Ангел неБес



angelnebes11.jpgВозникшая в Туле группа «Ангел неБес» давно стала питерской — по факту и по духу. Как и у любого другого коллектива, их песни могут нравиться, цеплять, проходить мимо ушей, но драйв и искренность, заложенные в них, нельзя не ощутить. Не потому ли с каждым концертом у группы прибавляется поклонников?
С группой мы встретились и пообщались в уютном клубе «Манхэттен». В беседе принимали участие: вокалист и автор текстов Вячеслав «Никан» Никаноров, гитарист Сергей «Сова» Дмитриев, бас-гитарист Сергей «Моцарт» Никонов и директор «ангельского» фан-клуба «Верный строй» Александр Афанасьев.

Думаю, нашим читателям будет интересно узнать побольше о группе. Когда и как все началось?

Вячеслав: Группа образовалась в 2006 году под Тулой в прекрасном городе Новомосковске. До этого мы назывались достаточно забавно - «Трактир», играли веселую музыку, но вскоре мировоззрение мое поменялось, я стал писать более глубокие песни и решил сменить название на то, что уже давно сидело в моей голове. На одном из фестивалей, буквально за час до выступления, я объявил музыкантам, что группа будет называться теперь по-другому. Поддержал меня только один человек - гитарист Рома Тимонин, который мне потом очень помогал, с остальными возникли существенные разногласия, но я настоял на своем, и в итоге состав полностью поменялся. Вот так и появилась группа «Ангел неБес».

А название-то откуда появилось?

Вячеслав: Приснилось. В нем заложен глубокий смысл: вечная, как жизнь, борьба между добром и злом. Человека бросает от белой стороны к черной по воле ветра, и смысл вечной борьбы в том, чтобы остаться где-то между этими силами.

И смысл выражается в литературном приеме, который можно понять двояко. Альбомы у вас тоже названы с двойным смыслом...

Вячеслав: Это уже своего рода фишка. Перед выпуском последнего альбома я пришел последний раз на репетицию и сказал группе: «Я бы хотел этот альбом назвать «На крыле».А ребята сказали: «Нет, давай эту фишку сохраним, пусть будет «НаКрыло», пусть люди понимают по-разному». Мне очень приятно, что группа поддержала эту идею, и это уже стало традицией.

Нынешний состав давно существует?

Вячеслав: Три года. Для меня это самый… не то что стабильный… близкий — тоже не то слово, близкими были все. В общем, этими ребятами я очень дорожу.

Как вас занесло в Питер?

Вячеслав: В 2007 году мы сюда впервые приехали — я до этого вообще раньше в Питере не был — и выступали в клубе «Манхэттен»в рамках отборочного тура фестиваля «Окна Открой». Примечательно, что мы собрались сегодня именно здесь. Историческое для нас место! И когда мы вышли на сцену, и я увидел глаза в зале... а глаза были достаточно разные, потому что в тот день выступало около 12 коллективов и поклонники каждого из них относились к другим весьма ревностно... так вот, увидев эти глаза, отличавшиеся от тех, что я видел в Туле или Москве, я понял, что сюда надо переезжать, потому что здесь рок-н-ролл живет так, как должен был жить в моем юношеском понимании. Я сам вырос на русском роке, и именно в глазах питерцев я увидел эту искренность, эту магию, за которые в свое время и полюбил русский рок.

Московская публика сильно отличается от питерской?

Вячеслав: Конечно! Публика в Москве просто сидит, смотрит, подняв бокал шампанского. Им нужен столик, им нужен комфорт... В Питере комфорта не нужно. Я сам шесть лет прожил в Москве, из них четыре года учился, поэтому знаю, что говорю. Пока мы, конечно, еще не объехали всю страну и, возможно, не имеем права сравнивать, но такой публики, как в Питере, мы еще нигде не встречали. Здесь у нас наконец-то образовался первый официальный фан-клуб.

Сразу по приезду?

Александр: Нет, сначала образовался небольшой круг друзей, которые постоянно посещали концерты, он расширялся, расширялся и потом стал официально называться «Верный строй». Появилась атрибутика – флаги, шарфы. Сейчас всячески поддерживаем группу.

Почему ты фанат именно этой группы? Что привлекло в ней?

