Черный Кузнец эпитафия.



ПОСЛЕСЛОВИЕ(Михаил Нахимович, Сергей Курнакин, Юлиана Савченко, Екатерина Белоброва)

DSC_4235.jpg

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - ОТЧЕТ

Прошлое тает... Надежды нет? (прощальный концерт «Черного Кузнеца» 26.11.2011, «Арктика»)
Фотографии Анастасии Фрид
DSC_9688.jpg

Удивительно, как слова «последний», «прощальный», «больше никогда» могут сподвигнуть людей прийти на концерт. Сменяется ли полсостава, уходит ли вокалист, прекращает ли существование весь коллектив целиком, - можно смело ожидать, что помимо верных поклонников явятся даже те, кто до этого не особо интересовался творчеством конкретной группы, а то и вовсе знал ее только по названию. Приходят посмотреть, что будет происходит на переломном этапе деятельности группы, послушать, какие слова будут сказаны, посудачить о будущем отдельных участников и коллектива в целом.

Когда пару месяцев назад группа «Черный Кузнец», лидер питерского пауэр-метала, объявила о бессрочном прекращении деятельности, новость эта вызвала бурную полемику в металлических и околометаллических кругах. Как же так, почему, зачем? Такая перспективная группа, талантливые музыканты, достойный репертуар и т.д. и т.п. Ни у кого в голове не укладывалось. И хотя на прощальный концерт 26 ноября пришли далеко не все, кто мог и, наверное, должен был прийти, присутствующие могли предположить, судя по происходившему на сцене, что возможная причина прекращения деятельности может быть следующая: просто-напросто изменились сами музыканты. Они стали другими во всех смыслах. Единства в группе нет. Да и не было, пожалуй, в последнее время. Сергей Валерианов этой музыкой никогда не горел, так и оставшись на уровне сессионно-постоянного гитариста; Павлу Сацердову тоже не особо это надо — как минимум, такое складывается впечатление при взгляде на его невозмутимое лицо; про Николая Курпана как про создателя вообще сложно сказать что-то конкретное — творцы, они такие... Никогда не знаешь, что им взбредет в голову. Зато участие Сергея Курнакина добавило выступлению такой необходимый драйв. Несмотря на то, что в «Арктике» барабанщик сидит довольно далеко и обычно активно прячется за установкой, не заметить Сергея трудно — настолько он эмоционален и позитивен. И хотя Сергей в группе уже не играет, его выход на сцену был очень символичен, ведь это его барабаны звучат на альбоме «Я тот, кто я есть!», и зрители получили возможность увидеть почти «золотой» состав «Черного Кузнеца». Не было только Николая Барбуцкого. Остается неясным, какие глобальные препятствия помешали ему появиться в зале; вполне возможно, он бежал со всех ног, но так и не успел на концерт.

