Вперед в прошлое - Ария, 14 апреля 2012 года, Москва



Когда-то в далеком 1985 году в городе Москва была закончена работа над первым студийным альбомом «Мания величия», который был выпущен самиздатом на обыкновенной магнитной кассете. Те, кто стояли тогда у истоков и предположить не могли, что спустя 27 лет, коллектив, претерпевший десятки изменений, все так же будет существовать и собирать тысячные залы.
Впрочем, когда в июле 2011 года группа объявила об уходе Артура Беркута, мало кто верил в то, что «динозавры» выдержат такие перемены, и вполне были готовы отпустить их на пенсионный и заслуженный отдых. Но не тут-то было.

Имя нового вокалиста естественно держали в тайне, бередя умы и нервы, как поклонников, так и недоброжелателей. Предположения были разными, а тем временем уже был записан очередной номерной альбом. И группа рванула на гастроли, объявив наконец-то имя вокалиста, которым стал Михаил Житняков, больше на тот момент известный, как голос «Гран-Кураж» и участник Династии Посвященных.
Первый же концерт в первопрестольной был объявлен лишь на 14 апреля 2012 года. И именно то, как будут принимать в Москве, покажет, насколько удачным был выбор вокалиста, не прогадали ли музыканты.
Но что-то мы затянули с предисловием. Итак, наступил тот день Х, когда от метро Динамо к клубу потянулись металлисты от мала до велика. Запуск был довольно оперативным и аккуратным, что сразу набросило самому клубу одно очко. Охрана тоже оказалась на редкость вежливой. Вот только гардероб платный. Вроде 50 рублей и мелочь – но неприятная.

Сам концерт начался в 20:20 – очень короткая задержка для такого коллектива. Интро, - ура, привычное интро – перешло в первую песню из нового альбома «Черный Квадрат». К слову очень подходящий трек, на «злобу дня сегодняшнего», динамичный и вполне способный раскачать немножко подуставший от ожидания зал.
Восторженные поклонники с интересом наблюдают за происходящим на сцене. И этот самый интерес в первую очередь вызывает Михаил Житняков. На нем кожаные штаны, черная футболка и напульсники на руках – ни дать, ни взять Валерий Александрович 87 года разлива. Стоит же Михаилу чуть повернуться в профиль, и ощущение того, что сейчас с группой стоит новый вокалист, а не первый, теряется.
Следующей песней объявляют «Бои без правил», и она доводит публику до нужной кондиции, все больше и больше присутствующих сменяют позицию наблюдения на отрыв. Фан-зона же сама по себе прочно и бодро скачет в такт музыке, вскидывая в воздух непременный атрибут любого рок-концерта – «козу», и, конечно же, подпевая.
Переменная облачность сомнений касательно выбора вокалиста музыкантами группы сменяется ярким солнцем софитов и глаз. К тому же, ночь, она всегда, короче дня. Да-да, именно, эта песня имела честь быть третьей в этот презентационный день.
Всегда интересно наблюдать за тем, как справится новый человек с уже давно известным материалом. Справился! Правда, если закрыть глаза и только слушать, не отвлекаясь от созерцания сцены, вполне можно и с оригиналом спутать.
А потом Михаил заговорил. О том, что никому не дано познать вечной жизни, и что даже мудрая птица феникс, спустя 500 лет умирает, дабы возродиться из собственного пепла. Именно так, под затаенное дыхание Арены, была начата песня из одноименного альбома «Феникс». И после бархатного и глубокого голоса Виталия Дубинина, который исполнил запев, под вступительное соло, на грифах гитар взорвались яркие огни – освещая сцену, самих музыкантов и первые ряды, чем вызвали неописуемый восторг поклонников.
Когда после песни «Дальний свет», мы услышали «Обман», стала понятна четкая канва сегодняшнего сет-листа. Каждые две новые песни обрамлялись старыми хитовыми вещами, которые исполнялись со сцены уже не раз. Этакий мимолетный экскурс в прошлое, перед очередным скачком в настоящее, еще свежее и новое, хоть и альбом уже многими заслушан до дыр.

