«День и Ночь Святого Патрика»: 17.03.18. Известия Hall, Москва



День Святого ПатрикаКакие ассоциации приходят в голову первыми, если услышать слова «День Святого Патрика»? Лично у меня перед глазами тотчас же появляется обилие зеленого цвета: тысячи оттенков, от нежно-салатового до густого, хвойно-изумрудного. Потом уже картинка детализируется, появляются лепреконы в забавных зеленых цилиндрах, украшенных клевером и золотыми пряжками, зеленые расклешенные платья красавиц-танцовщиц с огненно-рыжими волосами. А затем уже откуда-то из глубины этого царства зелени перед внутренним взором всплывают очертания далекого и волшебного Изумрудного острова с его крутыми обрывами скалистых берегов и пенящимися внизу волнами, с руинами старых замков, острова, овеянного множеством легенд и ставшего источником вдохновения для многих музыкантов, поэтов и художников.

Появившись в Ирландии и изначально будучи праздником, посвященным христианскому покровителю ирландской земли, День Святого Патрика постепенно и неизбежно впитал многое из ирландского фольклора и стал народным. В настоящее время день этот отмечается праздничными шествиями и фольклорными фестивалями не только в самой Ирландии, но и в других странах. И Россия не стала исключением. В нашей стране этот праздник нашел отклик в сердцах поклонников кельтской культуры. Каждый год в период празднования Дня Святого Патрика на всевозможных концертных площадках выступает множество музыкальных и танцевальных коллективов, творчество которых связано с кельтской культурой. Кроме того, в Москве ежегодно те, чье сердце бьется в такт хитросплетению кельтских ритмов, могут выйти на Парад Святого Патрика, пройти в празднично украшенном шествии, послушать сопровождающую парад народную музыку.

В этом году дата проведения фестиваля «День и Ночь Святого Патрика», ставшего гала-концертом Недели Ирландии в России, совпала с датой самого праздника. Столичный клуб «Известия Hall» собрал гостей 17 марта. В фестивале принимали участие школы и студии ирландского и шотландского танца, музыкальные фолк- и фолк-рок-команды. Также были организованы большая кельтская ярмарка, в которой представили свои рукотворные шедевры более десятка мастерских, и зал дегустации ирландских крафтовых напитков.

Стоило только нырнуть с людной московской улицы в полумрак клубного зала, и ты оказывался в ином измерении, пронизанном какой-то чарующей тайной. Даже время будто замедляло свой бег в этом сказочном месте. И как Томаса Лермонта из древней легенды, вошедшего вдруг, окружал совсем Иной народ. Хороводы и пляски, улыбки на молодых счастливых лицах. Яркие костюмы – народные, дизайнерские. Стройные девы в роскошных платьях, статные мужи в килтах. Под акустическую традиционную музыку первых двух команд – St. Patrick’s Brigade и Lost Temple Brothers кто-то из присутствующих уже отчаянно отбивал ногами замысловатые фигуры ирландских танцев или мчался в шальном хороводе, а кто-то стоял у сцены, каждой клеточкой впитывая неповторимое настроение, наполняющее звуки и гармонии ирландских напевов, любовался восхитительными пейзажами этой страны, которые сменяли друг друга на большом экране. И даже софиты высоко под потолком светили зеленью, бросая изумрудные отсветы на все вокруг. А искусственная дымка, наполняющая сцену и танцпол, казалось, была не чем иным, как туманом, принесенным каким-то случайным ветром с заливных ирландских лугов.

Выступления музыкантов чередовались с танцевальными номерами профессиональных хореографических коллективов. На сцену «Известия Hall» в этот незабываемый вечер выходили Ars Longa, Celtic Wind, Ceilidh, Carey Academy, Iridan, Вереск, Brave Scots. Многие из названных коллективов сочетают в своих танцевальных композициях черты традиционных народных и современных танцев. Их выступления стали отличным примером того, как в нынешний век эклектики современное и традиционное все глубже проникает друг в друга, рождая новые формы.