Что же до Михаила Нахимовича... Вот тут можно точно сказать: изменения произошли серьезные. Особенно за год, прошедший с момента эпохального открытия метал-сезона, когда снимался DVD — презентованный, кстати, именно на этом концерте, как своеобразный итог всего пути «Черного Кузнеца». Те, кто присутствовал тогда на съемке, на этот раз, думается, обратили внимание на голос Михаила, ставший сильнее, чище, богаче, на его манеру поведения на сцене, за которой чувствуется нечто большее, нежели погружение в тот или иной образ. Как артисту, как музыканту ему явно уже тесно в рамках песен о созданиях Тьмы и Света. Но как актер он по-прежнему шикарен, и, несмотря ни на что, на сцене разворачивалось шоу — визитная карточка группы «Черный Кузнец». И как-то забылось (если вообще верилось), что в последний раз Михаил вот так медленно снимает очки и обводит взглядом зал, гипнотизируя публику черными линзами на песне «Прочь!», показывает душевную драму героя на «Пепле» с помощью наручников, прячется за белыми очками на «Ангеле»... Кстати, «Ангела» можно с полным правом назвать одной из самых эмоционально насыщенных песен концерта. На сцене остались только Михаил и Николай с гитарой, и дым, запущенный с боков сцены, был удивительно похож на медленно тающие в воздухе белоснежные крылья или подсвеченный золотом полупрозрачный нимб. «Но дальше идем, и день за днем все ярче свет в нашем небе...» - как это обычно бывает, в последний раз слова каждой песни воспринимаются как исповедь или напутствие всем тем, кто остается. Обреченность, страсть и надежда звучали сегодня как в «Ангеле», так и в «Звезде», речитативом к которой послужили строки из песни ДДТ «Я получил эту роль», и совершенно естественно и логично выглядела огромная корзина белых роз. Ее вынесли на сцену и опустили к ногам Михаила, и выглядело это искренней самых громких слов благодарности и самых длинных речей. Отдохнуть от лирики и оторваться зрители смогли во время программного кавера Highway star — с сумасшедшинкой, традиционным представлением музыкантов и смехом в конце.
И, возможно, очень правильным было со стороны Михаила и со стороны всей группы не упоминать о том, что этот концерт — последний. Упор был сделан на выход диска. О «Кузнеце» остается память.

Словом, выступление прошло на «ура»: гладко, позитивно и весьма эмоционально. Инструментальная часть группы принимала красивые скульптурные позы на переднем плане, Сергей жизнерадостно колотил по установке, разогретый пивом народ воодушевленно тряс хаерами, прыгал и подпевал (слава богу, слэм умер, едва начавшись), свет менялся от слепяще белого до голубого, алого и фиолетового, и серебристый костюм Михаила менял цвет вместе с ним.
После такого концерта остается либо плакать, либо нервно курить, либо... действительно смеяться. Радостный дружный смех звучал в баре клуба, куда музыканты по очереди выходили раздавать автографы. Первым был Михаил — и к нему выстроилась очередь. Диски, блокноты, различные части тела и даже паспорт, подсунутый молодым человеком, - разнообразие впечатляло. Жаль, что не впечатлил фан-клуб группы, отличившийся редкостной малочисленностью и более чем традиционным саппортом в виде баннера и свечек, - ну да пусть их.

«Не грусти, что это закончилось. Улыбнись, что это было» - очень удачная фраза вместо скучных рассуждений о законах жизни и о том, что «все течет, все изменяется».

DSC_0226.jpg

DSC_0201.jpg

DSC_9702.jpg

DSC_9856.jpg


Altaxena

МОСКВА - ОТЧЕТ

Все, что забыть нельзя (прощальный концерт «Черного Кузнеца» 4.12.2011, Plan B, Москва)

DSC_3009.jpg

«Хоронили тещу — порвали два баяна», - пожалуй, точнее и не скажешь о концерте. Почившая 26 ноября в Петербурге на сцене «Арктики» группа «Черный Кузнец» на один вечер восстала из праха, чтобы отыграть прощальный концерт в Москве в клубе Plan B. И зажгла на импровизированных поминках так, что всем тем, кто хотел ее закопать сразу, наверняка стало стыдно.

Мысль о том, что загробная жизнь для рок-музыкантов возможна лишь в аду - «рад бы в рай, да грехи не пускают», - не нова, но это, как говорится, еще вопрос, кто куда попадет. Ясно одно: забвение для группы «Черный Кузнец» - непозволительная роскошь. О каком забвении может идти речь, если на сцене творилось настоящее светопреставление? На улице давно «погасли небеса», упала не по-декабрьски влажная темнота, а здесь на первой же песне «Зеркало времени» зажегся ослепительный, сумасшедший свет, и стало понятно, что стрелки на часах помчались, и их уже не остановить, время истекает с каждой нотой, но тем прекраснее этот неудержимый бег.