Но Фениксом тема пламени не закончилась, «и запылала сцена новым огнем». Группа Ария поведала нам историю испанской инквизиции под пляшущие «кострища». Чем примечательна Ария, так тем, что в одной песне может уместиться несколько тем, которые умело сплетены в единое кружево музыкальными переходами. У них есть своя динамика, своя душа, что позволяет не только отличать их от остального творчества металлических команд, а и ставить на ту самую первую ступень, не только потому, что коллектив начинал в далекие 80-тые. Надо так же отметить, что многие, кто пришел на этот концерт, ждали исполнения «Легенды».
Следующая история была не менее зловещей и не менее трагичной. “История одного убийцы» увлекла зал за собой в водоворот мрачных страстей и тяжелой судьбы человека, который всего лишь жаждал любви. Вот только Михаилу не нужно было выливать на себя никакие зелья, дабы привлечь внимание публики. Она и так ловила каждый его жест, каждое слово, поддерживая криками «Ария». Впрочем, кроме этого слова чуть ли не впервые мы не услышали ни скандирования «Кипелов», ни «Беркут». Ария в кои-веки снова стала целостным организмом.
Разбавив компанию новых песен «Колизеем» и «Кровь за кровь», музыканты закончили знакомить нас с новым альбом посредством «Аттилы». Вполне разумно будет предположить, что именно этой песней было закрыто первое отделение мероприятия, так сказать, презентационная часть.
И не размениваясь на антракты, Ария зажгла в клубе свой «Последний закат». Первая песня в этом концерте, о которой можно смело сказать – не его! C ее исполнением Михаил Житняков не справился. Стойкое ощущение того, что именно этот трек уж точно был написан не под него. Даже перемена голоса не прошла незаметно. Ну, должна же быть и ложка дегтя, как ни крути.
Следом мы смогли погрустить под «Осколок льда», слиться в единую волну рук и голосов под «Штиль» и внять взывающему голосу о том, что «Небо тебя найдет». Не обошлось без песни о тех, кому милей дорога и ветер – о «Героях Асфальта”, не забыли и Жанну из «Улицы Роз». И все так привычно, все так знакомо.
Темная сцена, которую покинули музыканты, как бы намекала, что конец близок, но еще не состоялся. Что-то еще недосказанное оставалось в воздухе, витало, бередя разгоряченные умы и тела. Все и вся требовали продолжения, а точнее логической завершающей, некой точки, которая больше будет многоточием, как предисловие к долгому пути творчества, славы и успеха.

И бис, само собой, состоялся. Куда же Ария без бессмертного «Беспечного ангела», под который все поют едино и слаженно, а темнота наполняется десятками зажигалок и рук. Но заканчивать на грустной ноте у Арии не принято, а именно поэтому мы слышим «бой тарелок», с которых и начинается призыв отечественного металла – «Дай Жару».
«Мы из праха восстанем, мы не станем играть в чужие игры!..», - не только девиз сегодняшнего вечера, а и констатация факта того, что группа, которую многие похоронили, воскресла, и теперь набирает оборотов, впустив в свой единый организм свежую кровь.

Исходя из личностных наблюдений за этим вечером, вывод напросился сам по себе: реакция и прием группы публикой свидетельствует только об одном – концерт удался на сто пятьдесят процентов из возможных ста. Клуб Arena Moscow был полон, и это тоже показатель успешности. Кто знает, может еще и вернутся в жизнь Арии стадионы.
Впрочем, налицо еще одна особенность: публика, прощаясь с Беркутом, очень хотела видеть Кипелова на вокале, она его и получила, в лице, в голосе и в жестах Михаила Житнякова. Это отнюдь не катастрофа, это факт того, что никто из «динозавров» не прогадал с направлением. К тому же, в полку «арийцев» прибыло – часть тех, кто отказался от Арии после ухода Валерия Александровича, вернулись обратно, признавая за Мишей право на дальнейшую жизнь группы. Совсем, как в песне поется: «И вновь ветер нам вернет потерянные души».

Впрочем, душевности, внутреннего наполнения Житнякову все же не хватило. Вся его энергия ушла на то, дабы спеть и удержать публику, при этом совсем ничего не вкладывая в сам смысл песен. Это, бесспорно, промах, которого все же лучше избегать. Можно конечно, списать это на то, что огромный тур позади, и все силы уже растрачены. И, тем не менее, ощущение некой пустоты, чего-то недостающего присутствовало на протяжении всего мероприятия. А значит, есть еще куда расти, есть еще над чем работать – потенциал огромен, главное – правильно его употребить.
Очень порадовали и остальные музыканты, выдавая такой заряд драйва и веры в то, что происходит здесь и сейчас, что глядя на них, невольно начинаешь заводиться сам. И несомненно найдется куча скептиков, которым все будет не так. Без плохого мнения и хорошего не будет. Да и конфронтация никуда не денется.
Но начало положено, господа металлисты. Впереди Питер, впереди новые гастроли. Жизнь покажет, насколько живуча птица Феникс.

Темная