Тим Эрна




«Музыканту нужно уметь впитывать важное и из музыки Валерия Меладзе, и из Cannibal Corpse». Интервью с Тимом Эрной


Тим Эрна

История творчества этого эпатажного молодого белорусского музыканта Тима Эрна началась в 2010 году. Вместе со своим другом Антоном Прохожим Тим образовал заметный среди белорусской сцены рок-проект RetroElektro. Своей скептической лирикой, смелыми экспериментами с электроникой и театральными мотивами единственный альбом «Буйство красок» обрел положительные, но немногочисленные отзывы. Решив оставить RetroElektro, в 2012 году Тим образовал новую группу Tim Erna, которой удалось записать превосходный сингл «Никому» и снять клип «Ты будешь гореть в аду». А также группа сумела стать финалистом крупнейшего международного музыкального фестиваля Emergenza Belarus 2013. Сегодня же композитор, поэт и «генератор» новых идей Тим Эрна занимается сольным творчеством. Про будущее, настоящее и прошлое в своей музыке Тим охотно поделился со мной в одном из минских кафе.

Тим, твоя музыка – это «темный угол» твоего сознания?

«Нет. Идея, которую я пытаюсь донести музыкой – да, «темный угол», а сама музыка нет. Возможно это «темный угол» сознания для других, но не для меня».

К какому музыкальному жанру можно отнести твое творчество?

«Ни к какому. В моем творчестве очень много экспериментов, особенно в последнее время. Сначала я делал что-то вроде электро-рока, потом это перешло в акустику. Сейчас мы планируем дать концерты в декабре, на которых я хочу попробовать совместить электронику с каким-нибудь брейк-битом.
Скорее не к какому музыкальному жанру, а к какой стилистической идее я это отношу. Ведь это всегда остается просто музыкой, которая помогает людям. Во всяком случае, я так ее позиционирую и хорошо, если ее так воспринимают».

Лирика в твоих песнях напоминает поэзию, а на сайте stihi.ru. опубликовано несколько твоих стихов. Скажи, есть ли у тебя любимый поэт?

«Их много. В основном это поэзия серебряного века. Я очень люблю Маяковского, очень люблю Бродского. Также Есенина, Мандельштама, Блока безусловно. И всех их объединяет в моей голове не какая-то похожесть или идея, а то, что я могу чему-то научится у каждого из них».

На твоей интернет-странице написано, что ты участник благотворительных мероприятий. Что это за мероприятия?

«Были мероприятия посвященные борьбе со СПИДом, а одно из них еще будет в Могилеве 6 декабря. Меня часто приглашают на благотворительные мероприятия, квартирники. В основном это мероприятия, которые посвящены либо конкретному человеку, на помощь которому требуются деньги, либо детским домам и интернатам. Музыкальная премия «В кедах!», которая была в прошлом году в Минске, тоже была благотворительным мероприятием. Я всегда принимаю предложения такого рода. Отказать в помощи в таких вещах – себя не уважать как артиста, в первую очередь».

Тим, альбом «Буйство Красок» в RetroElektro и сингл «Никому» – это интернет-работы?



RetroElektro

«Да. На физических носителях они не выпускались».

Планируешь ли ты сотрудничество с лейблами?

«Конечно. Я выпускаю новый альбом на белорусском лейбле. Вообще лейбл воспринимается массами как какая-то гипотетическая организация, способная принести тебе славу и популярность. Локальный лейбл способен максимум обременить тебя какими-нибудь проблемами, может быть дать тебе денег за выступления и как-то помочь в реализации твоей продукции. Хорошие лейблы способны на большее, разумеется. В Беларуси настолько хороших лейблов нет. Я использую лейбл, как организацию, которая способна помочь мне в дистрибуции моих дисков».

Что именно изображено на обложке «Буйство красок»?

