Пророчество Вёльвы



Пророчество ВельвыВас приветствует группа «Пророчество Вёльвы», я Алексей Пересвет, лидер и вокалист, создатель дружины. Также с нами Александр Санин, один из «отцов-основателей». В 2010 году мы с ним все это дело начали и с того времени, с первого состава так вместе и идем по нашему творческому пути. Александр у нас отвечает за техническую часть, как на сцене, так и вне сцены. Это очень важно, так как мы не всегда можем возить с собой целый состав музыкантов по причине нерентабельности.

-Насколько я знаю, в Москве вы выступали полным составом…

Алексей: Вообще, нас было семь человек в группе – помимо гитаристов, басиста и барабанщика, была скрипачка, был баянист и был волынщик. Но сейчас мы приглашаем их только на большие глобальные мероприятия, когда мы уверены, что организаторы обеспечат нам соответствующие условия, саундчек и пр. Особенно сложно это с волынкой, потому что ее надо настраивать с особой радиосистемой, которую подключать нужно отдельно от всего, плюс это этнический инструмент, который в принципе требует особого подхода.

-Вы очень эффектно звучите со всеми этими инструментами. На альбоме они будут?

Алексей: Да, обязательно будут. Кроме того, у нас на альбоме будет настоящий академический хор, будет и чисто мужской хор – ведь музыка у нас довольно «мужская», викинги, троянцы и т.д. Кроме того, в каких-то песнях мы записали скрипку, а в каких-то виолончель, звук которой более низкий, мрачный и «металлический».

-Судя по новостям в группе, работа над альбомом идет полным ходом. Вроде, уже и лейбл выбрали…

Алексей: Да, все правильно. Лейбл – это такая музыкальная корпорация, которая помогает развиться молодым коллективам, предоставив возможность записи диска. У нас собственных ресурсов для записи и пиара, таких, которые может предложить лейбл, пока нет. Поэтому мы очень долго выбирали – писали на «Мистерию звука», M2BA, который выпускает музыку групп «Слот» и «Louna». Поскольку мы хотим, чтобы наши песни вскоре зазвучали на радиостанции «Наше радио», мы стараемся работать с теми лейблами, чьи артисты уже там звучали. Поскольку я был учеником Сергея Маврина, я вначале попробовал сунуться в CD-Maximum, где Маврин в основном записывал свои пластинки, но Сергей Константинович предостерег меня, сказав, что этот лейбл в настоящее время обанкротился. Мы решили попробовать Fono. Поскольку мы группа, которая хочет выпускать свои диски не только в России, но и за рубежом, мы решили, что вариант оптимальный – этот лейбл издает многие европейские группы. Мы выслали им материал, они с нами связались и предложили достаточно хорошие условия для сотрудничества, дистрибьюцию в Европе и в России. Мы все делаем без спонсоров, продюсеров и каких-то других финансовых вливаний со стороны, все только сами. Полтора года мы все это писали, работали над альбомом, и конечно, нам хочется, чтобы как можно больше людей это услышали. 15 мая диски уже появятся в продаже.

-Банальный вопрос, но интересно: почему так называется группа?

