Обе-рек



Обе-рекПо идее, в качестве вступления к интервью с группой «Обе-рек» надо было бы рассказать немного об их творческом пути. Пару обычных вводных слов. Созданы в 2003 г, записали 5 альбомов, участвовали в «Чартовой Дюжине» и ротировались на «А1»… Одна из наиболее ярких и динамичных групп на отечественной рок-сцене... Только что отыграли на концерте в честь 7-летия московского клуба PlanB… И всё бы хорошо, если бы не одно «но».
Про «Обе-рек» трудно писать. Очень. Их хочется просто слышать и видеть. А еще - в них хочется (и получается!) просто верить.
Дорогие друзья, спасибо вам за то, что нашли время для интервью, - особенно после такого мощного выступления. Сегодня все поздравляют с днем рождения PlanB, а я хочу поздравить вас, ведь в этом году «Обе-рек» отмечает 10-летие. И первый вопрос – о ваших творческих путях, пересекшихся в группе.

Денис: Наверно, следует начать с того, что мы отмечали 10-летие не столько группы, сколько проекта «Обе-рек». В прошлом году произошла почти полная, кардинальная смена состава. И для меня это, конечно, чудо – то, что проект существует и развивается уже 10 лет. Я очень благодарен всем, кто принимал в нём участие – и на протяжении воронежской истории группы, и на московском этапе. В группе сейчас играют музыканты, которые родились и живут в Москве, и вполне естественно, что здесь они занимаются творчеством. И мне хочется выразить надежду - и даже уверенность - в том, что это последняя смена состава, в котором нам предстоит долгое плодотворное сотрудничество. Но, я думаю, дальше ребята сами о себе немного расскажут.

Василий: Я – гитарист группы «Обе-рек», меня зовут Василий. До этого я вместе с Тимуром и Женей играл в команде «Фосфор» - это такой нью-метал, который, в общем-то, особой популярностью не пользовался. И когда появилась триада вакансий в группе «Обе-рек» – для гитариста, барабанщика и басиста – у нас как раз был готов сыгранный костяк. Мы послушали материал, нам очень понравилось, и с первых же репетиций стало понятно, что дело пойдет. Причем нам предстоял концерт чуть ли не через десять дней с момента прихода в группу. Ну, об этом концерте лучше, конечно, скромненько умолчать… Но как только мы начали активно репетировать, сразу сложилась очень благоприятная рабоче-дружеская атмосфера. И так до сих пор и получается.

Тимур: Меня зовут Тимур, я играю на бас-гитаре. До группы «Обе-рек», как Вася правильно сказал, мы работали в одной команде где-то в течение трех лет, и достаточно хорошо сыгрались. И вот в один прекрасный день мы узнали, что есть такая возможность – вместе поучаствовать в проекте «Обе-рек». Я послушал группу, мне всё понравилось. Тогда я встретился с Денисом, и мне снова всё понравилось! Как вы понимаете, у меня не было сомнений, кого звать: в Васе с Женей я всегда уверен. (Женя – это наш основной барабанщик, который сегодня, к сожалению, отсутствует: он по основной специальности актер и иногда бывает занят в других мероприятиях). Сейчас я могу сказать, что за полтора года в проекте мне более чем интересно, более чем нравится. Я планирую продолжать работать и развиваться, хочется прямо-таки горы сворачивать. И я не сомневаюсь, что так и будет. Спасибо большое Денису за предоставленную возможность сотрудничать – и в личном, и в профессиональном плане.
Возможность сворачивать горы вместе…

Тимур: Да, и еще хотелось бы сказать моей мамочке, которая здесь присутствует, что я ее очень люблю. Если бы не она, я никогда не достиг бы того, чего достиг, потому что она всегда и во всем меня поддерживала, не сомневалась во мне, за что ей огромное-огромное спасибо.
Друзья, вот скажите: это только мне кажется, что творческий путь группы Обе-рек для отечественной рок-сцены уникален? Например, клип на песню «Возвращайся», который крутят на «А1». Или «Колодец», вписавшийся в репертуар «Нашего радио». Что это для вас было – естественное развитие или везение?

