«АрктидА» – группа, которой есть о чем рассказать. Это становится ясно с первой песни, с первого взгляда, а также с первой минуты общения. Причем, чем больше об «Арктиде» узнаешь, тем больше хочется. Навскидку: это группа, широко известная в рок-клубах столицы, но избегающая определения московской. Группа, сумевшая пройти несколько кризисов и стать после этого не только сильнее, но и любимее. Группа, песни которой сочетают тонкий символизм и предельную актуальность. Группа искренняя, честная и - не люблю это модное слово, но все же – стильная.
Мы встретились с Дмитрием Машковым, идейным лидером, вдохновителем и композитором «Арктиды», и Татьяной Белянчиковой, блестящей поэтессой-текстовиком. Перед нами стояли непростые задачи: ребятам нужно было выбрать, какие именно моменты из жизни и мировоззрения группы лучше донести до читателей портала, ну а нам - найти вопросы, которые были бы «в цель»… А в итоге получилось, что решать эту задачу не обязательно. Можно просто общаться, шутить, слушать – и удивляться… Потому что не удивляться «Арктиде» невозможно.
Дима, скажи, пожалуйста, у «Арктиды» есть день рождения?
Дмитрий: Конечно, есть! Третье марта 2003-го года. Мы ведь совсем недавно отмечали 10-летие группы.
А что случилось в этот день, 3-го марта?
Дмитрий: В этот день Володя Лебедев, основатель группы, собрал всех на первую репетицию в городе Улан-Удэ. В составе тогда было, кажется, 5 человек: Володя - вокал, Денис Бурлаков – Гитара, Александр Приходченко – Гитара, Василий Смолин – Бас гитара, Александр Трацкий – Барабаны. И я пришел буквально через месяц. Володя на тот момент был автором текстов всех песен, а также доброй половины мелодий. А потом я стал все больше участвовать в написании музыки – и сейчас материал в творчестве «Арктиды» в основном мой.
Расскажи, пожалуйста, немного о названии – как оно появилось, почему «Арктида»?
Дмитрий: Изначально группа называлась «Аркаим» - это древний город, найденный где-то под Челябинском. Однако скоро выяснилось, что групп с этим именем несколько, кажется, одна даже до сих пор существует… И поэтому Володя выбрал другое – «Арктида». В чем-то оно было созвучно, с тем же мифологическим духом, да и просто звучало хорошо. Так оно и прижилось. Кстати, известно, что в русском языке самыми «удобными» для произношения и для понимания считаются трехсложные слова. Если вспомнить, то какие названия групп фанам проще кричать на концертах? «АлисА», та же «Ария»… А попробуй покричать «Эпидемия»,или «Stratovarius» - и уже длинновато. Многие еще спрашивают: «А не боитесь ли вы, как легендарный материк, «уйти под воду»? Я отвечаю, что не боимся, ибо все уходят, но мы постараемся уйти под воду, только став легендами. (Улыбается.)
Ну, тогда уж спрошу еще и о вашем логотипе. Почему первая и последняя «А» - заглавные?
Дмитрий: Володя, помимо того, что он текстовик и неплохой мелодист, оказался еще и классным художником: он сам придумал, нарисовал и оцифровал логотип «Арктиды» – тот самый, что сейчас на альбомах и афишах. В логотипе нам хотелось симметрии и возможности его сокращения, в духе «Children of bodom» - COB, а тут как раз получилась симметрия из букв – А-Т-А, и «Т», как меч, в середине. Впрочем, у этого логотипа есть недостаток: он плохо поддается уменьшению. И когда мы играем с другими группами – с «Arida Vortex», «Андем», - он кажется мельче остальных, хуже читается. Зато символики в нем больше.
А что это за набор такой – AridaVortex, Андем, АрктидА? Азы московского пауэра?
Дмитрий: Да просто мы с этими группами довольно часто сталкиваемся на концертах. Часто ведь делают тематические метал-фесты, в одном стиле, вот и получается, что мы нередко играем вместе. Но я не собирался кого-то выделять, есть множество других хороших пауэр-групп, те же «Ретрием», «Shadow Host». Из тех, кто функционирует в постоянном режиме, штук шесть команд точно найдется – я имею в виду, такого вот среднего эшелона, к которому мы себя причисляем.
Пауэр среднего эшелона – отличное определение!
