Ария - Феникс



Пожалуй, «Ария» чуть ли не единственная российская метал-группа, смена состава в которой всякий раз становится предметов горячих споров и настоящих холиваров как в сети Интернет, так и за ее пределами. Многие до сих пор вспоминают разделение поклонников в год ухода Кипелова на фанатов собственно «Арии» и фанатов Валерия Александровича, демонстративно поставивших крест на дальнейшей судьбе некогда любимого коллектива. С тех пор уже успело вырасти поколение, для которого неоспоримый факт — вокал Беркута, а Кипелов — достояние седой истории. И вот снова раскол: в конце лета 2011 года Беркут дает последние концерты в составе «Арии», а его место занимает Михаил Житняков («Гран-КуражЪ»). И, как подтверждение тому, что новый вокалист останется надолго, - выпуск осенью 2011 года «Феникса», одиннадцатого студийного альбома группы и самого длинного по времени звучания. Тем самым «Ария» дает понять, что «легенда о динозавре» и не думает заканчиваться, и музыкантам по силам возродиться из пепла, подобно легендарной огненной птице.

Фишек у альбома, о которых нельзя не сказать, две: это мощный саунд, живо вызывающий в памяти репертуар периода расцвета группы в середине девяностых и сильно отличающийся от «беркутовского» периода, и голос Житнякова, напоминающий молодого Кипелова. Да-да, не удивляйтесь, можно кричать о том, что Беркут был лучшим вокалистом группы или что Кипелова никто не заменит, - на вкус и цвет, как известно, товарищей нет, но вокал похож, похож. Правда, думается, после надлежащих тренировок и вокальных упражнений он станет еще лучше, ну да какие наши годы! Думается, музыкальная составляющая получилась очень однородной и цельной потому, что автором большинства песен вновь выступил Виталий Дубинин – как в старые добрые времена.
Что касается тематики песен, обращение к корням налицо и здесь. Тексты к шести песням из десяти написала в прошлом бессменный автор репертуара группы Маргарита Пушкина, и они вполне в духе той, старой «Арии»: социально-боевая «Черный квадрат», «История одного убийцы» по роману Патрика Зюскинда «Парфюмер», одноименная композиция «Феникс» - бесспорно, одна из лучших песен на альбоме. Еще две, «Бои без правил» и «Реквием» получились слабее прочих. В первой Житнякову явно не хватает убедительности и силы подачи, вторая, к сожалению, не идет ни в какое сравнение с потрясающими балладами вроде «Осколка льда» или «Там высоко». Слова к песне «Аттила», эпическом повествовании о легендарном предводителе гуннов, явились плодом сотрудничества Пушкиной с гитаристом Сергеем Поповым, который уже не первый раз выступает в качестве текстовика. Ну а «Симфония огня», «Дальний свет» и весьма сильный трек о временах инквизиции «Черная легенда» обязаны словесным наполнением небезызвестному Игорю Лобанову, с которым «Ария» уже работала над альбомом «Армагеддон».

Доказательством тому, что Дубинин с Холстининым не ошиблись с выбором нового фронтмэна, служит тот факт, что некоторые старые поклонники «Арии», ни разу не слышавшие Беркута в ее составе, заявили, прослушав новый альбом: «Что, неужели Кипелов вернулся?» Так что не будем посыпать голову пеплом и бросать помидорами в музыкантов, а просто признаем, что группа вышла на новый виток и в будущем явно собирается отметить тридцатилетие.