Игорь Тальков (часть вторая)



«Пока на дворе стоял совок и у нормальных команд были проблемы, он пел исключительно про Чистые пруды. А после перестройки, когда всё стало можно, вдруг таким смелым оказался…»
Андрей Макаревич о Талькове.

«Чистые пруды» Давида Тухманова стали для Талькова ступенькой на большую сцену, его «золотой рывок» к известности. Неудивительно, что организаторы «Песни года 87» пригласили Игоря петь именно её. И он – согласился.
Тех, кто привык к образу Талькова-бунтаря, это может удивить и даже шокировать – но его согласие довольно предсказуемо. Кроме той тульской студенческой провокации и ещё, может, эпизода на дискотеке Тальков образца восемьдесят седьмого – образцовый поп-певец. Биографы часто делают из Игоря Талькова такого себе «борца нон-стоп». Например, многие вспоминают то, что за «Страну детства» его «не пустили» дальше первого тура Всероссийского конкурса исполнителей советской песни, как «не имеющего отношения к советской эстраде», забывая, что сама песня буквально сочится сиропом и ванилью и несёт примерно такой же антисоветский заряд как розовый пони на радужном лугу. Не менее «революционны» и другие композиции, исполненные им на том фестивале в Сочи – «Красный конь» Марка Фрадкина, «Притяжение Земли» Давида Тухманова и «Журавли» Яна Френкеля в обработке самого Талькова. Много поп-песен Игорь пишет для «Электроклуба» - правда на чужую музыку. «Замкнутый круг», «Ищу в природе красоту», «Аэрофлот», «Преданная подруга» - ординарнейшая советская лирика того времени. Неудивительно, что слава, которая обрушивается на Талькова после бешеного успеха «Чистых прудов» Тухманова – слава лиричного поп-певца. Лирический успех Игорь воспринимал как «атаку», не без удовольствия замечая, что ему предложили исполнить их песни все – от Матецкого до Фельцмана, исполнить уже в готовом варианте, или даже просто наложить голос. Не отставало и ТВ, предложениями исполнить ту или иную лирическую песню Талькова бомбардировали и «Взгляд» и «Утренняя почта», однако Тальков отказывался. Свой успех он решил использовать по-другому. Он организует группу «Спасательный круг», с которой «ездит по стране и поёт».

Быть может тогда всё бы и кончилось очередными бесплодными гастролями – Игорь уже Тальков с Митчеллом, ездил с Тереховой, и с кучей мелких ВИА вроде «Авангарда» и даже с Музыкальным театром Пугачовой (кстати, по словам вдовы музыканта у них была любовная связь: «…у Игоря были две любимые женщины» говорила она - первая - Пугачева, а вторая - Екатерина II»), однако в 1989 года Владимир Молчанов ведущий ТВ-программы «До и после полуночи» выпустил в эфир клип на песню «Россия». Это была первая «социальная» песня Талькова, которую услышали многие зрители, та песня, которую, по мнению Владимира Талькова «не простили» его брату. Брату, на концерте во Дворце культуры КГБ заявлявшего, что он «пришёл показать те песни, за которые … пугают вами».

Игорь ТальковНадо признать – клип на «Россию», придуманную в две минуты, буквально на одном дыхании был сильным ходом, да и сама песня обладала мощной энергетикой. Сторонники «мифа» Талькова сакрализируют поломки аппаратуры и перебои с энергией во время её записи, но даже без всякой сакральности «белогвардеец» Тальков в белой рубахе на фоне горящей земли, разрушенных церквей и силуэта Ахматовой был совсем не тем зрелищем, которое советский зритель привык видеть на экране. К Талькову начал тянуться его зритель. А он – пел. Для КГБшников, для «Памяти», для поп-тусовок и на больших концертах. После успеха клипа, киногеничного музыканта подметил Алексей Салтыков, режиссёр картины «Князь Серебряный», после известной под названием «Царь Иван Грозный». Тальков охотно согласился, но после смены режиссёра изменился сценарий фильма, «поправ» текст А. Толстого, и превратив сам фильм в гротеск или пародию. Игорь бросил роль, отказался от озвучки и в свойственной ему пафосной манере, на презентации фильма в 1991 попросил у зрителей и Алексея Толстого прощения за своё участие в нём.

1990 г. – новый триумф Талькова в «Песне года 90» с песней «Бывший подъесаул» и рассказом о событиях, на которых основана песня.

22 августа 1991 г. во время августовского путча, Игорь выступает на Дворцовой, в Питере с полной обоймой остросоциальных песен - «Глобус», «Россия», «Господа демократы», «Война», «КПСС», «Я вернусь».

В сентябре 1991 г. Тальков через «лейб-медика» Ельцина передаёт ему запись песни «Господин президент». Его жизнь стремительно несётся к своему концу.

5 октября 1991 г. певец в последний раз выступает на сцене.

6 октября 1991 г. между 16.00 и 16.30 вечера Игорь Тальков застрелен в коридоре гримёрки «Юбилейного», в ходе потасовки с участием охраны певицы Азизы Мухамедовой, охраны самого Талькова, его директора Валерия Шляфмана. Пуля пробившая ему руку и задевшая сердце была выпущена из револьвера «Наган». Такой же револьвер был у Малахова – охранника Азизы, но был ли это тот самый «Наган» - неясно. Оружие убийства не найдено. Убийство считается нераскрытым.

Существует несколько версий произошедшего:
По мнению скептиков – это трагическая случайность, «поиграли в охранников» как сказал позже Макаревич.
Мнения сторонников заговора разделились, в зависимости от их позиций. Антисемиты усматривают здесь «сионистский след», указывая на роль в заговоре провокатора Шляфмана, позже из Украины выехавшего в Израиль. Они указывают на ссоры, якобы провоцируемые Шляфманом а также на положение директора относительно Талькова в момент выстрела и якобы найденный на нём пороховой след.
Сторонники же теории о «кровавой руке КГБ» полагают, что убийство осуществил Малахов, или же третий киллер, оставшийся в тени. Малахов-де, был связан с криминалом, да и тренировался близ известной точки для офицеров Конторы. К тому же, прошёл слух, что некий высокий чин на Лубянке хвастал «устранением» Талькова.
Сам Игорь, как-то сказавший что его убийцу так и не найдут, теперь лежит за Ваганьковским крематорием, на 25 участке неподалёку от ребят погибших под танком в дни августовского путча. Шляфман, после того как его магазинчик в Израиле прогорел, вроде бы подался в США.
Сын Талькова тоже занялся музыкой, и иногда он исполняет песни отца. Непогода потихоньку стирает слова таблички на «Юбилейном» - «…ная память погибшему за Россию поэту, певцу и композитору Игорю Талькову от русского народа и русской партии» - вот только что это за партия уже не разобрать.
Раз в год, 6 октября ровно в шесть монахи Александро-Невской лавры служат по Игорю поминальную литию.
Часть 1

Вячеслав Чеш