Александр: Они цепляют сразу и сильно. С первой же песни, кого ни спроси: люди приходят, допустим, на фестиваль, слышат группу впервые, и все — зацепило. Они начинают сразу же искать информацию о группе, единомышленников, на следующий концерт уже собираются и вместе идут. Вот так расширяется фан-клуб. Мы все общаемся постоянно, у нас такая огромная дружная семья.
Вячеслав: Саша очень правильно сказал – это общая семья, как бы банально это ни звучало. Мы постоянно на короткой ноге, и какие-то насущные проблемы в последнее время решаем вместе.

С какими проблемами чаще всего сталкивается группа?

Вячеслав: Главная задача, которая стоит перед группой, - идти вперед. Наш путь как беговая дорожка на чемпионате мира по бегу на длинные дистанции – бывает без барьеров, бывает и с барьерами. У нас беговая дорожка с барьерами. От проблем никуда не денешься, их надо решать. Это могут быть и какие-то общие проблемы — как с кем-то связаться, как организовать концерт, - так и личные.

Кого больше в фан-клубе? Молодых людей или девушек?

Александр: Мне кажется, у нас равномерный состав. Во многих фан-клубах начинающих групп, как правило, больше девушек – они влюбляются в музыкантов, то-се... а вот у нас и молодых людей хватает. Мне кажется, молодые люди более верные, девушки гораздо легче меняют пристрастия.
Вячеслав: Я сейчас выскажу исключительно мое субъективное мнение. Питер достаточно упертый город в плане того, что здесь рок-музыка сводится к одному громадному имени – «Алиса». И здесь каждый такой фанат (если говорить именно о молодых людях) считает, что, если он ходит на «Алису», то куда-то еще пойдет только в том случае, если коллектив действительно стоящий. Я с людьми на эту тему разговаривал. Девушки по своей природе ветреные, а мужики достаточно серьезные. И то, что у нас очень много мужчин, это, безусловно, плюс, это значит, они что-то видят в этой группе, и даже если сравнивают в глубине души с «Алисой», мне это приятно, потому что я вырос на раннем творчестве Кинчева. И у них это действительно армия, и если эта армия потихоньку приходит на наши концерты, это очень здорово. Сегодня в России такой больше нет – если брать русский рок.

Ты говоришь «армия». Такое ощущение, что с кем-то драться надо.

Вячеслав: Рок-н-ролл по сути своей — борьба, музыка протеста. Не обязательно выходить с автоматами и всех бить. Это может быть и внутренняя борьба. Именно о ней идет речь в нашем творчестве.

Против чего и за что вы боретесь?

Вячеслав: Боремся против грусти, против депрессии, которые нас настигают, и без которых, к сожалению, невозможна жизнь человека. Боремся, наверное, за честность, за правду. За слово. Мы хотим на каждом концерте зацепить людей, выложиться на полную, уйти без сил, но сказать им это слово. Мы стараемся его преподносить на очень высоком уровне, чтобы публика его услышала и ей это понравилось. Для нас очень важно, чтобы люди поняли, что это не просто отрабатывание номера на сцене, а идет от самого сердца.

Судя по всему, вы все собрались вместе не случайно...

Сергей «Сова»: Мне кажется, мы сумасшедшие изначально, поэтому и встретились.

И в чем выражается ваше сумасшествие?

Сергей «Сова»: В том, что выбрали образ жизни такой… странный. Многие не понимают, как можно в 30 лет без детей, без жен, без работы играть на гитарах, ездить по городам, записывать альбомы на свои же деньги.

Сколько альбомов уже записали?

Вячеслав: Официальных, выпущенных в Питере, у нас три, но до этого в Туле было еще два. Можно сказать, что пять альбомов, просто в Туле они были еще любительские. Распечатали за свои деньги сто дисков, друзьям раздали... Я склоняюсь к тому, что альбомов все-таки пять. Но лишь с приездом в Питер мы получили возможность официально выпускаться — нашлись люди, которые за это взялись.

Когда вышел последний альбом?

