Пост-рок



Post-rock«Рок-н-рол мертв», сказал БГ лет тридцать назад. И тут, право, осмелюсь не согласиться с маэстро. Рок-музыка не теряет своей актуальности, никуда не уходит и продолжает развиваться, обретая подчас самые необычные формы. Однако стиль, о котором я намерена поведать, называется post-rock (пост-рок) и будто бы предвосхищает закат эпохи рок-н-рола. Впрочем, не стоит воспринимать название направления слишком буквально, это лишь условное обозначение, как и многие термины в рок-музыке.

Пост-рок появился на заре лихих 1990-х и был представлен американцами Slint,канадцами Godspeed You! Black Emperor, а также ребятами из Великобритании Talk Talk и Public Image Ltd. Public Image, кстати, почитаются первопроходцами жанра. Конечно, пост-рок не появился на ровном месте. Еще в 1980-х My Bloody Valentine, Bark Psychosis и некоторые другие решились на смелые эксперименты со звучанием, отойдя от заезженных роковых клише. Именно в отношении творчества Bark Psychosis музыкальные обозреватели употребили термин «пост-рок». По их весьма удачному определению, пост-рок – это то, где традиционные для рок-музыки инструменты используются для создания не рокового звучания.




Итак, начало было положено, и к середине 1990-х на западной музыкальной сцене появился целый букет талантливых и оригинальных команд: Stereolab, Laika, Moonshake, Seefeel, Cul de Sac, Labradfold, Bowery Electric, Stars of the Lid. Однако чикагская команда Tortoise надолго стала флагманом пост-рокового движения. Их альбом «Millions Now Living Will Never Die» считается одним из ключевых в данном направлении. К концу десятилетия группы A Silver Mt. Zion, Do Make Say Think, Fly Pan Am, Mogwai также примкнули к первой волне пост-рока. Обозначился и лейбл, специализирующийся на издании пост-роковых команд, им стал канадский Constellation.



Что есть пост-рок в музыкальном плане? Большая часть коллективов, позиционирующих себя как пост-роковые, играют инструментальную музыку. Этот инструментал отличается от того, что мы привыкли называть рок-музыкой: разнообразные примочки, звуковые и шумовые эффекты, зацикленные мелодические фразы, которые могут повторяться на протяжении всего трека, произвольная структура композиции и так далее. Часто пост-роковая музыка находится на грани электроники, техно, но изюминкой пост-рока является то, что все (ну или почти все) звуки, какими бы потусторонними они не казались, исполняются на живых инструментах. Иногда именно наличие живых инструментов позволяет отделить пост-рок от электронной музыки.



Музыканты стараются извлечь из электрогитар, баса и ударных фантастическое звучание, не свойственное для этих инструментов.Пост-рок Конечно, присутствуют и клавишные, однако они выполняют привычную для себя функцию. Что касается вокала, то в пост-роке ему отводится второстепенное значение, не говоря о том, что его просто может не быть. Если вокал всё-таки есть, то он становится одним из инструментов. Часто не важно присутствие текста. Вокалист может просто пропевать одну фразу или петь без слов. Его главная задача – извлечь некий звук, который бы органично вплетался в музыкальную канву наравне с другими инструментами. В последние годы наметилась тенденция тотального отказа от вокала, в 9 случаях из 10 пост-роковая команда будет исполнять чистый инструментал.

Во многом, именно благодаря тесной связи пост-рока с электорнщиной, ему удалось обрести популярность в 1990-х и выйти на новый уровень уже в новом тысячелетии. В 2000-х появилось множество пост-роковых групп, таких как Sigur R?s, Hammock, Explosions In the Sky, God Is An Astronaut, Maybeshewill, This Will Destroy You, Caspian, Mono. Пост-рок перешел в мировой формат – группы в этом направлении появились и в Японии (Mono, Boris), и в Шотландии (Amiina), и в Германии (Long Distance Calling). Россия также не стала исключением, и в 2000-х здесь появились такие коллективы, как Босх с тобой, Silence Kit, City of the Lost.




За двадцать лет пост-рок превратился из экспериментального жанра в самостоятельное и перспективное направление в рок-музыке. Всё чаще пост-рок стал испытывать влияние мат-металла, прогрессива, индастриала, и, несомненно, еще не раскрыл всех своих граней. Рок продолжает жить, что не может не радовать.


Назад в раздел


Poloneya