Арт-Рок (Art-Rock)



artrockArt-Rock. Рок-музыка – явление уникальное и многоликое. Жанровое разнообразие позволяет практически любому человеку найти то, что ему по душе – от легкого брит-попа до экстремально тяжелого блэк-металла и грайндкора. И даже любители рафинированной классической музыки по достоинству оценят отдельные жанры рок-музыки. В частности, art-rock. Если переводить данное словосочетание дословно, получится что-то вроде рока в искусстве или искусства в роке. С учетом особенностей стиля, и то и другое вполне уместно.

Стиль арт-рок появился в Великобритании во второй половине 1960-х годов, когда до появления металла было еще далеко, а музыканты уже искали чего-то нового, не похожего на мейнстримную музыку тех времен. Тогда рок, который только начинал развиваться, смешивали с джазом и классической музыкой. Лучше всего это получилось у The Beatles в альбоме «Sgt. Pepper's», который вышел в 1967 году. Композиции с этого альбома заслужили признание музыкальных критиков, а музыка на стыке многих жанров полюбилась слушателям. Термин art-rock появился как раз после выхода данного альбома, когда музыкальный критик Джордж Грэхэм отметил появление нового экспериментального направления в рок-музыке. Тогда, в конце 1960-х, в подобном стиле работали The Beach Boys, издав альбом «Pet Sounds». Появились и арт-роковые коллективы Yes, King Crimson и The Nice.

И тут стоит отметить, что все вышеуказанные коллективы родом из Великобритании, а современные музыкальные критики называют их progressive-rock-группами. Дело в том, что на заре жанра понятия art-rock и progressive-rock тесно пересекались друг с другом и были почти синонимами. Однако со временем выяснилось, что эти два направления пошли по разным путям развития, и сейчас понятие арт-рока перестало быть обобщающим. Нынче арт-роком принято называть узконаправленный стиль, который отличается от прогрессива более мелодичным звучанием и большей связью с другими видами искусства. Многие группы, относящие себя к стилю арт-рок, много внимания уделяют визуализации своей музыки, их концерты сопровождаются целыми театральными постановками, а для оформления обложек альбомов приглашаются художники-живописцы. Кстати, одной из особенностей арт-рока является концептуальность альбомов. Арт-роковые группы зачастую создают альбомы, подчиненные одной идее, конкретному замыслу. А значит и слушать альбом нужно полностью, иначе одна песня может оставить чувство вырванности из контекста. В качестве примера можно привести альбом The Alan Parsons Project «Gaudi», выпущенный в 1987 году. Все треки альбома написаны под впечатлением от работ известного испанского архитектора, и логически связаны между собой. Единому замыслу подчинено оформление альбома, что характерно для арт-роковых коллективов. Что касается текстов композиций, то здесь вы не встретите острых социальных проблем и песен о несчастной любви. Тексты песен в арт-роке (если они вообще есть) затрагивают философские, политические и религиозные темы. Часто встречаются тексты-впечатления от пережитого или увиденного.

На рубеже 1960-1970-х в США также развивалась своя арт-роковая сцена. Однако умные люди говорят, что там, за океаном, произрастал всё же progressive-rock. Кроме того, американский рок тех времен испытывал на себе заметное влияние психотропных веществ и легких наркотиков, что в Великобритании было не так распространено. Не смотря на такие различия, в конце 1960-х в США отмечается «Золотой век арт-рока», потому как именно в это время появляются такие группы, как Iron Butterfly's, In-A-Gadda-Da-Vida, The Steve Miller Band и It's a Beautiful Day. Кроме того, известные психоделик-рок-команды Jefferson Airplane, The Grateful Dead, Quicksilver Messenger Service и H.P. Lovecraft на рубеже 1960-1970-х творили именно в духе арт-рока. В 1970-х американский art-rock плавно перешел в psychedelic и progressive-rock. Однако некоторые композиции The Doors, Pink Floyd, Genesis всё же носят ярко выраженный арт-роковый характер. Примечательно, что в середине 1970-х арт-рок, не смотря на свою антикоммерческую направленность, всё же был удостоен внимания широкой публики, и многие коллективы добились известности. Этот период, как в Европе, так и в США принято обозначать как вторую волну арт-рока. Хотя, на мой взгляд, это лишь период подъема, за которым последовал спад к началу следующего десятилетия.

Так, к концу 1970-х art-rock плавно сошел на нет. Его вытеснила волна панка и диско. Немногочисленные и малоизвестные арт-роковые коллективы пополнили ряды инди-рокового подполья. В 1980-1990-е арт-рок обзавелся модным налетом электронного звучания, однако это не вернуло ему былой славы. Сегодня вряд ли можно вспомнить хотя бы два-три более-менее известных арт-роковых коллектива. Музыканты, конечно, продолжают эксперименты над звуком, однако все они не имеют ничего общего с арт-роком. Кто-то вполне справедливо заметил, что арт-роковая сцена сейчас находится в состоянии летаргического сна, а когда наступит пробуждение – неизвестно.


Назад в раздел


Poloneya