В пятничный вечер 2-го октября Большой каминный зал арт-салона «Невский, 24» гостеприимно открыл двери для поклонников арт- и хард-рока, хэви-метала, и просто хорошей музыки. Здесь состоялось выступление легендарного музыканта – экс-вокалиста групп «Автограф», «Маврин», «Ария», участника самых разнообразных проектов – Артура Беркута.А пока зрители только собирались и настраивались на позитивный вечер, мы пообщались с Артуром о его ближайших творческих планах, об уроках вокального мастерства, о гитарах и о многих других, не менее интересных вещах.
- Артур, у вас довольно-таки насыщенный график выступлений. Это и концерты группы, и акустические концерты, и выступления с другими музыкантами в качестве приглашённого гостя. Требуется всё-таки определённая подготовка или вы легко переключаетесь от одного формата выступления к другому?
- Без проблем, абсолютно. У меня, на самом деле, формат один. На любых концертах я пою те песни, которые уже были когда-либо написаны, или какие-то свои новые произведения, и могу их сыграть как в группе, так и в акустике – под гитару или под фортепьяно.
- Сейчас, если я правильно понимаю, идёт работа над новым материалом. Это будет альбом группы или ваш сольный акустический?
- Я думаю, что некоторые ребята из ансамбля будут туда приглашены, но в основном, по просьбам наших поклонников, этот диск делается более лирическим. У нас достаточно темповых песен, не обязательно металлических, но темповых. А этот альбом мы назвали «Сюита темы вечной». В него мы включили несколько песен, которые я буду петь дуэтом с Оксаной Михеевой. Ещё я пригласил Сергея Мазаева, который будет играть на саксофоне, и уже получил на это его согласие. А кроме него будет несколько очень талантливых молодых музыкантов, которые играют на различных духовых музыкальных инструментах.
- Это будет полноформатный альбом, а не сингл?
- Я думаю, что да, это будет полноформатный альбом. Единственное, о чём сейчас идут споры, включать ли туда две наши новые песни, которые мы сделали вместе с Александром Коноваловым – «Павшего замка песок» и «Металл устал». С одной стороны, хочется, чтобы эти песни тоже прозвучали на альбоме, а с другой стороны, я не знаю, вольются ли они по формату.
- То есть, у альбома будет какая-то общая концепция?
- Концепция – это та концепция, которую ты хочешь! (смеётся) У нас очень много вещей, которые были написаны в разное время, в разные периоды. Это может быть и баллада, и какая-то песня, скажем, в темпе вальса, которая по идее, не должна появиться на определённом альбоме, но если мы её туда включаем, она почему-то выстреливает и работает. Наверное, потому что сыграна одними и теми же людьми. Вот, полностью записаны на студии две песни и они темповые, поэтому мы пока думаем, ставить их на новый диск или нет.
- А как вообще происходит работа над новым материалом? Это больше творческий процесс, когда вдруг приходит в голову какая-то мысль, какая-то мелодия? Или же сочинение музыки для вас скорее работа, и вы целенаправленно садитесь, скажем, за пианино, чтобы написать песню.
- Нет, так нельзя – сесть и написать песню. О! Давайте напишем песню! О! Написали! (смеётся) Нет, так не получится, конечно.
- Значит всё-таки творческий процесс, и идеи приходят внезапно?
- Да. Если всё нормально, если душевное равновесие в порядке, то приходят на ум разные идеи, и я их потихонечку воплощаю в жизнь. Только сначала появляется музыкальная тема с какой-то напетой «рыбой», а уже потом на «рыбу» пишутся стихи. Но стихи, конечно, по моему желанию.
- То есть, когда мелодия ещё в процессе написания, вы уже представляете, о чём будет текст?
- Совершенно верно. Я не хочу писать песню про войну, если она про любовь, и наоборот.
- А почему вы выбрали для себя именно 12-струнную гитару, а не более традиционную и распространённую среди музыкантов 6-струнку?
- Мне показалось, что у 12-струнной гитары не совсем обычное, более объёмное звучание. А поскольку на акустических концертах мне одному приходится играть, мне кажется, что более объёмный звук способствует тому, чтобы концерт прошёл в таком ключе… более полноценном. Конечно, можно было бы некоторые песни сыграть и на 6-струнке, но тогда приходилось бы возить и 6-струнную гитару, и 7-струнную… (смеётся) и плюс ещё сумку с собой. Поэтому, я думаю, что лучше всё играть на одной гитаре.
- А посоветуйте, пожалуйста, начинающим музыкантам: можно ли сразу начинать учиться на 12-струнной гитаре?
- Нет, конечно! Начинающим гитаристам я лично вообще бы посоветовал пробовать играть на нейлоновых струнах, на классической гитаре. Не обязательно играть классические вещи, но это для того, чтобы пальцам не было больно. А на 12-струнной иногда просто невероятно больно зажимать струны.
- Вы ведь даёте уроки вокала. А кто может учиться у вас вокальному искусству?
- Кто угодно! Это и дети, и взрослые, и те люди, которые всегда хотели петь, но вообще никогда не пробовали это делать профессионально. Но хотели бы выступать на профессиональной сцене.
- То есть, можно учиться и, как говорится, «с нуля»?
- Да! Это абсолютно не проблема. Это просто вопрос времени, вокальных данных и способностей. Я считаю, что любой человек может найти для себя вокальную нишу в любом жанре. И я помогаю им это делать.
- А есть у вас ученики, которые уже сами выступают на профессиональной сцене?
