Интервью с группой «Вертикаль» для портала insurgent.ru



ВертикальСанкт-Петербург, как культурная столица России, богат различными талантами, в том числе и музыкальными. В городе на Неве рождаются и живут тысячи талантливых музыкантов, и участники группы «Вертикаль» не стали исключением. Этот коллектив существует аж с середины девяностых, пережил творческие взлеты и длительные перерывы в работе. Мы побеседовали с гитаристом группы Александром Гурьевым и расспросили его о записи нового альбома и истории коллектива.


-Расскажи об истории создания «Вертикали».

На самом деле, это вопрос не совсем ко мне. Самому названию "Вертикаль" в следующем году будет, страшно сказать, двадцать лет. В 95-м всё начиналось как школьный ансамбль в каморке, что за актовым залом. Группу собрали школьные друзья, толком ещё не умеющие играть. В первой генерации группы сменилось несколько составов, а в 2001 году она распалась. Я же стал участником уже второй "версии" группы, которая появилась под старым названием в 2006 году. До осени 2007-го я занимался своей любительской командой и за "Вертикалью" наблюдал издалека. Я неплохо знал тогдашнюю клавишницу, Анастасию Жигач, которая позже играла в группе Abyssphere. Мы с "Вертикалью" пересекались на акустических концертах, которые проходили в литературной студии "Питер Пэн" при библиотеке В. В. Маяковского и на некоторых клубных концертах. Поэтому когда группа осталась без второго гитариста, туда пригласили меня. Сначала на время, как сессионного музыканта, а потом уже сложилось так, что в качестве постоянного участника.

-А чья была идея, спустя несколько лет, возродить группу?

В первую очередь, вокалист, гитарист и основной автор группы Дмитрий Киселёв за пять лет "творческого отпуска" накопил множество новых музыкальных идей, требующих воплощения. Первые мысли на этот счёт у него возникли во время общения с двумя друзьями-музыкантами. Эту идею поддержала и его младшая сестра, Александра. Переслушивая старые записи, она очень хотела, чтобы брат снова занялся музыкой. Также вернуть его на законное место за микрофонной стойкой помогла Настя Жигач, которой Саша 8 лет назад показала эти самые старые демки. В итоге получилось, что Александра стала менеджером группы, Настя - клавишницей, а друзья Владимир и Виктор - первыми гитаристом и басистом нового состава. И хотя сейчас мы уже не работаем вместе, появление современной "Вертикали" я считаю их большой совместной заслугой.

Вертикаль-То есть Дмитрий - единственный участник того самого первого состава группы?

Да, точно. Если я не ошибаюсь, единственным человеком, из старой "Вертикали", который продолжил заниматься музыкой, стал Алексей Фомин, сейчас выступающий в группе "Грани". Но он делает такой классический русский рок - лёгкий и довольно далёкий от того направления, куда сейчас ушли мы.

-А как появился новый состав? И часто ли он менялся?

Это длинная история, по которой можно смело снимать сериал. Много имён, в которых легко запутаться... Нашу первую клавишницу, Настю Жигач, сестра вокалиста встретила на курсах английского языка. Барабанщика Максима и меня в свою очередь нашла Настя - соответственно, на подготовительных курсах на журфак СПбГУ и на поэтических чтениях в "Маяковке". Нынешнего басиста Сашу Балалаева мы знали по его работе в группе "Восход". Этот костяк из четырёх человек неизменен уже около пяти лет - за исключением службы басиста в армии, когда его заменял Алексей Черкашин (экс-"Тим Тайлер", экс-"Район Ожидания"), периодически помогающий нам до сих пор. Помимо него, в разные периоды с группой работали гитарист Владимир Объектов, басист Виктор Афонин, басист Владислав Нафталиев и клавишница Екатерина Богдановская (экс-Nice Die). А начиная с этого лета на наших концертах также играет клавишник Михаил Коломеец.

-Ого. И правда, сериал!

Кстати, "cериальность" можно проиллюстрировать хотя бы тем, что Максим на момент прихода в группу был вовсе не барабанщиком, а виолончелистом с музыкальной школой за плечами. Настино внимание он обратил на себя при помощи только-только купленных барабанных палочек, которые повсюду таскал за собой, а его первое появление в группе произошло даже не на репетиции, а на крайне нетрезвом праздновании дня рождения одного из музыкантов где-то за городом. Видимо, именно это и стало главной причиной такого лёгкого вливания в коллектив и такой долгой дружбы.

-Сильно ли отличается музыка «Вертикали» времен девяностых от «Вертикали» двухтысячных?

