Там, где сольются устье с истоком, -
Любовь и свобода,
Камни и ветер, дети дороги.
Лишь сны о лете. Легкие крылья.
Не бойся лететь вслед, всего лишь не бойся...
Любовь и свобода... (с)
Не так давно наша оперативная группа репортеров побывала в замечательном городе Выборге, который полон талантливых музыкантов. Мы встретились с представителем старой школы рока, лидером группы GERALDIKA, Алексом Моро. Алекс по-дружески пригласил нас в гости в свою квартиру-студию. Говорили о многом, философствовали о том, что времени не существует, а если еще приятная компания и занимательная беседа, то это может стать самым лучшим из событий в жизни. «Мансарда Моро» — замечательное место, где рождались и рождаются замечательные аккорды и великолепные стихи. Итак, узнавайте и открывайте для себя качественный старый-добрый рок.
Я так понимаю, Алекс, вы основатель и неизменный лидер группы GERALDIKA….
Погоди, я сейчас достану пиджачок, у меня там ордена-медали…
Группа существует с 1994 года, то есть она образовалась после развала СССР. Как вы начинали?
Во-первых, я купил себе гитарку, причем так, случайно мимо проходя. Потому что мне было скучно. Я не играл тогда на гитаре, хотя какие-то попытки, конечно же, были. Принес ее домой, абсолютно не зная ничего, дернул за шестую струну и понял, что я попал. Дальнейшее мое обучение происходило дома, без всяких учителей. Я самоучка. Мне первые три аккорда показали, и я где-то что-то подсмотрел, а так сам придумывал аккорды просто потому, что вот так звучит, а так не звучит. В общем, тренировался много, по восемь-десять часов в день. В Выборге в начале девяностых было большое рок-движение. Сформировалась определенная тусовка, достаточно широкий круг общения, в который меня ввели знакомые мне по училищу музыканты. Я к тому времени начал свои песни писать. Одна из первых моих песен — «Свадьба», которая звучит на недавнем альбоме. 23 года прошло с тех пор, как я взял в руки гитару и начал писать какие-то свои первые песни. Ну и понеслось. Мы сейчас на третьем этаже, а тогда мы жили на втором, там и происходили все наши тусовки. В городе было три-четыре флэта, где собиралась вечерами неформальная молодежь. Клубов-то не было, негде было пообщаться, потусоваться, как говорится, вместе выпить да песню развернуть. Все это перетекало ко мне. Собиралось каждый день Божий до 30-40 человек в комнате 13 квадратных метров. Сидели даже на шкафу. Пели, тут же репетировали. «Я умею на гитаре играть, давай я тебе песню спою», «а я вот немножко тоже умею, давай я тебе спою». Находились точки соприкосновения, линии пересечения, завязывались дружеские отношения среди музыкантов. «Давай вместе банду соберем». И вот собрали банду в 1994 по осени, и было нас человек шесть. Пока придумывали название, я зачем-то пошел в кладовку и там на глаза мне попалась коробка с надписью ГЕРБАРИЙ. Я сказал: «Вот нормальное название для команды». Мы так и просуществовали как ГЕРБАРИЙ аж до 1997 года. Так что GERALDIKA является преемницей. Я как лидер коллектива решил, что название ГЕРБАРИЙ устарело. Я узнал что по стране существовало еще несколько коллективов с таким названием.
Почему именно стали GERALDIKA,а не, скажем, «Вася Пупкин»?
Все в команде были символисты, и от этого я, наверно, и отталкивался в выборе нового названия. Если люди символисты, то это символы, эмблемы, гербы, если много гербов вместе — то это некий анклав гербов, а если это анклав гербов, то это, соответственно, наука геральдика. Поскольку мы не наука, а бэнд, то пишемся латинскими буквами, а не русскими. Также я считаю, что название — это бренд, и его на русском языке писать не стоит. Также у нас есть определенная договоренность с рэп-командой ГЕРАЛЬДИКА с Украины, которая пишет свое название на русском языке. Собственно, меня хоть забором назови, лишь бы музыка была грамотная. Самое главное — это коллектив единомышленников. Пусть будет GERALDIKA до конца времен. Группа уже 19 лет как-никак, 20 октября день рождения.