Вячеслав: Совсем недавно, в феврале была презентация в «Зале Ожидания», в апреле — презентация в Москве, в «Mezzo forte», обе очень хорошо и красиво прошли. Лично для меня последний альбом очень важен, потому что мы все вместе работали над этими песнями два года, они все были очень сильно вымучены. Я считаю, что это самый близкий, самый «внутренний» мой альбом. Когда я слушаю его, я понимаю, что никто из ребят не мог сыграть по-другому. Они так близко к сердцу приняли эти песни, что сыграли, по моему мнению, идеально.
Сергей «Сова»: Я чуть не умер, когда его записывал. Ночами приходилось записывать, потом утром на работу, потом на студию, и так две недели. Каторга, но приятная. Когда все закончилось, день поспал — и уже не хватает чего-то.
Сергей «Моцарт»: Мне нравится сам процесс работы, дикие, безумные споры.

До драки не доходило?

Сергей «Моцарт»: Бывало так, что я приходил домой и кричал: «Завтра я ему набью морду! Это пропащий альбом!» (смеется) Я думаю, подобные моменты были у каждого. Зато он получился именно таким, каким мы его задумывали.

Есть какая-то песня, на альбоме, к которой у вас особенное чувство?

Сергей «Моцарт»: Да, их даже несколько. Я очень разошелся в техническом плане на песне «Там, где весна»: опустил строй, как в дэт-металле, сыграл так, как не звучит в России ни одна бас-гитара — как скрипка. А ближе всего мне, пожалуй, песня «Стон». Мы написали ее в тот период, когда только собрались в новом составе, и когда мы бы ее не играли, каждый раз эмоции, как в первый.
Сергей «Сова»: У меня тоже «Там, где весна». Как-то неожиданно она мне понравилась. Мы сделали электронную клавишную подложку, и правда весенняя атмосфера получилась.
Александр: Мне, как слушателю, больше всего понравилась песня «Напополам», а по опросу фан-клуба - «ТТ» на первом месте. Я в создании альбома не участвовал, но был первым слушателем, и до сих пор помню, какой кайф ощутил тогда. Зацепило. Как зацепила группа, когда я ее впервые услышал на фестивале «Окна открой». И «ТТ», и «Напополам» я слышал раньше на концерте, но больше мне нравилась «ТТ», а вот когда услышал студийный вариант, зацепила именно «Напополам».
Вячеслав: Я не буду оригинальным, чтобы выбрать что-то еще, и подниму рейтинг одной песни. Самая близкая для меня песня на альбоме - «Стон». Она отражает полноценную картину меня в тот двухлетний период, когда мы записывали альбом.

Музыку, тексты у вас кто пишет?

Вячеслав: Я приношу тексты, беру гитару и играю ребятам. Сама музыка — творчество совместное.

Откуда приходит вдохновение?

Вячеслав: Прежде всего меня вдохновляет свет за окном. Я не так часто просыпаюсь и вижу солнце, и когда я его вижу, оно меня безумно вдохновляет. Хотя и мрак тоже вдохновляет. Вообще сама жизнь — неисчерпаемый источник вдохновения, особенно всякие сложные моменты. У нас есть «белая» и «черная» программа, и когда мы играем «белую» и весь зал пляшет, никто и не догадывается, в каких терзаниях и мучениях написаны эти песни. Когда все ровно и спокойно, ничего не рождается, к сожалению.
А, может, к счастью.

Вы часто используете во время выступления театрализованные элементы. С какой целью?

Вячеслав: Мы не ставим целью это использовать. Цель — драйв и передача текстового и музыкального материала. То, что происходит на сцене, по большому счету дополняет картину. То сумасшествие, про которое Сережа говорил, продолжается и на сцене. Образы получаются совершенно спонтанно. Рита (Рита «Магритт» Никонова. - Прим.авт.) помогает нам их доводить до ума. Она хорошо чувствует суть песни, она не просто помощник, а полноценный участник группы. В любой группе должна быть хотя бы одна женщина. Если не на сцене, то хотя бы просто помогать, потому что женщина есть женщина, она дополняет мужчину. Одним мужикам, мне кажется, трудно вообще выжить. Поэтому Рита для нас — что-то вроде ангела-хранителя. Просто сейчас в стране достаточно сложная ситуация, и иногда приходится ездить и выступать без нее.

Ситуация и впрямь сложная. Создается впечатление, что состояние рок-музыки у нас на редкость плачевное.