Музыка отличается очень сильно. У нас сохранилась запись концерта 1999 года. На ней можно услышать лёгкие акустические гитары, тексты в духе "Аквариума" и драм-машину по образу и подобию звучания группы "Кино". Второй состав начал с немного утяжелённого рок-н-ролла и к моменту моего появления постепенно пришёл к полноценному хард-року. Можно сказать, что на данный момент у нас есть несколько принципиально разных программ - акустическая, рок-н-ролльная, хард-роковая (на момент концертных исполнений в 2008 году - с лёгким налётом готики) и хэви-металлическая с эпизодическими уходами в thrash.

Собственно, именно поэтому мы можем играть на совершенно разных мероприятиях - от акустического концерта, проходившего в одной из библиотек в рамках "Ночи музеев" до клубных готических вечеринок, метал-фестов и разноплановых опен-эйров.

-Сколько студийных записей в вашем багаже на данный момент? Планируются ли новые?

Самое смешное, что ни одной, доделанной до конца. Первый полноценный альбом мы начали записывать на студии M-Records в 2010 году, но сначала работе помешало ДТП, в котором я получил серьёзную травму, а потом - банальная нехватка денег. На этом альбоме планировалось отобразить концертную программу 2007-2009 годов. Сейчас для него записаны все барабаны, весь бас, акустические гитары, часть электрогитар и часть вокала. В наших планах завершить эту запись в обозримом будущем своими силами. Самое интересное, что проблема уже не в деньгах. Просто мы поняли, что ни на какой студии, куда вы приходите на несколько часов, не будут так возиться с вашими записями, как будете это делать вы сами. При работе над большинством классических пластинок студию оплачивал лейбл, а у группы было достаточно времени для поисков правильного звучания. В случае же самостоятельной оплаты единственный вариант - прийти и в максимально короткие сроки сделать почти то же самое, что происходит на концерте. А это не совсем то, чего нам хочется от студийной работы.

За прошедшее время у группы появилось достаточно опыта и оборудования для того, чтобы делать достойные записи самостоятельно, поэтому параллельно, ещё не выпустив первый диск, мы начали запись второго, с тяжёлой программой. Что самое забавное, он по всей видимости будет готов раньше первого. На этот счёт у меня есть задумка, которую я, правда, ещё не озвучивал коллегам: назвать альбомы цифрами (наподобие Led Zeppelin I и Led Zeppelin II), но первым выпустить второй. Я знаю случаи, когда первый альбом получал название "The Best", а второй обозначался цифрой III, но, кажется, ещё ни одна группа не выпускала первым альбомом – второй.

Таким образом, в самое ближайшее время от нас можно ждать два полноценных альбома, после чего мы, скорее всего, обратимся к совсем старому материалу, который также достоин того, чтобы получить достойное звучание. И только после этого начнём работу над новыми песнями.

По факту на данный момент мы опубликовали 4 песни с более старой студийной записи, одну - с более новой, а также некоторое количество демок, как удачных, так и не очень.
Поэтому справедливо говорить, что нас знают в первую очередь по живым выступлениям. Остаётся надеяться, что перфекционизм не заставит нас потратить ещё несколько лет на доведение звука до некоего абстрактного идеала.

Вертикаль-А что вы можете сказать о своей концертной деятельности? Где и как часто предпочитаете выступать?

Конечно, как и все, предпочитаем выступать на фестивалях с хорошими группами, в больших залах и с качественным звуком. Раньше соглашались на все предложения, благодаря чему играли до 7 концертов в месяц (как было, например, в марте 2008-го). Тогда это дало нам, как говорится, широкую известность в узких кругах. Сейчас же стараемся выбирать то, что интересно именно нам. Отказываемся от концертов в разнообразных крошечных барах, от концертов на буднях и от выхода на сцену в слишком раннее время - иначе невозможно набить себе цену и выбраться из полного андеграунда.

Хотя бы раз в год стараемся выбраться из Питера. Съездили в Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Брест, Ярославль, Великий Новгород и, конечно, в Ленинградскую область - например, Гатчину и Кировск.

Самые запоминающиеся концерты - как правило, именно выездные, потому что в дороге всегда происходит множество приключений, вспоминающихся годы спустя. О поездке в Брест вместе с группой Roman Rain мы даже сделали домашнее видео, которое пересматриваем с огромным удовольствием. Например, в фильме рассказывается, как нас обломали с обещанным коттеджем, и в итоге нам пришлось ночевать в гостях у сантехника Зёмы, отмечавшего профессиональный праздник - день коммунального работника. История, на мой взгляд, совершенно замечательная.