То есть можно уже пить? курить и ходить в магазин за алкогольными напитками?
Мы коллектив единомышленников, потому что если бы не было единомышленников, то все бы это уже давно развалилось. В команде существует некая культурная дисциплина, заливать за воротник не позволяется ни на репетиции, ни до репетиции, ни на концерте, ни до концерта, и вообще что-либо употреблять, что могло бы помешать трезвому осознанию ситуации. Есть общие правила по студии, правила по группе, в которых все четко расписано по пунктам. Вся команда придерживается здорового образа жизни. Если музыкант пришел на репетицию с бодуна, то я, скорей всего, выписал бы ему под первое число и сказал: «Либо сиди и слушай, либо иди домой опохмеляться». Я прекрасно понимаю, что человек в таком состоянии не играбельный. Я много раз говорил, если человек играет в трезвом виде сто процентов нот, то 10% лажи допускается. А если человек выпил, то появляется некое разгильдяйство такое вот ЭГЕ-ГЕ-ГЕЙй!!! Можно еще так минус 40% нот. Может быть, обывателю это и не будет заметно, но музыкант профессиональный, который слушает такую музыку, сразу услышит, где лажа — неважно, в записи или на концерте. Вывод — трезвее больше чистых нот.
Как, на ваш взгляд, изменилась рок-сцена за последние 10 лет с 90-х по 2000-е? Изменилась ли она вообще?
На самом деле, все меняется, но есть какая-то общая преемственность. Возникают новые направления, стили, перетекающие один в другой. Как говорится, молодость — она всегда молодость. Приходят новые музыканты, старые уходят. Из них какие-то команды работают в стилях предыдущих исполнителей, а кто-то работает в симбиозе этих предыдущих стилей. Я пытаюсь делать симбиоз из музыкальных течений. Спросите меня, являюсь ли я рок-музыкантом со звездой во лбу? Я вам скажу, что не являюсь рок-, метал- или поп-музыкантом. Мне не важен ярлык, который на меня повесят журналисты или слушатели. Я меломан, мне важно музыку делать, а как она называется и к какому стилю ее припишут, меня не волнует. Я могу выразить свое творчество и в картинах, поскольку я пишу, и в фотографии, и в дизайне — в любом аспекте творчества, который существует в этом мире. То есть если бы я задался целью сделать какое-либо ювелирное украшение, я думаю, у меня бы получилось, поскольку я сначала бы выучился, а потом бы сделал это хорошо. Просто любое дело нужно делать хорошо. Что касаемо молодых исполнителей и преемственности рок-сцены в целом, то мне не хотелось бы лить воду. Не очень мне хочется во всем этом разбираться. На самом деле все как-то и печально, и нет. Печально то, что очень мало действительно достойных исполнителей, которые пишут достаточно глубокие тексты и играют от сердца свою музыку. Очень мало за последнее время тех, кто бы мне понравился. В основном целая куча всякого псевдо-металла, псевдо-рока, псевдо-русского рока, и между ними постоянно какая-то непонятная мышиная возня. Я стараюсь от этого всего отстраниться и делать музыку. Так что всевозможные фестивальчики, междусобойчики, перетиры-передряги меня абсолютно не интересуют. Я не состою в клубах или псевдо-орг-заведениях для зарабатывания бабла. Не хочется ни орденов, ни медалей, хочется музыку писать, а не участвовать в этой борьбе. Насколько я понимаю, в Петербурге есть два рок-клуба — один Ленинградский, другой Петербургский, и еще третья позиция, которая ни к тем ни к другим не примыкает. Я, пожалуй, займу четвертую.
Какие у вас музыкальные предпочтения?
Музыка. До ре ми фа соль ля си. Включая диезы и бемоли. Какие музыкальные предпочтения? Не знаю. Я всякую музыку люблю слушать.
Есть ли что- нибудь такое, что трогает или помогает творить?