Дмитрий: Пока так и есть. Понятно, если бы я когда-нибудь играл в «Арии», «АрктидА» сейчас была бы более известной группой. А так – приехали тут какие-то малолетки с Байкала и начали себя сами делать… Но зато мы уж точно не относимся к «Ария Family»!
Дима, а стиль «Арктиды» скорее постоянен или все-таки меняется?
Дмитрий: Основной вектор нашего творчества – пауэр-метал. Плюс, когда меня позвали в группу, там уже присутствовала некая симфоническая составляющая. Если честно, в наш сложившийся симфо-пауэр-метал мне сейчас хотелось бы добавить немного электроники – не знаю даже, оценят ли это слушатели… Но, в общем-то, найти возможность поэкспериментировать всегда можно. Например, в последнее время довольно часто выходят различные трибьюты, где мы с удовольствием участвуем. На “Tribute to Aria-XXV” мы играли «Кто ты», на трибьюте «Мастеру» – песню «Мастер», а из творчества Сергея Маврина выбрали «Заклинание»…
А, кстати, почему именно эту песню?
Дмитрий: «Заклинание» - песня интересная, я считаю, что нам с ней повезло… Вообще, творчество Сергея Маврина для меня неоднозначно. Как музыкант, я вижу, что там все круто сделано, у него интересная музыкальная мысль, но это не совсем то, что мне сейчас близко, что хотелось бы играть. А вот «Заклинание» – захотелось. Понимаешь, для меня всегда главное в музыке – это мелодика. Поэтому для трибьюта мы выбрали самую мелодичную песню.
Дима, раз уж мы заговорили о творческих планах, скажи, пожалуйста, что за слухи ходили о распаде группы?
Дмитрий: Да, действительно, о нас уже начали говорить, как об очередном мертвом коллективе. На самом деле - не распалась, скорее уж раскололась. Появился новый состав, громко сказано, но все же: ко мне вернулся бас-гитарист, который играл с нами в Улан-Удэ, Василий Смолин, и я был этому очень рад, т.к. парень очень талантливый музыкант, а также классный композитор, припев песни «Забери Свою Свободу» - его работа. И сейчас мы наконец-то нашли нового гитариста, Антона Волобринского. Он совсем молодой, ему всего 17 лет, а играет… Ну, половину взрослых крутых метал-гитаристов он заткнет за пояс. Несколько песен мы уже разобрали – штук восемь точно. Он сейчас чем-то напоминает меня самого в юности: я так же пришел в группу, когда мне было 15-16 лет, и так же рвался играть…
Татьяна А я сейчас добавлю свой взгляд со стороны. Гитариста Дима искал очень долго. Он, наверно, пересмотрел человек пятьдесят. При всем моем уважении к другим направлениям музыки, пауэр-метал все же требует определенной квалификации и определенного уровня мастерства гитариста – это просто технически сложно играть. А поскольку у Димы два музыкальных образования и оправданно высокие требования, кастинг несколько затянулся.
Два образования?!
Дмитрий: Получается, так. Сначала я закончил музыкальную школу, потом училище по классу фортепиано, а потом ВУЗ по специальности «звукорежиссура». На звукорежиссера пошел уже совершенно осознанно, потому что не хотелось платить кому-то по сто тысяч за альбом. Я знал, что у меня есть слух, и что я сам смогу сделать не хуже. Однако чем дольше звукорежиссурой занимаюсь, тем больше понимаю, сколько мне еще расти… Зато каждый раз получается все интереснее, и со временем я, конечно, буду работать со звуком еще более профессионально.
Значит, все альбомы «Арктиды» ты сводил сам?
Дмитрий: За исключением второго, «Сквозь столетия». Его сводил более опытный звукорежиссер, и альбом в целом звучит классно. Тем не менее, мне чего-то там не хватает, и ребята говорят о том же. Он вышел какой-то слишком рафинированный, по балансам не совсем то, что я хотел… Возможно, для европейской группы это было бы правильно, но в России привыкли к другому подходу – с душой. Знаешь, когда я учился в институте, нам рассказывали про Голливуд: у них при создании фильмов учитывают два аспекта: технический и творческий. Пятьдесят на пятьдесят. И именно поэтому, считается, что Голливудские фильмы самые лучшие. У нас же, россиян, это соотношение – 20 и 80. Двадцать процентов техники, восемьдесят – души, и зритель со слушателем к этому привыкли, ведь это и есть то самое русское, такое слегка неотёсанное, но все же прекрасное. Тех же звукорежиссеров у них – целая команда, на каждом этапе работает своя группа специалистов. Есть звукорежиссеры площадки, есть звукорежиссеры post-production и так далее, человек 20-25… А у нас все делают 3-5 человек. В общем, я решил сам заниматься продюсированием звука Арктиды. Даже если это кому-то не понравится, я смогу показать то, что задумал я, а не то, как увидел это другой звукорежиссер.
