Артур Беркут



Артур БеркутАртур Беркут: простота - это сложно.

Нашему порталу в очередной раз повезло. Интервью с Артуром Беркутом – это везение не только вопреки занятости музыканта, но и из-за самого процесса общения. Артур вкладывает душу во все, что делает, поэтому даже в небольших залах концерты не уступают по энергетике стадионным, а 40-минутная беседа в гримерке перед выступлением приобретает особую глубину.

Артур, спасибо Вам большое за то, что нашли время для наших читателей. Давайте начнем с Вашего последнего мини-альбома, это ведь самая свежая новость. Каковы Ваши впечатления от него?

«Каждому свое» - это альбом в большей степени сольный, чем групповой. Над ним работали сессионные музыканты, мои близкие друзья: Андрей Смирнов и Олег Ховрин. А впечатления – знаете, я никогда не бываю полностью доволен альбомом. Вот сейчас, вроде бы, мы его записали, свели, все хорошо, это вызвало резонанс у слушателей… И все равно, всегда хочется лучше. Но я думаю, это мы воплотим уже в следующем проекте, который будет групповым.

Артур, правильно ли я понимаю, что на сольном альбоме больше лично Вашего материала?

Материал везде мой, на всех альбомах.

А тексты чьи?

Тексты, как и для предыдущих песен, написал Анатолий Жуков. Он во многом и являлся «толкателем» этого альбома. Я думал подождать до полноформатного сборника, но он посоветовал записать материал, пока все свежо. И заодно сделать что-то перед Новым Годом – такой своеобразный подарок нашим поклонникам. Иначе ждать очень долго.

Да уж, поклонникам всегда кажется, что ждать долго.

У нас сейчас есть программы, есть новая музыка, есть написанные стихи на нее, есть аранжировки. Проблема в основном со студией, - чтобы записанный звук совпадал с тем, что нам хочется. Это очень сложно. Аппаратуры ведь огромное количество, но если нет рук и головы, дела это не спасет. Я вообще считаю, что любой человек должен делать свою работу, а звукорежиссер - особенно. На Западе приглашают профессионалов, которые пишут в определенном стиле, в зависимости от того, что тебе надо получить - рэп или джаз… И человек, который понимает в саунде джаза, у них не пойдет сводить хэви-метал. У нас же, как правило, кто-то один занимается всем, лепит себе и лепит. А мы не хотим, чтобы нас лепили.

А какая работа вам ближе, студийная или концертная?

Честно – концертная. Все-таки общение с публикой значит очень много. Тот заряд энергии, который я даю залу, он возвращает обратно, и поэтому всегда чувствуется отдача, взаимодействие. А в студии совершенно по-другому. Мне всегда хочется сделать что-то – я бы сказал, простое, чтобы лучше передать основную идею. Но записываешь один звук, на выходе он получается другим, при этом думаешь, нужны ли какие-то эффекты или нет… Кроме того, работа в студии подразумевает участие многих музыкантов, каждый из которых видит материал по-своему, и нужно всем прийти к единому знаменателю. Так что пока продукт выйдет, превратится хотя бы в демо-версию, голову может взорвать (смеется). Поэтому я больше люблю концертную работу, особенно акустические программы, где только гитара и вокал.

Беркут АртурКогда проще некуда?

Да, и в то же время это очень сложно, потому что будет слышна любая ошибка и любая неискренность: ведь нужно все передать очень четко.

Артур, Вы как-то говорили, что для Ваших песен характерна большая жизненность по сравнению с другими металл-группами. Почему так?

Наши песни более приближены к людям, к реальности. Сказки и легенды – это, конечно, тоже здорово и красиво. Но мне хочется, чтобы каждый человек в песне нашел что-то свое, сказал: «И у меня в жизни тоже такое происходит».

Песни не про сказки, а про жизнь?

Конечно. Ближе к тому, что происходит в жизни.

И в то же время на последнем мини-альбоме много символов: и цыганка, и пират – они ведь тоже сказочные персонажи. Но у Вас как-то получается элементы сказки вписать в жизнь.

«Пират» – просто более веселая песня. А потом, «Остров сокровищ» - одно из моих любимых произведений с детства, обалденно интересная история. Но в целом, во всем этом можно уловить какой-то подтекст, еще один смысл, более глубокий. Для того, наверно, и нужны символы.

Мне кажется, при этом «Каждому свое» объединяет очень разные вещи: приключенческую романтику в «Пирате» и неожиданную ностальгию в «Березах»…

«Березы» - трагическая песня, которая касается эмигрантов. Когда людей ссылали, и они не могли вернуться на родину, это было страшно. Может быть, для того, кто уже очень давно живет в Москве, смысл песни не сразу будет понятен, а вот тем, кому пришлось почему-то уехать из родных мест, скорее всего, идея покажется близка. Это про нашу связь с корнями.

А почему обложка у альбома оформлена в «подводном» стиле?