Сергей «Сова»: Не рок-музыки, а рок-индустрии. До сих пор остались команды, которые начали лет десять назад, и сейчас зарабатывают деньги. Их единицы, но они есть. При желании выход найти можно.
Вячеслав: Важно правильно понимать, что такое рок. Можно, как способ заработать деньги, как, допустим, «Rolling Stones”, которые имеют миллионы. А можно понимать рок, как образ жизни, что, в принципе, у нас и происходит. Настоящий рок, как я считаю, - это как раз и есть образ жизни. Мы не только играем рок на концертах и на репетициях, мы им живем. Если бы каждый из нас хотел в первую очередь заработать деньги, то этого состава, который держится уже три года — и, надеюсь, будет держаться и дальше, - просто бы уже не было. У нас басист Сережа даже работать пошел в школу рока, а не куда-нибудь в магазин.

Очень интересно! Сергей, расскажи подробнее об этом.

Сергей «Моцарт»: Находится она в двух шагах от метро «Волковская», и там учат людей играть именно рок-музыку. Основатели рок-музыкой никогда не занимались, просто решили открыть хорошее дело. И открыли. Сейчас там занимается порядка 150 человек. Я преподаю там бас-гитару и еще акустику. Учу ребят, как правильнее, как проще играть и даже учу вести себя - например, как банально не напиться перед концертом.

А для этого специальная наука нужна?

Сергей «Моцарт»: А как вы думаете? Конечно! (улыбается) Сложно представить рок-музыканта, который не пьет и не курит. Обычно курить и пить бросают с возрастом, но когда 13-летний ребенок получает сцену и слушателей, конечно, ему рано или поздно снесет крышу. Кайф на сцене этого не заменяет, даже, наоборот, требует. Я просто учу детей играть хорошую музыку, понимать, как ее следует играть, и принимать, со всеми косяками. Вот висят у нас в классе постеры с рок-музыкантами: «Iron Maiden”, “Black Sabbath”, “Sex Pistols”... И что мы видим на картинках? Испитые, укуренные, наркоманские лица. Естественно, что сразу возникнут какие-то мысли, поэтому нужно заранее учить с этим справляться.

И как же учишь ты?

Сергей «Моцарт»: Объясняю, что всему есть пределы. У каждого из нас есть в памяти хотя бы один человек, который спился или скурился. Нужно грамотно принимать себя в рок-музыке, понимать, для чего ты здесь.

Какого возраста у тебя ученики?

Сергей «Моцарт»: Всевозможного. От 10 до 50. Бывает, люди приходят в 40 лет заниматься: когда-то в детстве играл, потом бросил, сейчас захотелось опять. Не все ставят перед собой цель выйти потом на сцену, собрать группу. Некоторые для себя занимаются. У нас можно зайти в специальную Чайную комнату, где люди пьют чай, кофе, и просто пообщаться. Бывает и так: у нас две девочки-вокалистки захотели собрать группу и просто пошли по классам искать участников — в класс барабанщиков, гитаристов, басистов... В итоге за неделю собрали группу и уже дали три концерта. А ведь буквально полгода прошло.

Значит, будущее рок-музыки обеспечено!

Сергей «Моцарт»: В принципе, да. Там такие талантища! Бывает, ребенку 12 или 14 лет, а он играет так, как ты в 20 не играл. И он увлечен этим, он за инструментом сидит по 4-5 часов в день.
Вячеслав: Самое главное, чтобы он после 16-18 еще продолжал играть. Дети чем-то сильно увлекаются, но потом могут и легко забросить. Выживают, наверное, только те, кто попадает на эту стезю и понимает, что это до конца жизни.
Сергей «Сова»: Никогда такого не будет, что не останется музыкантов. Придут на смену другие, их и сейчас миллион таких команд, которым популярность не интересна. Ситуация в роке плохая чисто визуально: концерты не проходят, фестивалей меньше стало... Об этом стоит поменьше думать, это как мода — то пик, то спад.
Вячеслав: Нашу рок-музыку следует рассматривать отдельно от западной. У нас рок, как я уже говорил, это образ жизни, это процесс донесения слова, причем не обязательно в музыке. Самыми крутыми рокерами были Есенин и Достоевский! (смеется) Рок-музыка не может умереть, если не умирает слово. Шевчук, Цой - последователи того же Есенина, того же Пушкина, Достоевского, Гоголя... Просто они делают это не в книгах, а с гитарой. Форма изменилась. Поэтому говорить о том, что завтра не станет группы «Машина времени» и все у нас сразу умрет, глупо.