Алексей: Тут все просто, нет никаких особых сакральных значений. Расчет был на то, чтобы заинтересовать того, кто не обладает глубокими историческими познаниями. Он захочет послушать, а потом, возможно, и почитать, что же это такое. Вообще пророчество Вёльвы – это одна из песен старшей Эдды. Вёльва знала прошлое, жила в настоящем и видела будущее. Поэтому когда верховный бог Один позвал ее к себе, то спрашивал не только о будущем, но и о прошлом – о своих родителях, о великане, из которого создан наш мир. Есть мнение, что пророчество это о конце света, но на самом деле она, сказав об этом, не останавливается, а говорит «Радуйтесь, боги, потому что взойдет солнце, еще краше и светлее, чем было, а вот и земля поднимается из воды, а вот и люди, и они уже не сражаются друг с другом ради золота, а живут в мире и согласии рядом с богами». Также она рассказывает, что некоторые боги выживут, в частности, младший сын Тора и Бальдр, котороый вернется из Хель (ада). То есть они будут как-то продолжать существовать в мире, и их жизнь, их деяния не канут в небытие. Ведь одной из основ скандинавской мифологии было то, что боги у них были смертны. Возможно, пророчество Вёльвы касалось не только скандинавов и викингов, но и всего человечества в целом – и римских гладиаторов, и славян, и троянцев. Суть в том, что идея борьбы за свободу и стремления к жизни будет жить вечно. Это и есть расшифровка смысла, который мы заложили в название группы. Всего этих смыслов три. Еще один таков: первую часть жизни человек работает на свое имя, а потом наоборот, имя работает на него. Это очень умная теория, которую мы взяли за основу. Ведь всех известных рокеров, даже русских, ДДТ, "Алису" и других, все судили всегда по первому диску – какой он у них когда-то получился, такое тогда и сложилось впечатление о группе: какие они, о чем поют, что несут своей музыкой, какой у них образ и пр. Поэтому мы придерживаемся той же позиции: от того, какой у нас получится первая пластинка, будет зависеть дальнейшее мнение слушателей о нас как о музыкальной группе. Еще один смысл: в каждой нашей песне заложено имя какого-то великого героя или события. Этим мы хотим сказать, что не стоит забывать историческое наследие и проявление таких добродетелей, как храбрость, верность, честь. Например, первая песня рассказывает о событиях из скандинавской мифологии, вторая – о гладиаторе Спартаке, третья – о событиях в городе Трое и о троянцах, которые, на мой личный взгляд, в истории показаны немного не в том ракурсе. Всем известно, что они были в принципе нормальные ребята, но войну проиграли, однако никто не говорит о том, что они в течение десяти лет стояли на своих стенах, не давая им пасть. Далее, четвертая песня рассказывает о жизни и верованиях викингов. Пятая песня – «Король Артур», король прошлого и грядущего. Ну, и остальные песни тоже посвящены чему-то знаменательному. Шестая песня, «Экскалибур», кстати, одна из немногих, для которой вначале появились стихи, а потом музыка. Обычно бывает наоборот – появляется музыка, на которую ложится текст, фактически вписывается в музыку, потому что в итоге должна получиться единая песня, и расхождений между музыкой и текстом быть не должно. А с этой песней было иначе: сначала написалось одно большое стихотворение, под тематические куски я подобрал гитарный аккомпанемент, а потом мы сделали аранжировку.

-Интересно, а у других песен какие истории?

Алексей: Седьмая песня «Гришка» повествует о сибирском старце Григории Распутине, который появился в Санкт-Петербурге в конце XIX века и в корне изменил существование царской семьи, из-за чего многие историки придерживаются мнения, что именно Распутину мы обязаны падением самодержавия. Вообще у нас на альбоме песни довольно объемные и содержательные, по четыре-пять минут. Восьмой песней мы решили немного «разбавить» серьезность – это драйвовая фолковая вещь, которая называется «Венгерская коломейка», средневековая танцевальная мелодия, которую мы сделали в металлической обработке. В общем, это такая вещь «для отдыха».

-До этого альбома вы уже что-то записывали, выпускали диски?

Алексей: Да, был сингл, который состоял из пяти песен, назывался он «Быль». Там было пять студийных треков: «Проклятье Хинары», «Шотландская плясовая», «Расстрига», «Ведьмак» и «Висельник». «Ведьмака», кстати, мы отправляли на «Наше радио» Тане Борисовой, она ей даже понравилась, о она предложила прислать эту песню для рассмотрения на «Худсовете» в «Чартову дюжину». Но что-то там не сложилось, возможно, из-за низкого качества записи, поскольку сингл мы записывали на достаточно дешевой студии, поскольку тогда не имели средств на достойную запись. Но все же я считаю, что все относительно в этом вопросе. Я, например, очень люблю шведскую группу Bathory, у которой качество записи просто отвратительное – не знаю, может, дома где-то записывалось, в каких-то помещениях или коридорах для создания эффекта эхо, но тем не менее это слушается, потому что сама идея интересная. Конечно, все эти песни с сингла мы переиздадим на следующих альбомах уже в хорошем качестве, с хорошими металлическими гитарами, с европейским саундом. В общем, все, что будет на альбоме «Имя» - все то же самое мы сделаем со старыми песнями, плюс дополним их еще несколькими песнями новыми, штук десять, наверное, новых сделаем. Объединив со старыми, мы сделаем такой вот подарок нашим поклонникам.

