассказывай», «По дороге к Амстердаму», «Холодным мужчинам», «Невзаимная любовь», «Чё на чём», «Не увиделись больше», «Целуя сердце», «Япония», «Неоспоримо взрослым», «Калевала»… Ради такого сета однозначно стоило посетить этот концерт.

Пожелаем Маре успешного завершения работы над синглом и будем надеяться, что в следующую встречу темы для бесед станут куда более мирными и спокойными.


Ольга «Reina» Василенко

01_Mara
02_Mara
03_Mara
04_Mara
05_Mara
06_Mara
07_Mara
08_Mara
09_Mara
10_Mara
11_Mara
12_Mara
13_Mara
14_Mara
15_Mara
16_Mara
17_Mara
18_Mara
19_Mara
20_Mara
21_Mara
22_Mara
23_Mara
24_Mara
25_Mara
26_Mara
27_Mara
28_Mara
29_Mara
30_Mara
31_Mara
32_Mara
33_Mara
34_Mara
35_Mara
36_Mara
37_Mara
38_Mara
39_Mara
40_Mara
41_Mara
42_Mara
43_Mara
44_Mara