Tindersticks – The Something Rain



Tindersticks – «The Something Rain» (2012)
Стилистически музыка «троицы из Ноттингема» явление сложное и неоднозначное. Кое-кто относит их к особо лиричной разновидности индии-рока, кое-кто к авангард-попу начала девяностых. Ясно одно – Tindersticks в то время явились ответам на брит-поп и гранж – доминирующие тогда течения внутри рокового мэйнстрима Великобритании. Простой аккордовый рисунок, лаунжевая вязкость и капелька джазовых интонаций стали фирменным рецептом Tindersticks времён оглушающих «боевых код» на гитаре, в значительной мере сформировал барочный облик тогдашнего chamber pop`a.

Однако в своём новом альбоме «The Something Rain» Тиндерстиксы будто бы уходят от последующих творческих наработок, дистанцируясь от лонгплэя «The Hungry Saw» (2008) и более позднего релиза «Falling Down а Mountain» (2010). Времена сменились, и некогда завсегдатаи роковой обочины, теперь в оппозиции к нынешнему поп-мэйнстриму с его слоганом «секс, ещё больше секса!». Нет, конечно, и в жизни и в музыке переваливших за пятый десяток лет Тиндерстиксов есть место и сексу и «всему человеческому», но на своём особом лирическом фоне, сотканном из потусторонней и почти невесомой светлой меланхолии. Как говорит сам Стюарт Стэплз – мы и сейчас продолжаем жить как в 25 – трахаемся, плачем, смеёмся, боремся, пишем свою музыку – с единственной разницей – теперь мы чаще теряем наших близких. В какой-то мере девятый студийный альбом посвящён потерям, тем утратам, которые постигли группу в последние два года.

Композиций в новом альбоме Tindersticks тоже девять, а открывается он девятиминутной композицией «Chocolate» под неровный, чуть ломаный речитатив Стюарта Стейплза, вовлекающий нас в мир капель на стекле, мир осеннего неба и одиноких дождей, мир, где кто-то отрешённый остаётся дома в дождливый день. Аккуратное, ровное звучание, тихие клавишные с редкими вкраплениями саксофона, альт-скрипки, редкие гитарные «уколы», красивый дамский бэк-вокал, элементы оркестровые аранжировки и непременные духовые – таков общий рисунок, такова текстура альбома. Из цельного полотна мелодий, перетекающих друг в друга, намеренно выбивается своим духовым диссонансом композиция «Frozen», однако и её кажущаяся дисгармоничность легко вплетается в целостное музыкальное полотно. Среди других композиций можно выделить богато аранжированную любовную лирику «Come Inside» и совершенно потрясший меня инструментал «Goodbye Joe» завершающий альбом. Прослушивая его раз за разом, я удивляюсь, насколько же ощутима в нём светлая осенняя скорбь живущих. Скорбь о тех, кто их покинул.

Вячеслав Чеш