Помогает творить Виктор Цой — он моя совесть. Потому что как-то так повелось. Вся русская классика в стихах. Музыка где присутствует глубокая поэзия. Высоцкий, Окуджава, Визбор, Цой, Кинчев, Шевчук, Кормильцев, Ревякин, «Крематорий», Летов. Лукич и Полковник - ушедшие друзья.
Живете вы в Выборге, а играете концерты где?
Живу в Выборге, как в загородном доме, как в районе Питера. Границы особой нет. В Питере я тоже прожил достаточно большое количество лет. Куда позовут, там и играем по большому счету. В основном в Питере, конечно, иногда даем концерты в Выборге, иногда их сами организовываем, поскольку аппарат позволяет. Иногда участвуем в фестивалях, которые в Выборге проходят, но их не так много теперь. Раньше команда была настроена на живые выступления, мы играли в Питере по два концерта в неделю, иногда даже по два раза в день. Я помню такой случай: я отыграл акустику в «Камчатке», у меня был полный зал, потом я поехал, по-моему, в «Джамбалу» (я был администратором этого клуба на Ваське), и там мы сыграли еще в электричестве на полный зал. За один вечер я умудрился дать два концерта. Сейчас это достаточно редко, поскольку нет времени. Невозможно разорваться на много таких быстрых концертов. Группа за девятнадцать лет только и делала, что играла концерты, поэтому настала пора, как говорится, задуматься о вечном и записать хотя бы что-то, чтобы люди слышали, что мы играем. Потому что география наших сторонников, которым нравится наше творчество, очень широка. Это и Россия, и страны ближнего зарубежья, а также какие-то западные страны, в которых тоже живут друзья. Для музыки нет границ. Мы рады, что нас ждут и в Челябинске, и в Барнауле, и на Украине, еще бы оплачивали нам дорогу — было бы вообще хорошо. Мы ребята не блатные, высоких гонораров не требуем, хотелось бы какую-то монету в карман положить на буханку хлеба с пачкой сигарет. Мы не бизнесмены, не барыги, чтобы какими-то путями зарабатывать и думать только о бабле. В основном, это делается все от души. Приглашают. Играем. Ездим. Сейчас ударились в записи, пописываем партии, планируем записаться на студии профессионально.
У кого вы хотите писаться?
Сейчас говорим с Калининым Андреем на студии «Рига». Мне понравилось, как он общается. Он адекватный, понимает музыку, не делает как попало. Он конкретно врубается в то, что делает коллектив, как он живет, он становится частью коллектива, сливается с каждой группой, с которой работает. Только тогда когда звукоинженер понимает, что хочет коллектив, получается именно тот конечный результат, который хочет видеть группа.
Какие на данном этапе времени цели и задачи вы ставите перед собой и группой?
Я сам четко понимаю цели и задачи, которые стоят перед командой. Пусть буду я амбициозным, но плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Я иду нормальными, спокойными, уверенными шагами к большим площадкам. Меня уже совершенно не интересуют маленькие клубы, фестивали, конкурсы самодеятельности и прочее, потому что понимаю, что там все куплено, либо это делается из-за денег, а я не хочу делать музыку конкретно из-за денег. Есть задача играть на очень большой охват аудитории. Меня интересует, чтобы наша музыка звучала из каждого окна, как группа КИНО. Я хотел бы, чтобы наша музыка понравилась как можно большему количеству людей, поэтому я хотел бы, чтобы она звучала и на НАШЕМ радио, и на ЕВРОПЕ, и на радио РЕКОРД, где одна попса, и на каком-нибудь ХЭВИ-МЕТАЛ радио, потому что у меня песни разные: лиричные, тяжелые, с глубоким смыслом, простые, как грабли, но их все нужно играть. Мы стараемся делать все в симбиозе еще в процессе работы. Главное то, что идея должна выражаться. Когда мы на репетиции что-то делаем, я уже думаю: «Ага, вот здесь бы хорошо виолончель и скрипку использовать. А здесь хорошо было бы использовать компьютерную обработку — наложение звуковых эффектов или диджейство».