Татьяна: К сожалению или к счастью, в «Арктиде» играют профессионалы, и поэтому качество музыки в группе, техническая часть – она очень сильна. На нас даже почти не наезжают по поводу качества.
Дмитрий: Ну, бывает - на первый альбом, но он ведь вышел в 2006 г., я тогда только начал учиться. Это был мой первый полноформатник. (Улыбается.)
Татьяна: В общем, раз уж качество у нас есть - то души добавим!
Дмитрий: Согласен! Если Таня настроена добавить души, у нее это точно получится!
Я как раз собиралась спросить Таню про ее замечательную лирику. Но сначала о том, как вы познакомились и как начали сотрудничать.
Дмитрий: Познакомились мы очень интересно. Поначалу тексты нам писал Костя Савченко, бывший вокалист «Арктиды». Я, конечно, уважаю его творчество, но на тот момент его стихи не совсем соответствовали тому, что нам хотелось выразить… И вот тогда ко мне обратилась одна наша фанатка, которая сказала, что может помочь с текстами. Я согласился. Она прислала несколько текстов, и нам очень понравилось! Мы продолжили с ней работать, так появились песни «Поднимайся», «Дорога домой», затем «Другая земля». И в процессе выяснилось, что авторство этих текстов принадлежит Татьяне Белянчиковой. Потом уже, когда дело дошло до работы над песней о Чингис-хане, с которой возникло слишком много вопросов, я решил, что напрямую общаться будет проще. Зашел на Татьянину страничку. И удивился, потому что увидел на юзерпике солидную женщину, которую сложно было представить сотрудничающей с рок-музыкантами. Тем не менее, написал ей «Привет» - и в ответ получил: «Привет, ты играешь в Арктиде?» И вот тогда понял, что нашел её. ВКонтакте мы и пообщались впервые, а потом все рабочие вопросы обсуждали тоже по сети, но уже в mail-агенте. Кстати, у нас до сих пор так: общение по поводу текстов происходит только в mail.ru.
Таня, а как для тебя началась «АрктидА»?
Татьяна: Сказать по правде, летом 2010 года я ничего не знала о группе и даже не слышала ее названия. Я вообще-то с уважением относилась к рок-музыке, как сама думала. Но мои познания ограничивались посещением мегаконцертов Кипелова и Маврина, куда меня приглашали друзья. К тому времени у меня в портфолио было два изданных сборника лирических стихов и опыт написания текстов на заказ для шоу-цирка братьев Запашных. Их рок-группа «TEO Sound» к тому моменту в основном играла в стиле хэви-метал. А тут «АрктидА» с их пауэром… Я послушала и поняла: это мое! Что называется, любовь с первого звука. И еще поняла, что хочу, чтобы они спели что-нибудь на мои слова. Ну, и пошло-поехало, спасибо нашей общей знакомой. С Димой мы впервые пообщались в сети, когда делали песню «На полпути к бессмертью». Ой, это было ужасно! (Улыбается.) Она входит в мою личную тройку песен - чемпионов по количеству написанных вариантов текста! Но зато, мне кажется, песня, в конце концов, получилась. Строка из нее дала название второму альбому – «Сквозь столетия». А группу вживую я впервые услышала как раз на его презентации. Тогда же и познакомилась в реале.
А лирику бросила?
Татьяна: Строго говоря, лирика – это всё, что не имеет сюжета, а совсем даже наоборот – рассказывает о внутренних переживаниях лирического героя. Так что лирики в этом смысле предостаточно и в текстах, написанных для «Арктиды». Вообще, написание текстов песен – это, конечно, особое ремесло. В чем-то легче, в чем-то труднее обычного стихотворчества. Когда у стиха есть хорошая музыкальная поддержка, это отлично. С другой стороны, некоторые стихи от природы немузыкальны. Чтобы стих зазвучал в песне, музыка и текст должны попасть в одну волну, войти в резонанс – и такие стопроцентные попадания очень редки. Но тем и ценны, конечно. Ах, да, про лирику… Вот, сборничек еще один вышел. Там больше не любовной, а философской лирики. Продолжаю писать, что называется, для души.