«Это картина моей хорошей подруги Дианы Марщенко. Идея альбома в том, как куклы в нашем импровизированном мире становятся перед выбором: остаться марионетками или стать людьми. Обложка альбома очень хорошо отображает эти «муки выбора» – я так ее расцениваю. Диана же видит эту картину по-другому».

Стоит отметить, что альбом «Буйство красок» весьма театрален. Были ли идеи сделать мюзикл?

«Идеи остались идеями. Были идеи выступить на стадионе «Уэмбли» в Лондоне, где выступают лучшие артисты. Были идеи привлечь театры. Например, цирковое шоу «Kresiva», которое я, кстати, очень рекомендую. Но на тех площадках, на которых мы тогда могли выступать, мы не смогли бы сделать мюзикл так, чтобы он смотрелся качественно. Были бы мы тогда профессиональным театром, это хотя бы было оправдано. Когда мне будет 40 лет, RetroElektro внезапно снова будет существовать и у меня будет много денег, мы сделаем мюзикл и привлечем туда лучшие кадры, чтобы это представление получилось очень душевным».

Значит возможно восстановление RetroElektro?

«Понятия не имею».

Tim ErnaВ твоем акустическом спектакле «Прощание с Пьеро» с RetroElektro ты расстался с ролю Пьеро на сцене. Возможна ли в будущем игра новых ролей?

«Игра новых ролей – да, Пьеро – нет. Игра новых ролей уже происходит. Концерт 16 октября в Минске, например, уже презентовал нового персонажа – Аспера. Возвращение Пьеро на сцену возможно только в рамках RetroElektro. Если так получится, что мы с Антоном снова начнем играть, то я или вернусь к этой роли, или откажусь от нее совсем. С Пьеро слишком много было пережито и творчески, и эмоционально, и личностно. А пока я от него слишком устал. Сейчас время новых ролей».

После того, как ты совсем недавно расформировали группу Tim Erna, все твои песни теперь на концертах будут только в акустической версии?

«Нет. 5 и 6 декабря мы даем 2 концерта в Беларуси – в Минске и в Могилеве. Они будут в полном звуке. Мои акустические выступления – просто уход в сторону экспериментов. Тогда я хотел сделать акустический концерт не в рамках творческого вечера, а в рамках полноценного клубного концерта. Который, кстати, удался. 16 октября в Минске получился очень душевный концерт. Это совсем не означало смену музыкального направления. Но я не могу сказать, что «электрическое» тяжелое звучание группы Tim Erna, в котором прошла большая часть времени группы, это основное направление. Я не боюсь экспериментировать. Мне хочется найти «золотую середину», от которой можно будет двигаться дальше».

Тим, скоро выйдет твой первый сольный альбом. О чем будет новая история? Будет ли она напоминать ранее творчество?

«В альбоме есть только один момент, связанный с ранним творчеством, в частности с RetroElektro – это концепция давящего и угнетающего города. Сюжетная линия другая: главный герой, уличный мим по имени Аспер, влюблен в богемную девочку Иксу, которая с трудом его признает. Концепция от кукол ушла к людям, а вот отношения между персонажами остались те же: главный герой точно так же боком смотрит на людей, когда едет в метро, точно так же пытается уловить доверие, когда выпивает с друзьями. Там будут и личные переживания, и трагедии человечества».

Клип «Ты будешь гореть в аду» – сугубо интернет-работа?
Хотел бы ты увидеть его по телевидению?



«На интернет-телевидении он уже и так есть. Что касается сети вещания, то в Беларуси его так или иначе не примут. Клип хорош для нонконформистов. Цели выпускать его на ТВ не было, потому что мы изначально понимали, что делаем «неформат». Хотя на Украине где-нибудь на «A-One» его может быть и приняли бы».

Планируешь ли ты съемку клипов на другие композиции?

«Да, разумеется. И они с большей вероятностью смогут попасть на телевидение».

Какая твоя любимая песня в твоем творчестве и почему?