Получается, вы не загоняете себя в какой-то определенный формат звучания.
Абсолютно. Мы не вешаем на себя изначально ярлыков, свободно относимся к музыке. Мы свободно можем играть все, что нам захочется. И кто и какой на нас повесит ярлык, меня особо не волнует, но неприятно, когда тебя не понимают или с кем нибудь начинают сравнивать. Хотя недавно прозвучала фраза о нас, что мы пост-КИНО. Я ничего в этом плохого не вижу. Если кто-либо так считает, может, оно и так, может быть, это стиль теперь такой новый - ПОСТ-КИНО. Хотя на вопрос: «В каком вы стиле играете?» и всегда отвечал: «Мы играем в стиле карманная музыка». Потому что музыку эту можно положить на диске или на кассете в карман, и она будет всегда с тобой.
Давайте поговорим о критике. Вас когда либо критиковали серьезно и как Вы, Алекс, к этому относитесь?
Замечательно отношусь, если критика здравая, без оскорблений и наездов, без изначальной провокации.
Это к тому, что если человек начинает сразу копать и заведомо хочет получить какую-либо компрометирующую меня информацию, я это прекрасно чувствую, мне это не нравится, и злить меня не надо. Когда мне говорят: «Ты тут вокал не дотянул, а вот здесь у тебя гитарист хромает, а вот эту строчку бы можно доработать» - это конструктивная критика. В этом случае я говорю: «Спасибо, ребята, я учусь на своих ошибках, давайте вот здесь подправим». Если это конструктивная критика, то я к ней замечательно отношусь. А когда с порога начинают лить грязь, то, извините, вы пойдете в бан и будете кричать там.
Для Вас музыка это основной вид деятельности или есть еще что-нибудь?
Для меня музыка — это жизнь. Я только так и живу. От секунды пробуждения до секунды засыпания — вот она, музыка. Музыка слов, музыка ритма, музыка счета, музыка поэзии, музыка видения — это все музыка. Везде музыка. В начале было слово, и слово было у Бога. Сначала была музыка, слова написали потом. В комнате, в которой мы сейчас находимся, я провожу большую часть своей жизни, потому что это моя келья. Здесь я учусь играть на гитаре, здесь есть Интернет, Контакт, музыкальные программы, вся музыка мира, все видео мира и отличное кресло пилота. Это комната, в которой я творю. Нужно что-то записать, идея пришла — вон гитары стоят и висят со всех сторон. Способы самовыражения могут быть во всем, не только в музыке, но и в картинах, в танце. Ночь — это время для творчества. Никто не мешает. Когда не пишутся стихи, не рисуются картины, я выражаю себя в другом виде.
Петь нужно от души, и жить нужно от души. Не перебарщивать. Если порвешь три струны на гитаре — ты не закончишь красиво песню. Нужно контролировать свою технику рук. Я этому обучаю детей при игре на гитаре. У меня к ним совершенно мягкий спокойный подход. Хочется сказать эмоционально, но говоришь: «Дорогой мой, поставь вот этот пальчик сюда, этот сюда. Запомнил? Повтори раз десять». Этим я вырабатываю в себе спокойствие. Я очень эксцентричный человек, очень взрывной. У меня есть две ипостаси: либо я белый и пушистый, но если где-то наступить на мою больную мозоль, я просто съем. У меня нет середины. У меня все конкретно черно-белое. Такой уж я уродился. У меня есть хороший пример — мой отец. Мои родители — это некая степень святости, которую я всю свою жизнь до конца своих дней буду пытаться достичь. Мне как человеку надо не потерять все то хорошее, что во мне есть, а то плохое, что во мне есть, стараться сдерживать, не давать волю чувствам и глупым поступкам. Единственный способ это делать — чаще вспоминать свое прошлое, какой ты был и кем ты стал. Нужно пересматривать старые фотографии, переслушивать старую музыку, вспоминать то время и те чувства и на основе этого делать выводы. Человек живет вперед, и ему уже неважно, что там было, а дальше те же грабли, эта же девушка плачет, этому опять по морде надавали... эх, красота! У меня все было, как говорится, sex, drugs, rock'n'roll. Все было. Это не хорошо и не плохо — это было. Вот какой я тогда был и какое у меня было мировоззрение, это я мог себе позволить. Я могу себе позволить это и сейчас, но делать этого не буду.