- Да, есть люди, которые уже играют в группах, есть музыканты, которые поют сольно. Причём, эти музыканты – именно инструменталисты, которые пришли заниматься вокалом для того, чтобы петь бэки. И когда они стали петь, то поняли для себя, что могут петь соло. И поэтому у меня есть такая идея: в скором будущем сделать такой концерт, собрав в нём своих учеников.
- Это было бы здорово!
- Конечно, здорово! Может, они пока ещё не совсем готовы и немножечко стесняются, но я считаю, что чем быстрее человек выйдет на сцену, тем организованнее себя почувствует. Хочется ускорить процесс.
- Ну, и для тех, кто ещё только собирается пойти учиться вокалу, это тоже полезно. Они смогут посмотреть, чего добились другие ваши ученики.
- Да, и это тоже.
- А на свои альбомы кого-то из учеников приглашаете в качестве бэк-вокалистов, или у вас нет такой необходимости?
- Дело не в этом, а в том, что сейчас, в связи с последними событиями, студия стоит колоссальных денег, и мы все стали заложниками такой ситуации. И именно поэтому у нас запись немного откладывается. А если я сейчас буду приглашать бэк-вокалистов, запись займёт в два раза больше времени. И не потому, что они плохо споют, а потому что захочется какой-то окраски, окраска требует времени, а время требует денег.
- В вашей творческой музыкальной семье дети тоже растут музыкальными?
- Моей дочери 9 лет, у неё очень хороший слух, но я не замечал за ней, чтобы она хотела идти на профессиональную сцену. Она и сама говорит, что не хочет. А вот сын, которому 6 лет, прямо рвётся на сцену. Причём, у него очень хорошие данные не только вокальные, но и танцевальные. Я заметил, что он очень здорово движется. Но я просто не хотел бы на него давить и заставлять специально заниматься. Только, когда я почувствую, что человек сам этого хочет. Потому что я сам по себе знаю, из своего детства, что если я не хочу что-то делать, то лучше меня не заставлять. И сын у меня точно такой же, я просто уверен в этом. Единственное, я честно могу сказать, что я бы не хотел, чтобы мои дети попадали в шоу-бизнес, потому что это не совсем чистая вещь.
- Вы себя проявили уже не только как музыкант, но и в некотором роде, как актёр. И в своих клипах снимались, и в телевизионных шоу, и, можно сказать, в театральных постановках участвовали, в «Эльфийской рукописи», например…
- Это не совсем театральная постановка, просто сценический образ такой…
- Но всё-таки это и не рядовой концерт… А если бы вам предложили сняться в кино, вы бы согласились?
- Конечно!
- А в каком жанре предпочти бы фильм? И какую роль?
- Даже не знаю, нужно пробовать. Мне кажется, лучше всего у актёров получаются те роли, когда они играют самих себя. Я уверен, что это в принципе самое сложное, но всё возможно. Наверное, чтобы сыграть кого-то, изобразить чей-то образ, нужно ещё раз перечитать «Мою жизнь в искусстве» Станиславского, проникнуться этим и попробовать. И очень многое зависит, конечно, от режиссёра. Хороший режиссёр сможет заставить играть кого угодно.
- На следующий год вашей группе будет уже пять лет…
- Уже пять лет??? Кошмар! (смеётся)
- Да! Мы всё подсчитали. Вы уже думаете, как отметить этот маленький юбилей?
- Нет! Я никогда не думаю заранее. Знаете, всегда, когда планируешь заранее, какие-то даты для себя выбираешь, какой-то клуб, это никогда не срастается. А если всё делаешь буквально за неделею, всё получается и идёт как по маслу. Я не суеверный человек, но просто мне кажется, что всё должно прийти само и идти своим чередом.
- Вы были в Санкт-Петербурге с творческим вечером ещё в 2010-м году и выступали тогда на не совсем обычной площадке. Это был парусник «Кронверк»…
- Да, шикарное место!
- И сегодня тоже место не совсем обычное, арт-салон.
- Я считаю, это тоже очень хорошее место.
- Ну да, интересное, не рядовой клуб. А помните какое-нибудь самое необычное место, где вам доводилось выступать сольно, с группой, может быть, ещё с «Автографом»..?
- Необычное место… Даже не могу сказать, сейчас и не вспомню. Вот, например, если смогли бы, например, под водой снять клип, это было бы необычное место, а так, где мы только не играли, что мы только не играли… (смеётся)
- А удалось ли сегодня днём где-то погулять по городу?
- У меня, к сожалению, бывает прогулки очень мало времени. Город замечательный, город фантастический, и сегодня мне удалось наконец-то погулять. Не так много, конечно, я бы ещё задержался на три-четыре дня, но всё равно сегодня здорово погулял.
- Да, сегодня вам даже повезло с погодой.
- Для меня вообще нет плохой погоды, для меня главное, чтобы все были живы и здоровы.
- А есть ли какие-то места в Питере, которые вы стараетесь посещать в каждый приезд, даже если мало времени?
- Весь город красивый! Ещё с группой «Автограф» я провёл много времени в гостинице «Советская», и у меня очень много воспоминаний, связанных с этой гостиницей. Я там очень давно не был и, конечно, хотелось бы туда съездить, хотя я думаю, что там всё по-прежнему. А так, я не стал бы какое-то определённое место называть. Всё очень красиво. Например, Исаакиевский собор – фантастика.
- На колоннаду Исаакиевского собора поднимались когда-нибудь?
- Нет! Но если доведётся, в следующий раз с удовольствием схожу.
Портал Insurgent.ru выражает благодарность Оксане Михеевой и директору арт-салона «Невский, 24» Никите Круглову за помощь в организации интервью.
Материал подготовила Ольга «Reina» Василенко.