«Нет таких, потому что каждая моя песня – это от пяти минут до полугода моей жизни. Выбрать среди пяти минут депрессии или полугода депрессии самые любимые моменты невозможно. Мне нравится каждая песня по-своему, потому что каждая из них передает кусочек моей жизни».

Находишь ли ты свое творчество пессимистическим?

«Нет, не нахожу. Концепция лирики не в том, чтобы вогнать людей в плохое настроение, а в том, чтобы, наоборот, отговорить людей от него. Когда ты слышишь в песнях строчки «резать руки краем острым, как же это страшно просто» или «нужно просто стать на крышу и подумать «полечу», то понимаешь, что то, о чем ты думаешь и то, что может стать для тебя фатальным, давно уже придумано, сделано и пережито, поэтому нет смысла повторяться. Мне, кстати, очень много писали о том, как моя музыка помогала людям».

Тим, что для тебя является источником вдохновения?

«Люди вокруг меня. Я не алкоголик, не наркоман. Я не ищу вдохновения в героине или в водке. Я стараюсь быть более реальным. Это помогает мне четче донести идею. Можно копаться в себе, чтобы найти вдохновение, но тогда проблема останется на уровне личного восприятия. А если ты хочешь донести идею до других людей, нужно обращать внимание и на чужие проблемы. Это говорит об артисте еще и как о человеке, который готов помочь».

Какую музыку ты предпочитаешь слушать? Какие группы сильно повлияли на твое музыкальное творчество?

«Я слушаю очень разную музыку. Перечислять всех исполнителей нет смысла, их очень много. Я слушаю музыку, у которой могу поучиться. Недавно, например, мне скинули пару альбомов группы Spiritual Front. Я послушал, ну интересная такая своеобразная этно-готика. Здорово. «Тату» недавно переслушивал. Более того недавно послушал последний альбом Тимати и мне понравилось, черт возьми! Отличный продакшн! Другое дело, что это другие тексты и подача, не моего формата. Но музыкальные вкусы – самая субъективная вещь на свете. Я на это стараюсь не ориентироваться. По поводу влияния: в 13 лет для меня это был весь рок 60-х. Потом хард-рок, нью-метал, готика. Для меня группы оказывают влияние не стилистикой, а качеством. Сегодня, например, у меня в плеере была смесь из Майкла Джексона, Limp Bizkit, Bullet for My Valentine и «Тату». И в каждом из них я ищу что-то, что смогу использовать в своей музыке. Я всегда учусь у групп, которые слушаю. И рекомендую это делать другим музыкантам».

У тебя есть любимая русскоязычная рок-группа?

«Русский рок на меня оказал меньше влияния, чем, наверное, любая другая музыка. У меня вообще нет ни одной любимой группы. Мне кажется, это ограничивает музыкальное восприятие. Если ты хочешь играть гранж качественно, например, то ты не можешь слушать только Nirvana. Если ты хочешь играть качественно панк-рок, то ты не можешь слушать только Sex Pistols. В этом ошибка подхода многих начинающих музыкантов. Если ты хочешь играть нью-метал и слушаешь только Korn, то ты и будешь играть Korn, и ничего нового не создашь. Поэтому музыканту нужно уметь впитывать важное и из музыки Валерия Меладзе, и из Cannibal Corpse. Я считаю, что в музыке важнее всего широта мышления».

Поскольку ты уже выступал в Москве, скажи, планируются ли концерты в Питере?

«Да. Светлана Рамонка, мой концертный директор, говорит, что будут выступления и в Смоленске, и в Питере и снова в Москве. Точные сроки концертов озвучивать не хочется, но можно сказать, что выступления пройдут в ближайшие полгода».

Что бы Вы хотели пожелать своим слушателям?

«Учитесь больше и никогда не злитесь на людей.
Если вы ты что-то решили, перестаньте думать и начните делать.
Не будьте узконаправленными, мыслите шире».

Беседовал Ash

Группа вконтакте