Как поэт Вадим Шефнер сказал: «Словом можно убить, словом можно спасти...» Да, группы есть в андеграунде, но, с другой стороны, широкой публике зачастую они не известны, потому что нет средств, которые бы рассказали людям об этих группах.

Сергей «Сова»: Не знаю... У каждого свой путь. У меня есть знакомые, которые прекрасно третий год по два месяца катаются по Европе, а в Питере собирают двадцать человек.
Сергей «Моцарт»: Всегда можно найти себе применение. Надо не думать, сколько человек придет, а просто работать, играть. Я так считаю. А если задумываться, что все бесперспективно, что рок через десять лет умрет, тогда какой во всем смысл? Значит, надо его как-то поддерживать, стимулировать, чтобы не умер. (улыбается)
Вячеслав: Со связью популярности и времени нам, как бы там ни было, повезло. Многие из рок-музыкантов, даже наших знакомых, говорят: «Вот, надо было родиться в восьмидесятых!» Не знаю, не знаю... Тех людей, которые сейчас нас приняли, тогда бы и не было. Но и в то же время, как говорится, везет сильнейшим, поэтому не стоит отворачиваться от элемента везения, который нам сопутствовал.

Не знаю, везение или нет, но ваша группа на фоне остальных питерских групп очень популярна. Участвуете в разных фестивалях, выступаете на хороших площадках, на «Нашествие» четвертый год подряд ездите...

Вячеслав: Мы этим элементом гордимся! Прибедняться не будем. Мы над этим долго и упорно работали. Один из элементов успеха — везение, бесспорно. А самый главный элемент, наверное, тот, что людям близко наше творчество.

Поймали волну, так сказать?

Сергей «Сова»: Мы ее создаем, а не ловим. (улыбается)
Вячеслав: Все еще в процессе. Я не могу сказать, что мы остановились и поняли, что ее словили. Мы все время стараемся двигаться дальше. Это процесс вечного движения.

Следующий альбом когда примерно ждать?

Вячеслав: К сожалению, вопрос сегодня заключается не только в желании музыкантов — мы бы хоть завтра сели и записали ещё 10 альбомов, благо песен хватает, но нужны немалые средства. Если все будет идти так, как сейчас, то к концу года, надеюсь, уже приступим. Думаю, это будет вторая часть «Идиотрока».

Насколько сейчас рентабельно выпускать диски?

Вячеслав: Нерентабельно вообще, даже у известных групп диски сейчас не продаются. Мы продолжаем выпускать, потому что приходится придерживаться определенных критериев, несмотря на всю нашу безбашенность, и один из таких критериев — выпуск альбомов. На самом деле, когда сам держишь альбом в руках, когда его покупает человек, любящий твою группу, это кайф, но, к сожалению, сегодня их запись сильно бьет по карману.

Расскажите что-нибудь смешное из вашей концертной практики.

Сергей «Моцарт»: Мы всегда вбегаем в последнюю секунду в поезда: в метро, электрички, поезда дальнего следования... В самолеты тоже. Всегда успеваем, но всегда в последний момент. Заранее пробовали приезжать — не получается! Все время кто-то предлагает пойти туда-то, сделать то-то, погулять по городу... Я помню свои ощущения, когда мы, бывало, выбегали из вагона, потому что сойти не могли вовремя. Вообще случаев хватает. Наш фан-клуб ездит с нами на гастроли, так их постоянно снимают с поезда. И они все выходят! Милиция понимает, что всех не забрать, и их просто сажают обратно.

В заключение — мозговой штурм. Опишите группу двумя словами.

Сергей «Сова»: Сложный для меня вопрос. Я, когда занимаюсь музыкой, просто делаю свое дело и не задумываюсь о причинах и следствиях. Ну, наверное, ля-минор и ре-мажор.
Сергей «Моцарт»: Я в три слова уложусь. Сумасшествие, упорство и взаимопонимание. А если говорить о тональности, то мы, наверное, фа-мажор. Боевой такой.
Александр: Драйв, дружба, семья.
Вячеслав: Борьба и искренность.
Группа вконтакте
Официальный сайт