Мини альбом Артур Беркут

Мы планировали записать еще одну песню – про то, как людей выбрасывают на необитаемый остров, и они должны вместе ужиться, а не поубивать друг друга. Но нам показалось, что она в чем-то похожа на другие композиции, и в итоге мы не включили ее в этот диск. А тема морская осталась. Она в чем-то успокаивающая (улыбается). Понимаете, не хочется очень много наворачивать. Иногда слушаешь записи других групп – и там столько всего: где-то ангелы летят, где-то огонь горит, где-то рыцари с мечами, и кажется – ну, хватит уже, люди от всего этого устали, нужно проще. Хочется чего-то спокойного, без излишней музыкальной и смысловой нагрузки.

Это тоже, наверно, об умении писать просто.

Да. И писать просто – это очень сложно. На нашей рок-сцене есть потрясающие поэты-песенники – Андрей Макаревич, Юрий Шевчук, – у которых каждая песня звучит очень сильно, несмотря на кажущуюся простоту. Как призыв, как плакат. Но, с другой стороны, я-то не хочу делать ни призывов, ни плакатов, ни лозунгов. Это не мое.

Артур, получается, что Вам приходится выступать на разных площадках: от сравнительно небольших клубов до многотысячных стадионов. Как это для вас?

Это зависит от аудитории. Вообще, нас везде принимают очень хорошо, дай Бог не соврать. Конечно, когда много народу, получается как-то больше драйва. Но когда народу мало, общение ближе. Все по-другому звучит. Так что я не очень сравниваю такие выступления, и так, и так – здорово.

А для вас музыка – это скорее стиль жизни или работа?

Сначала была работа, которая потом плавно перешла в стиль жизни.

Чего для Вас больше в творчестве – вдохновения или профессионализма, мастерства?

Я об этом никогда не задумываюсь. Когда приходит какая-то музыкальная идея, я записываю ее на диктофон и начинаю над ней работать. Единственно, в последнее время я не пишу проходящих песен. Есть, конечно, мнение, что проходные песни нужны для того, чтобы на них люди могли отдыхать. Но я думаю, если людям нужно отдохнуть, они вполне могут послушать Баскова или какого-то другого исполнителя. А у нас песен не так много, поэтому каждая должна что-то из себя представлять.

Может, поэтому у Вас пишутся именно мини-альбомы – в них ведь все песни на виду и на слуху?

Да, и проходные уже не пройдут. Это всегда слышно, какие песни написаны от души, а какие – так, притянуты за уши. На Западе, кстати, так специально бывает озвучено в контракте со звукозаписывающей компанией: на пластинке нужны 2 -3 хитовых песни, которые в ротации, а остальное уже не так важно, тогда меньше заморочек с аранжировками. А у нас – какой смысл это делать?

Как, кстати, у вас с ротацией, есть какие-то планы?

Я с удовольствием строил бы планы на ротацию, если бы группе дали такую возможность. Но, к сожалению, сейчас это все дорого стоит. Зачастую говорят: «Да, это хорошая песня, но она не подходит под наш формат. Для того чтобы подходила, нужно записать у нас, и это стоит столько-то». А мы на это не готовы.

Артур БеркутУ вас есть сложившийся сценический образ и всегда яркая концертная программа. Вы это как-то продумываете?

Нет, никогда. Может, на сцене и хотелось бы побольше костюмов… Но, я боюсь, это будет уже на цирк похоже.

А Ваши браслеты – тоже часть сценического образа? Вы ведь с ними постоянно выступаете.

Я их вообще не снимаю. Это напоминание о друзьях. Один из них когда-то мне друзья из Мексики подарили, у остальных браслетов и у сережек тоже своя история. У нас так сложилось: если кто-то к кому-то едет, мы покупаем друг другу подобные подарки.

Артур, это правда, что гастроли группы обычно начинаются с Житомира?

Да, совершенно верно. Это еще одна наша традиция. В Житомире у нас был удачный концерт, и после этого города все пошло хорошо. Мы можем, конечно, и обойти этот порядок, немного изменить график гастролей, но пока в Житомир приезжаем обязательно.

Артур, в заключение интервью я хочу еще раз поблагодарить вас – за встречу, за интересный разговор и отдельно - за «Рождественские песни». Это такой подарок Вашим фанатам – очень светлый и душевный.

Да, в 2010 году мы их впервые исполнили, а вот сейчас решили записать на отдельном диске.

В районе Нового Года принято подводить итоги, планировать, желать и немного мечтать. Как у Вас с планами на будущее?

Если честно, я не люблю жестких планов: в жизни ведь далеко не всегда получается так, как мне надо. Иногда бывает лучше пустить все на самотек. И в то же время как-то строить планы тоже полезно, потому что нужно видеть цель, ради чего все делается. Так что в планах на будущий год - написать еще один альбом. У нас есть новые песни, и хочется, чтобы их услышало как можно больше народа. Это самое главное. А из пожеланий - больше хорошей музыки.

Веб сайт
Группа вконтакте