И параллельно тексты для рока?
Татьяна: И для рока, и не для рока. Музыка, на мой взгляд, делится на хорошую и плохую, талантливую и никакую. У меня в официальной биографии эти мои занятия описаны так: «пишет тексты песен для исполнителей различных жанров».
И для кого именно?
Татьяна: Мы же про «Арктиду» говорим, про любовь с первого звука? (Улыбается.) У Димы тоже есть другие проекты, недавно вот студию свою открыл…
Хорошо, тогда возвращаемся к «Арктиде»! Если речь зашла о любви с первого звука, сложно обойти вниманием вашего вокалиста, Сергея. Расскажете немного о нем?
Дмитрий: Ох! Ну, честно говоря, я на него обратил внимание достаточно давно, когда впервые услышал на Mastersland'е его кавер на группу «Queen» – «The Show Must Go On». Правда, тогда мне немного не понравилось, как он интонирует. Но сейчас мы это исправляем, и результаты налицо. В общем, на тот момент у нас уже были проблемы с вокалистом, и я как раз подумывал о смене фронтмена… Годика через полтора мы окончательно разругались. И я хотел найти вокалиста, который был бы не только не хуже, но и лучше, душевнее… Сперва мы работали вместе с гитаристом из группы «Троя», Алексеем Подгорным – слушали разных вокалистов. И большинство из них не то чтобы плохо пело, а казалось довольно заносчивыми и конфликтными, нам такой в команде не нужен был. И вот тогда я вспомнил про Сережу. Написал ему, мы пообщались, поначалу меня не особенно вдохновила его занятость, какие-то жизненные проблемы и т.п. Но я увидел, что, записав первую песню «Я Живой», Сергей загорелся, и, несмотря на его нехватку времени, сейчас мы активно репетируем и приступили к записи третьего альбома. Работает Сергей, как проклятый, все время недоволен результатом, даже когда им доволен я, и тут главное вовремя сказать: «Стой, Форест!» (Смеётся.) Мне с ним очень комфортно работается (тьфу-тьфу-тьфу – чтобы не сглазить), ну, и результат говорит сам за себя… В других группах Сергей, ИМХО, не раскрывался, и слушателям его голос казался - как бы это выразить? Ну, в общем, «что-то не то». А в «Арктиде», говорят, - «ЗАПЕЛ»! Как так? Да просто надо давать большому сильному голосу петь так, как он хочет, а не заставлять петь так, как хочешь ты. Тогда получается живее и интереснее.. Если кто-то из читателей знаком с понятием «живая музфраза», он меня поймет.
Татьяна: Сергей настоящий мужик, у него внутренний стержень есть. Когда его замечательные вокальные данные объединяются с этой основой, получается та самая энергетика. Вот такой у меня будет женский взгляд. (Улыбается.)
Итак, «Арктида» в новом составе, с новыми силами и наверняка со множеством творческих планов. Что у вас сейчас намечается интересного? Чего ждать вашим поклонникам?
Дмитрий: Ну, в первую очередь много работы над сыгрыванием коллектива, по отдельности мы все хорошие музыканты, а как команда - пока еще не совсем. Третий альбом уже начали потихоньку записывать. Презентуем его обязательно! Планируем концертировать, гастролировать как можно больше. Хотим сделать акустическую программу, снять второй клип. Также в планах - попасть на радио и на летние опен-эйры.
Здорово! Действительно, нам есть чего ждать! Ну, и «на сладкое» – как всегда, несколько слов от группы для читателей нашего портала.
Дмитрий: Дорогие читатели портала Insurgent.ru, в первую очередь мы хотим сказать «спасибо» за то, что вы есть. Благодаря вам и вашей любви мы находим в себе силы заниматься трудным и неблагодарным делом - музыкой, а именно, рок-музыкой. Надеемся вас не разочаровать в будущем и станем еще лучше, тяжелее, интереснее, бесшабашнее, все только ради вас! И, как говорит Фредерик Нурдстрем из группы «Dream Evil», «Stay Metal»!
Татьяна: Главное – не бояться быть собой. У каждого из нас есть области, где мы можем раскрыться в полной мере, подняться в полный рост. Найдите себя в этом мире – и не теряйте. Думаю, что в этом и состоит счастье.