-На вашем альбоме преобладает, насколько я вижу, скандинавская тематика, про Россию – всего одна песня. А вообще на славянскую тематику планируете делать песни?

Алексей: «Ведьмак» - это же, вроде, именно славянская тема… Мы просто привыкли воспринимать Ведьмака как фэнтезийного персонажа благодаря великолепной работе Анджея Сапковского и не менее шикарному фильму. Но если взять историческую правду, то ведьмак — исконно славянский мифологический герой, стоявший на страже людей. В частности, в книге не сказано, к примеру, что у ведьмака было две души — человеческая и дьявольская, что он мог превращаться в некоторых животных: в лошадь, волка и мотылька, что мы и отразили в песне. Я вообще не люблю говорить, что именно я вложил в ту или иную песню, потому что каждый человек должен видеть свой смысл. Однако «Ведьмак» уже практически народный хит. Мы не ожидали такого внимания: многие делают на нее кавера, другие почти каждый день пишут и просят рассказать, как ее играть, просят аккорды, табы... Я даже ролик на Ю-Тубе нашел, где девочка на отчетном концерте в музыкальной школе играет нашего «Ведьмака»! Эта песня пролежала 10 лет, я ее написал в 18 лет, и она все это время ждала своего дня и часа, чтобы ожить. Кстати, первоначальный текст больше соответствовал книге. Когда мы начали ее записывать, я понял, что песня получается для тех, кто не читал книгу или не смотрел фильм, а тема ведь куда глобальнее, можно ведь познакомить слушателей с другими подробностями о ведьмаке. И я сел и за недельку написал текст, который мне поначалу сильно не понравился. Я хотел его даже порвать и выбросить.:) Он мне показался излишне эмоциональным, плаксивым даже.
Александр: Я тогда сказал: «Оставь старый текст, он брутальнее!»
Алексей: В итоге я доработал концовку. Все равно, любому человеку, будь он в военном мундире, в косухе или в доспехах, он прежде всего остается человеком, который способен чувствовать и сострадать. Я подумал, что мне не стоит стыдиться меланхоличных мотивов и ноток, и оказался прав: через некоторое время послушал запись и понял, что мы попали в точку. Аранжировка получилась воздушная и красивая.

-А про Волкодава не планировали песню написать?

Алексей: К сожалению, а, может, к счастью, нет. Во-первых, мне этот сюжет не очень близок, а, во-вторых, есть уже очень и очень достойная песня у «Мельницы». Хотя, если бы меня эта тема и правда волновала, я бы не посмотрел на кучу фанатов «Мельницы» и написал бы свое. В группе «Пророчество Вёльвы» преобладает скандинавская тематика, она и должна быть основой. Берется все самое интересное, что случалось в истории, что было необъяснимо или недоказуемо, то, что может волновать сердце путешественника или писателя. Именно это лежит в основе нашего творчества. Славянская мифология, может быть, еще появится, но пока она не планируется потому, что у нас очень много групп, которые развивают эту тему достаточно глубоко, - «Аркона», «Рарог», «Сварга», «Калевала»... Все-таки хочется от них отличаться.