Получается, с возрастом ты начинаешь задумываться, стоит или не стоит делать какие-то вещи, которые ты уже делал. Так, что ли?
По большому счету да. Те вещи, которые ты мог бы сделать в девятнадцать или в двадцать пять, сейчас уже не сделаешь. Тогда ты делал их потому что не знал, что так нельзя делать, а сейчас ты знаешь, что так нехорошо поступать. Не по-человечески. Каждый из нас что-то в жизни своровал, но только один не понял, что так нельзя делать и будет воровать дальше, и вырастет вором, а другой понял, что так нехорошо. Должны быть внутренние ограничения. Важна внутренняя культура человека, а не мимолетное ублажение своих желаний. Это не говорит о том, что я этого сделать не могу, это говорит о том, что я этого делать не хочу.
Какое в жизни было самое лучшее событие у вас?
Каждый день — это событие. Я бы даже сказал, каждый миг — это событие. Лучшие события в жизни — это общение с моими друзьями и близкими. Общение – это одно из главных в этом мире. Мы делимся информацией, мы сейчас общаемся, и для меня это уже лучшее в жизни. А вообще самое интересное – это, конечно же, любовь.
Хотелось бы поговорить о крайнем альбоме группы GERALDIKA. Когда вы начали писать материал к альбому, сколько нервов убили и какие испытывали эмоции при написании альбома? Песни какого периода времени вошли в этот альбом?
В альбом вошли песни разных периодов, так как альбом — это совокупность песен по тематике. Каждая песня — это отдельная мысль, но должна быть некая совокупность, в альбоме песни должны быть взаимосвязаны. Поэтому не было взято просто отдельно десять разных песен, а подобраны по стилистике. Написаны же они были в разные годы. А если говорить о том, сколько ушло труда... Люди тратят годы на понимание процесса звукоинженерии. Вот и мне пришлось два года своей жизни потратить на программу, как она работает, на запись и редактирование. Так как я сова, то до семи-восьми утра я занимался альбомом. Конечно же, я устал от этого всего и поэтому позволил себе этим летом ничего не делать. Я понял, что я на грани нервного срыва, поскольку был еще такой момент, когда стерся жесткий диск с проектами, которые были за два года наработаны. Остались только сливки mp3, которые я скидывал в mp3 и прослушивал. В результате эти mp3-файлы, немного подработанные и причесанные, и были выложены в Интернет. Я с улыбкой говорю, что это альбом, скорее, это просто пробы пера, попытки уже наконец-то выложить что-нибудь более-менее прослушиваемое. Потому что наше предыдущее демо 2007 года — совсем с другим составом, с другим качеством игры, с другими аранжировками, с другим подходом к этим песням. И, что самое интересное, сейчас GERALDIKA играет намного лучше, намного интересней и грамотней. Понятно, что с годами опыт и уровень повышается, если к этому прикладывать усилия и терпение, но все еще зависит от профессионализма музыкантов, насколько они хотят себя каждый день тренировать и насколько они к этому готовы. У нас в данный момент сменился соло-гитарист, это другая школа игры, другая техника, и сейчас GERALDIKA звучит еще более профессионально. Можно смело сказать, что сейчас мы играем на мировом уровне. По технике, по качеству продукта мы уже лучше, чем на этой записи, которая была записана два года назад. Сил было с моей стороны вложено достаточно много. Техническая сторона, которую за кулисами не видит ни один слушатель, постигается с трудом. В любом деле нужно выучиться азам, а потом уже совершенствовать свое мастерство, и я понял, что моя жизнь не настолько длинна, чтобы потратить ее на основы звукоинженерии.