Именно эту линию продолжили музыканты The Dartz, представив публике свои композиции, рок-н-ролльные по инструментальному составу, аранжировкам, с одной стороны, и глубоко этничные по мелодике и форме – с другой. Люди в зале продолжали танцевать. И совершенно внезапно по инициативе одного из добровольцев, пока группа еще готовилась к сету, желающим было предложено разучить бретонский танец Andro, чтобы затем исполнить его под одну из песен The Dartz.

На протяжении всего вечера воодушевлял гостей, представлял выступающие коллективы фронтмен группы ТИНТАЛ Федор Воскресенский, чей голос официально признан «голосом фестиваля Дикая Мята». Сами музыканты ТИНТАЛ вышли на сцену следом за группой The Dartz и подарили давним поклонникам и просто любителям фолка свои незабываемые хиты, звучание шотландской волынки, ярость дикого танца и нежные напевы «Небесной джиги».

Казалось бы, именно ТИНТАЛ своими роковыми риффами должны были открыть следующую страницу фестиваля, и теперь на сцене будут только «тяжелые» команды, но внезапно перед публикой появилась группа CUAS, гости из самой Ирландии. Эти обаятельные музыканты снова вернули слушателя к традиционной фолковой акустике. Такое композиционное решение было неожиданным, но, наверное, именно оно помогло оценить по достоинству каждый играющий коллектив, не создало ощущения «однонаправленности» звучавшей в тот вечер музыки. Появление CUAS стало своеобразным тематическим лейтмотивом, позволившим слушателям возвратиться к музыкальным истокам и глубже понять пути их развития и изменения.

Новым контрастом стало появление на сцене питерской команды ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ. В музыке этого коллектива присутствуют не только кельтские, но и скандинавско-финские мотивы, что делает ее звучание более суровым по сравнению с чисто шотландским или ирландским. Музыканты представили динамичную программу, бурную и неистовую, в которой, несмотря на разудалые и веселые мелодии, все же ощущался дух суровых северных завоевателей – викингов. После выступления гостям фестиваля был презентован новый клип команды на песню «Patrick INT», посвященный празднованию Дня Святого Патрика и его неизменной атрибутике.

Завершающим мощным аккордом этой симфонии звука и зеленого цвета стал выход Оркестра Волынщиков Москвы. Музыканты наполнили все пространство большого зала Известия Hall победным звучанием множества волыночных голосов, сопровождаемых барабанами и «тяжелыми» риффами гитар. В исполнении Оркестра прозвучали как традиционные шотландские мелодии, так и переложенные для волынок зарубежные танцевальные хиты 80-х и мелодии русских народных песен.

Когда стихли звуки волынок и умолкли барабанные дроби, казалось, ничего уже больше не произойдет. Но слушателей ожидал еще один сюрприз. На сцену вышел совершенно непредсказуемый коллектив Trelligh, сочетающий современное электронное звучание с мелодиями славян, кельтов, финно-угров и скандинавов. Несмотря на то что «День святого Патрика плавно перешел в Ночь», как отметил со сцены Федор Воскресенский, и на часах уже было более 23-х часов, публика не расходилась. Наоборот, те, кто еще совсем недавно рьяно отплясывал под зажигательные волыночные хиты, остановились возле сцены, притихли. Музыка Trelligh имела над слушателями особую власть…

Вспоминая этот яркий и незабываемый день, промелькнувший так быстро подобно легкой ирландской плясунье, понимаешь, почему музыкальная, танцевальная и художественная культура этой замечательной страны так любима и почему, органично вплетаясь в формы современного искусства, она и в наши дни способна дарить вдохновение и радость. Есть в ней какой-то особенный свет, какое-то особое состояние духа. Люди всегда тянутся к свету подобно тому, как весной тянутся к солнцу молодые побеги. И не потому ли цветом этого праздника, да и самой Ирландии, стал цвет надежды и жизни – зеленый?..

 

Текст: Феникс
Фото: Кристина Федорова