Ну и, конечно, хорошо запомнились наши двухчасовые питерские сольники, совместные концерты с группами-друзьями и фестивали с любимыми группами детства в качестве хэдлайнеров - "Чёрным Обелиском", "Мастером" и "Бони Нем".

-Получается, ваша группа - живое доказательство того, что любовь зрителей завоевывается в первую очередь живыми выступлениями, а не только активной саморекламой в Интернете. Ведь многие сейчас делают ставку именно на Всемирную паутину…

Скорее, наша группа - живое доказательство того, что и без саморекламы можно жить. Правда, не на широкую ногу. Активным пиаром мы не занимаемся исключительно из убеждения, что для начала нужно иметь на руках некий продукт, достойный рекламы. В случае с группой - это не хорошие концерты, не синглы и не демки. Это альбом. Постараемся в этом году закончить альбом - тогда и подумаем о каком-то более осмысленном продвижении.

К тому же сейчас мы гораздо больше уверены в своих силах, чем, скажем, пять лет назад. Отдаём себе отчёт в том, что мы хотим получить в результате своей работы и в том, на что объективно способны. Думаю, делать то, что тщательно продумано и осмыслено - это более зрелый подход, чем просто делать то, что получается. А именно так у нас всё и происходило в самом начале.

Вертикаль-А как строится ваша совместная работа в коллективе? Есть ли лидер или вы все предпочитаете делать вместе? Я имею ввиду как организационные вопросы, так и написание новых песен.

Главный принцип состоит в том, что мы стараемся по максимуму использовать сильные стороны каждого участника. Как правило, всё начинается с того, что мы с Димой приносим уже достаточно продуманные песни, содержащие все основные элементы, которые потом дорабатываются всей командой. Иногда вместе продумываем всю музыку, иногда ограничиваемся улучшениями в отдельных партиях...

Я считаю, что усилия участников в любой хорошей команде (не только музыкальной) всегда дают результат значительно больший, нежели просто сумму этих усилий. Так было у Beatles, так было у Metallica... Их невозможно представить по отдельности такими же мощными, как вместе. И мне хочется верить, что у нас получается работать по той же схеме. Я никогда не напишу в свою песню такую же классную клавишную партию, как это сможет сделать Максим. Максим, скорее всего, не напишет к своей клавишной партии подходящий текст. Но даже если бы мы могли это сделать, мы никогда бы не спели эту песню так, как поёт Дима. Одна из причин, по которой я остался в группе, начав с сессионной работы, - то, что я правда считаю его очень сильным автором песен и вокалистом, заслуживающим гораздо большего внимания, чем он сейчас имеет. Я уверен, что если бы ему больше повезло с составом с самого начала, то "Вертикаль" была бы сейчас одной из общепризнанных групп поколения конца 90-х - начала 2000-х. А я, скорее всего, поглядывал бы на неё как на одну из тех классных команд, в которых мне никогда не удастся поиграть. Поэтому работать в этой группе очень и очень приятно, ведь отношение к своим партнёрам может значить больше, чем формальные показатели нашего успеха. А главное, что песни в результате получаются хорошие. Многие из них звучат не только на наших концертах, но и в компаниях друзей, где-нибудь в походе или на кухне. Это самое приятное.

-А есть ли какой-то определенный посыл, мысль, которую вы хотите донести до слушателей через свою музыку, которая объединяет все ваши песни?

Кажется, мы никогда не думали о том, чтобы специально подвести все песни под одну концепцию. Одна из программ действительно имеет искусственно выстроенную внутреннюю логику, но не более того. Зато у группы есть неписанный девиз - "делай своё дело". Надеемся, что это и в песнях проскальзывает. Будь собой, делай то, что должен. Будь честным. Люби того, кто рядом с тобой, не предавай ближних. Не жалей себя. Дерись, когда надо. Не молчи о том, что для тебя важно. Нормальные человеческие вещи - они везде одни и те же. В любой философии, в любой религии, в любом здоровом творчестве.

-И в завершении. Расскажи о планах группы на ближайшее будущее. Намечаются ли концерты или другие интересные события?

Мы только что вернулись из Новгорода, где играли по приглашению группы "Айвенго". После этой поездки поняли, что немного устали от сцены, и решили в ближайшее время ограничить выступления и сосредоточиться на записи. Чтобы народ не скучал, скорее всего, будем выкладывать альбом в Сеть блоками по несколько песен. Все они уже приелись и нам, и слушателям, поэтому мы хотим как можно скорее закончить этот этап. В лучшем виде зафиксировать всё, что создано за последние годы, сбросить этот груз с плеч, поставить на полку и с чистой совестью двигаться дальше.

Ресурсы группы:
Веб сайт группы
Группа вконтакте


Екатерина Равальдини