DSC_2934.jpg

Музыканты трясли хаерами, вертелись, перемещались по сцене во всех направлениях, отрывался даже обычно невозмутимый Сергей Валерианов, а Михаил Нахимович вдохновенно дирижировал публикой, мягкими, но властными движениями то успокаивая ее, то активизируя, будто прикасаясь тонкими пальцами к тем точкам, что отвечают за выплеск адреналина. Очарованные зрители вспоминали о том, что слышат все это в последний раз, лишь в перерывах между песнями. «Ребята, играйте дальше! Не уходите!» - неслось из публики. Музыканты не отвечали ни «да», ни «нет», Михаил напоминал только, что здесь же, в зале, можно купить недавно вышедший эксклюзивный DVD (на котором можно увидеть настоящее шоу — самое масштабное за всю историю группы), и концерт продолжался.Вопреки всему! А препятствий хватало...

DSC_3561_1.jpg

Отключалась аппаратура, отваливались детали, садились батарейки в фотоаппаратах, - казалось, с того света взывали: ребята, хватит, ваше время вышло, заканчивайте! Но, как когда-то сказал Андрей Макаревич, «если плечи песней мне расправить, как трудно будет сделать так, чтоб я молчал!» И белые часы на руке Михаила из неумолимо отсчитывающей секунды мины замедленного действия, свидетельства того, что конец все равно наступит, словно превратились в талисман, помогавший прочувствовать и сохранить в памяти каждое мгновение... И «новую мелодию для флейты» в исполнении питерского гостя Ивана Бакулина (SilverCast, Lanewin), присоединившегося к группе на песне «Ангел мой», и страстную What have you done при участии Юлианы Савченко («Андем»), и главное безумие вечера - «Прочь!» и «Охоту во тьме».

DSC_3235.jpg

Почему безумие? Да потому, что эти песни украсила своим присутствием Екатерина Белоброва (рок-лицей MusicWay, «Эльфийская Рукопись»). «Катя, жги!» - кричали из публики перед «Охотой». «Сами напросились. А то потом скажете, что не хотели, или хотели не того, и придется заметать всякие там уголечки», - резонно заметила Катя и отожгла на пару с Михаилом так, что проняло даже тех, кто на концерте «Кузнеца» не в первый и даже не в десятый раз. Дуэт стал дуэлью — столкновением воль, сущностей, страстей. «Там, где за тьму борется свет» сошлись Темная Госпожа и Мастер Света в схватке за место под солнцем, за отпущенное время, за души тех, кто имел неосторожность лицезреть этот смертельный танец. И свет победил, возрождая в сердцах надежду. Надежда была даже в самых, казалось бы, грустных песнях, - «Пепле», «Иуде».

DSC_3873.jpg

Ерунда, что надежда «умирает последней», кто сказал, что она вообще умирает? Она живет, надежда на будущее, потому что жива память о прошлом. А все хорошее, как известно, не забывается. Каждому запомнится что-то свое: кому-то — момент, когда Михаила стянули со сцены, и он некоторое время парил на вытянутых руках восхищенной публики; кому-то — процесс раздачи автографов после концерта и непринужденное общение с музыкантами; а кому-то — мелодия, звучавшая в душе, вызванная к жизни потоками энергии со сцены, - мягкой, теплой, несмотря на всю жесткость песен, на то, что металл, как принято считать, мягкости не терпит. Но она была, эта мягкость, эта любовь — к музыке, ко всем присутствующим, она была — особенно в песне, которая так и не прозвучала ни на одном из концертов группы и есть лишь на альбоме, но завершает вот уже второе из последних выступлений «Черного Кузнеца». «Ведь я помню, я — тот, кто я есть», - и совершенно ясно, что будет новая встреча, ведь такие шоумены просто так не уходят, стремление творить заложено в самой их сути. Нам не сказали «прощайте», нам сказали «до свидания», ведь «будет новое солнце», а мы - те, кто мы есть, и запомним это.

DSC_3741.jpg


Altaxena