Обе-рек ДенисДенис: Я думаю, что тут нет никакого везения, есть просто результат постоянной работы и постоянной демонстрации себя. Мы действительно много делали, ездили с концертами по всей стране, заявили о себе в разных городах – и поэтому, как правило, нас знают. А то, что мы попали на «Наше Радио» - вряд ли здесь есть момент какого-то прорыва. Мне кажется, что в нашей стране существует очень сложная система популяризации той или иной группы, - и тут можно много говорить о причинах, из-за которых это сложно. Я раньше думал, что достаточно посветить клип два раза по телевизору, повторить песню на всероссийском радио – и дело пойдет. А практика показывает, что - нет, не пойдет. «Обе-рек» – все-таки сложный для восприятия проект, который можно не понять с первого, второго или даже третьего раза. Ну, послушали и забыли. А вот если возвращаться и попадать на одну и ту же песню, причем, яркую, то она запоминается. И это, с одной стороны, немного ограничивает, поскольку число песен все время растет. А с другой стороны, это как тренировка и проверка на качество. И еще это ориентация на интенсив, на глубину восприятия людей. Знаете, я иногда получаю такие отзывы от слушателей, что просто плачу над ними. Это настолько трогательно - когда понимаешь, что для людей твое творчество действительно важно… Даже если ты не взорвешь чарты и не соберешь стадионы, только ради подобных писем и слов стоит продолжать заниматься любимым делом. Ну, вот, может, из-за того, что мы так думаем, проект до сих пор некоммерческий. Хотя, наверно, любому музыканту и любому профессионалу хочется, чтобы в работе совпадало два параметра: чтобы искренность (творческая, эстетическая, идеологическая) находила отклик в сердцах, и чтобы это еще и приносило деньги. На самом деле, сейчас картина такова, что – да, нас крутят по радио, мы принимаем участие в крупных столичных мероприятиях, собираем публику на сольные концерты, но не более того. Значит, пока нас хватает только на это.

А как вы считаете, популярность – это прорыв или переход количества в качество?

Денис: Переход количества в качество – это и есть прорыв. Эти понятия нельзя противопоставлять. Профессиональный рост и переход на коммерческую основу в музыке, как и в любой другой сфере, определяется количеством. Просто нужно, чтобы часы, проведенные на репетициях, число концертов, альбомов - все эти количественные показатели перешли, наконец, в качество. Чтобы появился некий мир. И вот когда ты записываешь уже не один, а два, три альбома, строишь что-то вроде топографии личности и коллектива, то всегда существует такой момент появления команды - когда каждый вкладывает в проект свои собственные эмоции, материалы. Получается своего рода семья, в которой люди учатся находить какие-то общие пути, компромиссы, и благодаря этому становятся сильнее.

Тимур: Стоит отметить, что мы с огромным удовольствием работам вместе. И не только работаем, например, можем поехать отдыхать на дачу. Но в свободное время мы на профессиональные темы почти не говорим: всегда находятся другие общие интересы. И, когда мы в хороших личных отношениях, это выражается и в творчестве. Если внутри тепло и хорошо, творческий процесс идет легче и, как следствие, с лучшим результатом, качеством.

Василий: В общем, хорошо, когда все дома. Кстати, репетируем мы в тапочках…

Ребята, тогда следующий вопрос: где вам комфортнее работать, на концертах или в студии?

Василий: Это совершенно разный уровень эмоций. На концерте - сплошная энергия, которая вырывается наружу, потом возвращается от зала… Там свой кайф. А студийная работа – более продуктивная, созидательная, взвешенная – и это тоже удовольствие, но другого рода. В любом случае, есть свои плюсы и в концертной деятельности, и в студийной. Их нельзя сравнивать.

Тимур: Одну и ту же песню можно прослушать в записи, а потом в живом исполнении – и совершенно по-другому воспринять. Поэтому живое исполнение и студия – это абсолютно разные вещи, но абсолютно неразрывные.

Василий: И на концертах, конечно, больше сюрпризов, непредсказуемости. Всегда что-то может отключиться, сломаться, зафонить… У нас недавно в Тамбове фон гитары был громче самой гитары, так что неожиданно пришлось играть акустическую программу.

Тимур:

А мне сейчас вспомнилось, как на концерте в Воронеже на 10-летии группы у меня порвалась струна. Я продолжил играть, и вдруг вижу – из зала тянется рука со струной. Оказалось, это бывший басист группы.


группа Обе-рек

Представляете, какая это поддержка – когда предыдущие участники на тебя не только не обижаются, но еще и стараются помочь! Это достойно большого уважения и очень трогательно. И сильно. По сути, этот человек спас концерт от провала. Жаль только, его не было через 2 дня в Тамбове, где у меня опять порвалась струна… Но теперь я официально заявляю, что больше проблем со струной в ближайшие года два точно не будет!

Денис: Мне остается только присоединиться: концерты и студия – это две ипостаси одной и той же сущности. Два аспекта творчества. Студия – аспект скорее технический, интеллектуальный, который зачастую напоминает мозговой штурм. И это очень интересно - думать, планировать, создавать, но здесь мало какой-то физической составляющей. А на концерте, когда уже все готово, все рождено, и ты выбрасываешь это в зал, наоборот, думать уже некогда. И надо поймать настроение публики, почувствовать отдачу, принятие или непринятие. Для меня этот диалог с залом - что-то такое важное и трепетное… И почти всегда есть некое опасение: вдруг окажется не понято.