Расскажите о нынешнем составе GERALDIK`и.
Мы начали говорить о смене соло-гитариста. Сейчас на гитаре играет легенда выборгского рока, просто гениальный человек, Джимми Хендрикс нашего времени — Валерий Назаркин.
На барабанах у нас — Александр Борман Двинских. Это человек, который за две недели научился играть на барабанах перед концертом и спас ситуацию, отыграв целую программу на десять песен в прошлом году. Теперь он совершенствует это мастерство. Раньше он с нами играл на перкуссии, на бонгах, а также инструментах этнического направления, так как он сам любитель разной музыки. Также он участник всевозможных реконструкторских фестивалей и талантливый дантист.
Его брат — Владимир Двинских — был у нас долгие годы скрипачом в команде, потом сменил четыре струны на более толстые и стал басистом. Пишет свои песни, в недавнем прошлом — тоже лидер своей рок-группы. Братья Двинских оба преподаватели: Александр преподает перкуссию, Володя — гитару в официальной музыкальной школе.
Скрипач — Максим Павлов. Он у нас батюшка в соборе, имеет музыкальное образование, очень душевный человек. Принимал участие в создании группы.
Денис Виноградов, он же Виня. Мы ровесники. Он все время играл в параллельных коллективах, например, в группе «Трупомол». Виня к нам шел играть на бас-гитаре и волею судеб оказался на месте ритм-гитариста. Я подумал и сказал: «Виня, ты двадцать лет чешешь, почему бы тебе и дальше не чесать? Зачем тебе сейчас бас брать? Занимайся своим делом!» Я теперь так и говорю: если Виня у нас двадцать лет чешет, так пусть и дальше чешет, у него это получается очень здорово и, главное, точно. Он отлично попадает в такт метронома.
Также в коллективе на данный момент играет на перкуссии Даниил Максимов, наш сын полка. Он совсем молодой, работает задорно, все делает, помогает по техническим вопросам. Ведь это тоже важно. Главное в музыке — не только кто на чем играет, а кто и когда играет. Можно всю песню молчать, а потом сделать один маленький «бзынь», и это будет как раз то, что нужно для этой песни. А еще недавно к нам присоединились Ксения Ткаленко (виолончель), Ирина Гайдай (синтезатор).
Это все участники группы или есть еще?
Да вроде как все. Еще есть я, Алекс Моро — вокал, гитара, тексты, аранжировка и звукорежиссер нового альбома. На альбоме можно услышать звучание клавиш, у нас еще планируется ввести в состав пианиста. Я считаю, что альбом — это маленькая фантастика, которую нужно сделать всеми доступными способами. Я когда был маленьким, спросил у папы (у меня родители хорошо рисуют), можно ли картину ручкой нарисовать. А он ответил: «Хоть пальцем рисуй. Какая разница, чем нарисовать, главное — как нарисовано». Что касаемо музыки, получается та же самая история. Нет предела совершенству.
Почему Алекс Моро?
Какой очень хороший вопрос. Потому что это прозвище мое такое Моро.
Как возникло?
Где-то после школы и возникло. Алексом меня мама называет с детства. Мне нравится, и если меня так называют, я так и откликаюсь.
Алекс, что бы Вы могли пожелать молодым музыкантам...
Пожелание молодым музыкантам я могу дать только одно: если вы хотите что-то сделать — делайте, если вы хотите играть — играйте, играйте, как хотите, как ваша душа поет, и как можно больше играйте, как можно больше тренируйтесь. Каждый день нужно с гитарой быть, не выпускать ее из рук, что-то все время играть, «снимать» чужое, и у вас вырастет техника игры. Спросите у тех, кто давно играет, как это делается, они вам покажут. Если вы выучите основные приемы игры, то дальше вы будете ими пользоваться и выражать через эти приемы свои мысли, эмоции и чувства.
И, конечно же, хочется услышать пожелание матерого волка нашему порталу.
Время от времени отдыхать. Всему порталу отдыхать, через отдых быть в единении с природой и не забывать, ради чего все это делается, - ради любви.