Пророчество Вёльвы - имя

-Я бы хотела сейчас немного вернуться к началу нашей беседы. Ты сказал, что группа была образована в 2010 году... Совсем зеленые, так сказать... :)

Алексей: Вообще я занимаюсь музыкой достаточно давно — больше десяти лет. Само собой, до этой команды у меня были и другие проекты, которые — наверное, волею судьбы, — развития не получили, хотя творческая составляющая была похожей. В тот же сингл «Быль» вошли песни, которые до этого мы играли не раз в других группах. Мне просто нужно было выработать концепцию. И поэтому я считаю, что группа «Пророчество Вёльвы» жила с того момента, когда я сочинил первую песню. Просто она ждала своего часа, была скрытой, как у скульптора в камне хранится будущая статуя. И в какой-то момент я просто удалил лишнее.

-Как ты понял, что ей пора появиться на свет?

Алексей: В творчестве ничего не бывает просто так. Много было неудач, все они влияли на отношение к общему делу, много раз я хотел все бросить, но внутренний голос говорил продолжать. И как-то мне один приятель подарил на день рождения книгу Бенджамина Торпа «Нордическая мифология». Поначалу она мне показалась неинтересной, я ее полистал и забросил на полку. А потом она как-то мне попалась на глаза, я стал читать и понял, что мне это нравится все больше и больше. И когда я дошел до раздела, где описывалось пророчество Вёльвы, когда я увидел это словосочетание, у меня в голове как будто ударил колокол. Я представил стадион, большой фестиваль типа «Нашествия», и Михаил Козырев объявляет: «Сейчас выходит группа, которую вы все долго ждали, - «Пророчество Вёльвы»!» И я понял: вот это круто! Я бы на месте зрителей точно отказался бы от пива и пошел посмотреть, что за группа такая. Звучит действительно интересно, таинственно и завлекающе. Я выписал себе это словосочетание на бумажку, и никаких сомнений по поводу названия группы уже не было. Затем начал подбирать песни из старого — что подойдет, а что нет, как мозаику складывал. А дальше задача была развить репертуар таким образом, чтобы оправдалось название, раскрылась заложенная в нем тема. И скандинавская тематика с каждым днем захватывает меня все больше и больше, потому что она многогранна.

-Александр, а тебя как занесло в этот водоворот?

Александр: В свое время я искал команду — до этого у меня был еще один проект, назвался «Темный странник» - с элементами фолка, нашел Алексея, и закрутилось.

-Получается, вы знакомы всего три года?

Алексей: Знаешь, когда ты встречаешь своего человека — парня, девушку, жену, мужа, просто друга, единомышленника, - такое впечатление, что ты его знал всю жизнь. Это наш с Александром случай. Были какие-то недопонимания, но понимание того, что мы делаем одно дело, которое нам одинаково дорого, никогда нас не разводило по разные стороны баррикад. Я это очень ценю.

-Александр, а что для тебя сейчас значит «Пророчество Вёльвы»?

Александр: Понимаете, здесь нет такого понятия «работа в группе». Просто каждый из нас нашел свое место, для нас это просто жизнь.

-Рискну тогда предположить, что костюмы, в которых вы выходите на сцену, - это не только элемент шоу, но и дань внутренним ощущениям.

Алексей: Именно! Мы за историческую правду. Хочется, чтобы люди не просто слушали исторические песни, мы хотим, чтобы история ожила на сцене, чтобы можно было получить представление о внешнем виде людей того времени — одежде, оружии... На самом деле в кольчуге выступать очень сложно, меня многие отговаривают, жена постоянно ругает, жалеет, но я принципиально выхожу в кольчуге, чтобы люди прочувствовали этот исторический шарм. Ведь многие сейчас воспринимают историю через голливудские фильмы, а на самом деле это была настоящая жизнь, настоящие люди, такие же, как и мы, из плоти и крови. Поэтому я каждый концерт начинаю с фразы: «Пускай в этот вечер мгла веков рассеется, и со скрипом отворятся врата Валгаллы, откуда выйдут нам навстречу наши великие суровые предки, чьи имена отзываются в вечности!» Кстати, о предках. У меня есть очень интересная биографическая деталь: мой прапрадед был норвежским мореплавателем, капитаном корабля и потомственным викингом. По нашим семейным легендам, потерпев кораблекрушение, он оказался в Польше и там осел на какое-то время, после чего мои предки перекочевали в царскую Россию.