Василий: И мы перед концертом обычно нервничаем. Трясемся, успокаиваем друг друга, обнимаемся… На первых двух-трех песнях меня всегда трясет от волнения. А уж перед тем как выйти из гримерки, я просто с ума схожу. И так каждый раз, потому что никогда не знаешь, как отыграешь сегодня. Точнее, вроде, ты-то знаешь, что не можешь сыграть плохо. Но хочется ведь, чтобы и зал принял нормально. И пока от концерта к концерту публика прибавляется, приходит кто-то новый, но и постоянные слушатели остаются.

Тимур: К нам часто приезжают на московские концерты представители фан-клуба из Воронежа. Это очень приятно, когда люди покупают билеты на поезд или садятся в машину и едут в другие города, просто чтобы нас поддержать…

Василий: Пользуясь случаем, передаем привет нашему фан-клубу!

Денис, следующий вопрос - к тебе как к автору стихов. Скажи, пожалуйста, насколько автобиографична «Золотая рыбка»?

Обе-рек вокалистДенис: Она не задумывалась как автобиографичная. У нас в Воронеже была такая замечательная группа – «Рок-полиция». Песня «Золотая рыбка» посвящается Андрею Проскурину, вокалисту этой группы, который ушел от нас 5 лет назад. Я был с ним знаком лично. Еще когда мы только-только начинали, они уже гремели по Черноземью и были популярны не только в нашем городе. Мне было очень интересно познакомиться и пообщаться с этим человеком. А результатом этого общения, наблюдения за тем, как он себя чувствовал в жизни и на сцене, стала песня. Я пересматривал в интернете какие-то хроники его концертов, интервью – случайно наткнулся… И что-то меня тронуло, зацепило в его биографии. Андрей, в общем-то, ничего не добился, но все свое время посвятил любимому делу, от начала и до конца. Провел всю жизнь в творческом поиске. И можно, конечно, говорить о том, что творчество – это отклонение от нормы. Это значит, что ты зациклен на чем-то, отдаешь себя полностью вдохновению, растворяешь в нем. И с одной стороны – да, это психически ненормально, такой творческий титанизм. Есть ведь люди, которые живут без огня: будни, семья, дети, карьера - набор стандартных экзистенций. С другой стороны, есть люди, которые всей своей жизнью просто разрывают рамки и шаблоны и открывают другим новые горизонты. Горизонты мечты. И в своё время я понял, что тоже являюсь таким человеком, поэтому песня отчасти получилась автобиографичной. Впрочем, отчасти или полностью – покажет практика.

Получается, творчество – это наркотик? Зависимость?

Денис: Знаете, когда я учился и работал на философском факультете Воронежского госуниверситета, у нас была замечательная преподавательница Наталья Аркадьевна Мещерякова. Она говорила, что наркоман – это человек, который получает счастье по дешевке. Он не заслужил свое счастье, не выстрадал, взял нечестно, - и в итоге оно его разрушает. А у творческого человека все-таки есть надежда, он ведь получает счастье по праву.

Во всяком случае, не по дешевке. Не даром…

Денис: Творчество - это действительно удовольствие, счастье, подлинность, полнота. Конечно, его можно назвать наркотиком. Но тогда уж это хороший, полезный наркотик. Без него не было бы гениев. Не было бы Серебряного века, всех тех шедевров классики, которые питают нас и делают людьми. Наша «самость», человечность как раз и заключается в способности творить культуру. И тогда в этом наркотике ничего странного, а тем более страшного, нет.

Друзья, а вы верите в сказки?

Тимур: Естественно, а как без этого. В жизни обязательно надо во что-то верить, иначе просто можно с ума сойти.

оберек группаВасилий: Я верю в сказки. Я верю во всяких рыцарей и драконов: наверняка они есть, просто сидят в своих пещерах и не вылезают оттуда. Я верю в то, что человек волен делать то, что хочет. И в то, что он может быть свободен от предрассудков и внешних факторов. Я – верю.

Денис: У каждого эта вера индивидуальна… Если вы имеете в виду нашу песню «Сказки», то она все-таки аллегорична. Песня про то, чтобы уметь верить в чудо, которое может случиться в нашей жизни. При этом оно по форме своей может быть совершенно не сказочным – не дракон и не ковер-самолет. Но есть люди, которые верят в самые обычные вещи – например, в любовь, – как в чудо. И если человек по-настоящему готовит себя к нему, не растрачивает жизнь по пустякам, то он может рассчитывать на то, что это чудо с ним произойдет.

Задавая этот вопрос, я имела в виду еще и то, что для меня «Обе-рек» – группа, которая каждый день пишет свою собственную сказку. Такую, в которую хочется верить. Спасибо вам за это, друзья! И до встречи на ваших следующих сказочных концертах!

Официальный сайт
Группа в ВК