Симфоник-метал



symphonic metal logoСреди поклонников тяжелой музыки довольно много эстетов, которые, помимо тяжести, ценят гармонию, утонченность и возвышенность Сочетание тяжелого метала и симфонической оркестровой музыки дает в результате то, что удовлетворит самый взыскательный вкус – это симфоник-метал, или симфонический метал. Этот стиль музыки образовался из классического тяжелого метала и окрестровой (хоровой, симфонической, органной) музыки, которая является музыкой классической. Несмотря на это, казалось бы, совмещение несовместимого, симфонический метал – это довольно популярный и, безусловно, один из самых гармоничных и красивых жанров музыки.

Музыка в жанре симфоник-метал создается с помощью инструментов, свойственных жанрам, которые эта музыка в себе сочетает. Гитары, бас, ударные звучат здесь вместе с симфоническими инструментами или их звуками, имитируемыми на синтезаторе. Симфоник-метал часто использует скрипки, альты, виолончели, фортепиано, ксилофон и пр., а также звуки органа и хора. Все чаще группы, играющие в этом стиле, прибегают не к синтетическим звукам, а к настоящим живым инструментам.
within-temptation.jpgВ качестве вокала зачастую используется женский оперный, а также мужской. Музыкальные коллективы, играющие музыку в этом жанре, как правило, придерживаются особой концепции в своей музыке и, соответственно, при записи альбомов – они часто бывают тематическими, с какой-то пронизывающей смысловой нитью или атмосферой. Здесь можно встретить как сольные вокальные линии, так и дуэты и другие сочетания голосов.

Симфоник-метал имеет в своих истоках готик-метал (готический метал). Коллективы вроде The Gathering и Theatre of Tragedy стали впервые экспериментировать с синтезатором и женским вокалом. Также некоторые коллективы стали совмещать звучание тяжелого метала с симфоническим звучанием – этим прославились такие коллективы, как Savantage, Symphony X и др. Принято считать, что симфоник-метал как жанр сформировала группа Therion, когда выпустила альбом Theli. На этой пластинке симфонические аранжировки использовались равноправно с метал-звучанием. Пластинка Theli вышла в 1996 году.
После этого сразу несколько музыкальных коллективов стартовали в жанре симфоник-метал. Это были и Nightwish, и Rhapsody, и Wihtin Temptation. Их дебютные альбомы уже соответствовали всем канонам жанра – женский оперный вокал, оркестровое оформление и тяжесть метал-музыки.
В 2000-х годах началась вторая волна симфонического метала, который тогда приобрел довольно широкую популярность. Старые группы начали выпускать все новые альбомы в этом жанре, а также образовалось множество молодых коллективов. От группы After Forever отделилась часть коллектива, ставшая группой Epica, которая по сей день является авторитетным коллективом в жанре симфонического метала. Участники некоторых групп стали создавать свои сольные и сайд-проекты. Так поступила, к примеру, экс-вокалистка группы Theatre of Tragedy Лив Кристин, создав проект Leave’s Eyes.
Начало XXI века можно охарактеризовать как триумф симфонического метала. Жанр оказался настолько удачным, что принес неплохой коммерческий успех многим коллективам. В частности, в это время неплохо поднялась группа Nightwish. Множество коллективов стало образовываться и активно развиваться в Америке – это такие группы, как Symphony X, Trans-Siberian Orchestra, Kamelot и другие. Среди российских коллективов можно выделить молодую команду Imperial Age.

Особым подвидом симфо-метала стал так называемый челло-метал (cello-metal), где ведущую роль в звучании и обработке музыки играют виолончели. Звук этого инструмента придает музыке особый мистический и таинственный оттенок с неким драматизмом. В жанре челло-метала особенно известна группа Apocalyptica.

apocalyptica.jpgСимфоник-метал, помимо своего собственного развития, оказал влияние на смежные жанры тяжелой музыки. К примеру, как раз на конец прошлого и начало нынешнего столетия пришлась тенденция использовать симфоническую обработку в блэк-метале и пауэр-метале. В чистом виде жанр не применялся, оставляя в себе каноны основ. В частности, в блэк-метале примером могут служить небезызвестные Cradle of Filth и Dimmu Borgir – они стали часто использовать симфонические эффекты в своих аранжировках, а Cradle of Filth выпустили ряд песен, где использовали женский вокал, по звучанию близкий к оперному. Таким образом, некоторые блэк-группы стали отходить от традиций так называемого тру-блэка, а также стали создаваться и новые группы, взявшие за основу такое комбинированное звучание.

Что касается других жанров – хеви-метала, пауэр-метала и др., то симфо-метал проник и сюда. В начале 2000-х это веяние охватило такие тру-металлические группы, как Manowar, Rage, российская АРИЯ, а также знаменитые Metallica и Scorpions. Пауэр-метал с элементами симфонического звучания и хоров можно услышать на альбомах того времени, выпущенных группой «Маврин».

Что касается текстов песен жанра симфоник-метал, то здесь прослеживаются явные концептуальные линии. Поскольку звучание этой музыки атмосферное, производящее впечатление и создающее психоэмоциональную нагрузку, тексты здесь идут под стать музыке. Довольно часто затрагивается тематика философии, мифологии и религии. Во многих песнях можно услышать отсыл к мировой классической литературе и истории – Гёте, Нострадамус, средневековые фигуры вроде графа Дракулы или графини Батори, даже Библия с ее отдельным историями и судьбами. Здесь отметились Xandria, Kamelot, Haggard и др. Многие коллективы стали поклонниками жанра фэнтези в своих текстах – часто можно услышать сказочные сюжеты рок-опер, отсыл к произведениям классика фэнтези Джона Толкина – Bal-Sagoth, Summoning, Rhapsody, Trans-Siberian Orchestra.


Назад в раздел

©Ligeya