-Тогда сам бог велел нести такие идеи в массы! Это уже в крови, никуда не денешься.

Алексей: О том и речь! Я жил себе и обходил все это стороной, но когда я об этом узнал, то понял, что зов крови — самый мощный зов в мире. Я понял, чем жили мои предки. И это дает дополнительный стимул.

-Ты говорил, что тебя привлекают рассказы о прошлом, об исторических событиях, где проявился героизм человека... А себя ты считаешь способным на героические поступки?

Алексей: Думаю, да. Моя жена меня за это постоянно ругает. :) «Вот, - говорит, - все время стремишься где-то красиво погибнуть, а надо жить для семьи...» В принципе она права, но я считаю себя способным на подвиг. Сейчас я начал больше себя жалеть, потому что есть группа, мое детище, которое нужно продвигать и опекать, так что стараюсь не ввязываться в конфликтные ситуации, если они не касаются меня напрямую. По молодости же, если я видел какую-то несправедливость, я устраивал настоящую революцию! Меня даже с работы за это выгоняли, было дело! (Смеется.) Я собирал вокруг себя людей, мы шли на штурм бухгалтерии... Я такой человек, что просто не в состоянии поступиться определенными принципами. Не терплю предательства, малодушия, всегда говорю правду даже близким людям. Лучше горькая правда, чем сладкая лесть. Если ты начинаешь приспосабливаться и прогибаться, ты постепенно перестаешь быть самим собой. А это для человека, особенно для творческого, недопустимо.

-Откуда же ты берешь силу отстаивать свои убеждения?

Алексей: Это металл! \m/ (Смеется.) Музыка для нас — действительно религия. Когда человеку плохо, он ищет себе утешение — в семье, в хобби, в разведении цветов... Тяжелая музыка — музыка для сильных людей, и в песнях идет речь именно о преодолевании трудностей, борьбе с собой, о вере в себя, в свои силы. Эти песни учат, что ты сможешь все, если захочешь, - может быть, не сейчас, а через какое-то время, но это будет. Проиграв сражение, ты не проиграл войну, это важно помнить. Кто не падает, тот не встает. Я всегда искал утешения именно в музыке, в творчестве. Король Артур ведь тоже и боялся, и сомневался, и не верил в себя, но у него был Мерлин, а наш Мерлин — это музыка, это наши старшие товарищи, чаще всего зарубежные, - Manowar, Iron Maiden, Helloween... Это для нас не просто слова: когда нам очень плохо, мы садимся с Александром, например, и слушаем группу Slayer. И понимаешь, что жизнь из-за какой-то неудачи не заканчивается, и любая записанная песня — это большая победа, потому что она будет жить даже после нас.

-Расскажите о логотипе, о художественном оформлении альбома.

Александр: Логотип еще будет меняться, мы еще не до конца определились с концепцией.
Алексей: У нас было очень много вариантов: и огненные буквы, и со ржавчиной... Потом мы решили, что для альбома надо что-то попроще. У нас в буклете 10 страниц, для каждой песни сделана отдельная иллюстрация, отражающая смысл песни. Одна из самых драйвовых и технически сложных песен - «Ётунхейм», рассказывающая об инеистых великанах из скандинавский мифологии. Иллюстрация, нарисованная к этой песне, настолько нам понравилась, что мы решили сделать вариацию для логотипа. Правда, для афиш у нас будет что-нибудь попроще. А вот для фестивалей он достаточно брутален.:)

-В завершение нашей беседы: что бы вы пожелали нашим читателям?

Алексей: Я уже очень много чего наговорил, поэтому буду краток: любите и цените пусть и не всегда «казистую», но живую музыку. Не надо принижать наших исполнителей на фоне европейских, мы тоже можем не хуже.
Александр: Слушайте хорошую музыку и любите близких. Делайте добро, оно всегда вернется к вам.
Алексей: Самое главное — будьте самими собой и ощущайте себя счастливыми!

Группа вконтакте

Видеоинтервью с группой, снятое на фестивале "Средневековый город-2013"