Михаил Нахимович и ВИА «ПЕNЬКИ», к 40-летию альбома Machine Head, 30.05.2012, клуб Jagger



Немного солнца в холодной воде, немного лета после зимы... и прочие цитаты, которые то и дело выходят за рамки

В этом году петербуржцы отважно сражались со стихией с самого января: то нас трясло от мороза, то засыпало снегом, то выдувало ветром с мокрых и холодных улиц, а 30 мая погода и вовсе решила устроить экзамен на прочность. К счастью, холод и сырость улицы забылись практически сразу, едва мы окунулись в тепло и уют клуба «Jagger». Да и как можно было вспоминать о капризах погоды (которой, как пелось когда-то, плохой не бывает, и с этим я согласиться не могу, уж простите), если впереди сверкало кометой выступление ВИА «ПЕNЬКИ», обещая приключения на пару со Звездой Хайвэя и новую встречу с дымом над водой!

Всегда интересно наблюдать за теми, кого давно не видел, подмечать малейшие изменения, радоваться тому, что осталось прежним. «Пеньки» как хорошее вино — со временем становятся только лучше и сильнее ударяют в голову: от голоса Михаила Нахимовича звенели бокалы на столах, а его друзья-музыканты раз за разом посылали такие вибрации по полу и стенам, что ты их ощущал везде, где бы ни вздумал присесть. Правильно делали, между прочим: сидеть, когда на сцене творится сумасшествие, просто позор! Уже с самого начала публика стала потихоньку сползаться к сцене — всех влекли энергия и позитив, излучаемые «Пеньками». Если кода-нибудь люди научатся видеть инфракрасные лучи или ауру друг друга, концерты «Пеньков» станут еще и свето- и цветомузыкальными. Впрочем, отсутствие паранормальных способностей в этот вечер с лихвой искупалось воздействием на все остальные органы чувств. Как говорится, имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит... хочется добавить: имеющий ноги да запрыгает! В плане прыжков отличились Михаил и басист Роман Затицкий. Почему-то все считают, что басисты не летают... Забудьте! Выйдя на сцену в бандане, как лихой корсар от рок-н-ролла, Роман в какой-то момент снял ее... о ужас, вместе с волосами!!! Не иначе, новый Ромин имидж способствовал особенно высоким прыжкам: оно и понятно, вышеупомянутый Рома явно стал легче, избавившись от роскошной шевелюры.

Символично, что последний в прошлом году концерт в честь семилетнего юбилея группы проходил именно здесь, и вновь клуб распахивает двери рок-н-роллу, и вновь звучат бессмертные хиты «темно-фиолетовых» творцов, и вновь группа отмечает юбилей, на сей раз — 40-летие альбома «Machine Head», когда-то взорвавшего умы и сердца слушателей во всем мире. В ритме нон-стоп прозвучал весь альбом: Highway star, Maybe I'm a Leo, Pictures of home, Never before, Lazy, Space Truckin' и, разумеется, Smoke on the water, которую, по словам Михаила, «знают даже те, кто не знает Deep Purple». Что ж, если после концерта кто-то пойдет в магазин и купит полную антологию Deep Purple, свою культурно-просветительскую миссию группа выполнит. Отдельно хочется отметить пронзительную балладу When a blind man cries, которая в свое время в альбом не вошла и вышла только потом в качестве бонуса. Спасибо Джо Сатриани, который в период своего недолгого пребывания в Deep Purple извлек из забвения эту замечательную балладу и добавил в нее два длинных гитарных соло в ритме блюза. Именно версию Сатриани сами «темно-фиолетовые» музыканты и играют до сих пор, и «Пеньки» последовали их примеру, добавив соответственно, и от себя. И, надо признать, именно эта концертная версия вызывает искренние слезы на глазах...

«Официальная» часть, посвященная альбому, кончилась, и музыканты ушли в отрыв. На сцену вышли две очаровательные девушки: Вероника Могилёв-Вольская, вокалистка питерской метал-группы SiilverCast, и Марина Малахова, бас-гитаристка из Москвы («Форсаж», «Вольная стая»). Михаил торжественно объявил, что «если вы знаете, что такое джем, сейчас будет он» и громко понадеялся, что «никто ничего не заметит». При участии очаровательных девушек были исполнены Knockin' at your back door и Woman from Tokyo, после чего Михаил, видимо, понял, что поровну дарить свое внимание обеим девушкам выше его сил, ибо каждая заслуживает внимания полного и безраздельного, и вместо них появился замечательный флейтист и старый друг группы Иван Бакулин, подаривший специфическое мистическое звучание десятиминутному шедевру Child in time. Но главный сюрприз ждал нас впереди: «Пеньки» решили скрестить классическую рок-музыку с академическим вокалом, и два рваноритмических трека Fireball и Into the fire украсила своим пением Ксения Гущина (Московский оперный театр-студия имени С.С. Прокофьева). Огненные песни, смягченные и вознесенные на небывалую высоту голосом солнечной девушки — что может быть изысканнее?

Чем дальше, тем больше происходящее на сцене напоминало капустник, а под конец и вовсе стало беспределом. Burn, Black night, Hush — вновь с участием Ксении и Вероники, Soldier of fortune с клавишником Владимиром Логиновым на басу и феерическое завершение вечера в виде Speed King. Воистину, «Пенькам» надо выходить на сцену не в девять вечера, а в семь или шесть, чтобы беспредел не зависел от времени и транспорта. Их же со сцены не прогнать!

Говорят, чтобы встретить кого-то вновь, надо прийти на то место, где виделись в последний раз. Сделаем вывод: хотите услышать Deep Purple – приходите на выступление «ПЕNЬКОВ». Время на месте не стоит, и легендарная группа уже не та, что раньше, но «ПЕNЬКИ» сохраняют дух рок-н-ролла, поворачивая время вспять, играя в стиле самих Deep Purple образца 70-х. В те времена двухчасовой концерт группы мог состоять всего лишь из трех или четырех песен, растянутых за счет непрекращающихся импровизаций. Старички играют так и сейчас, хоть импровизации и стали спокойнее с годами, но все-таки каждый раз по-разному. И вот за эту особенность, которую активно развивают «Пеньки», Михаилу и компании огромное спасибо! Ведь своими глазами убедиться в том, что одна и та же песня может быть бесконечно разной и не надоедать, не менее важно, чем в том, что ничто в этом мире не исчезает бесследно и всегда находятся те, кто готов перехватить эстафету и нести знамя рок-н-ролла дальше.

Altaxena