Митьки



Митьки«И встретил Его Бог, и сказал: здравствуй, Митя. Не бойся, больше никто тебя не обидит. И оттянулись они по-божески вдвоем, в полный рост, на раз, беззаботно и несуетливо, разделив кайф и крутняк по-христиански» (М. Шильман, «Евангелие от митьков»)

Эта история, написанная одним хорошим человеком в далеком 1990 году, просто и незатейливо пересказывает житие Иисуса Христа. Сам автор прямого отношения к митькам не имеет, однако вовсю использовал звучный и всем понятный митьковский сленг для написания сего творения. Но не сленгом единым известны митьки. Прежде всего, митьки – это группа художников, которая образовалась в Санкт-Петербурге (тогда еще в Ленинграде) в 1984 году. Тогда, уже почти 30 лет назад, в Доме культуры г. Усть-Нарва прошла выставка работ 15 независимых художников. Годом позже выставка повторилась в формате квартирника уже в Ленинграде и была разогнана милиционерами. Но начало было положено – в северной столице образовалась группа художников, которые впоследствии стали главной движущей силой питерского неофициального и нонконформистского искусства. «Патриархом» митьковской движухи в Ленинграде был Дмитрий Шагин. Вместе с десятком сотоварищей (братишек) Шагин стал ядром творческого образования митьков.

Митька можно без труда узнать по нестиранному тельнику, нечесаной бороде, тулупе и валенках. Утрированный образ русского мужика красноречиво иллюстрирует идеологию митьковского движения. Митьки целиком и полностью разделяют дореволюционную формулу «православие-монархия-народность», делая особый уклон в сторону православия и народности. Внешний вид их наглядно это демонстрирует. Что касается христианства, то тут митьки стараются вести себя, как подобает православному – безраздельная любовь к ближним и окружающему миру вообще, смирение, подставление левой щеки, если ударили по правой, и т.д.

Особого внимания заслуживает особый сленг, посредством которого митьки выражают любовь к ближнему и прочие эмоции. Наиболее часто употребляемые слова: «опаньки», «дык», «ёлы-палы», «оттягивать», «западло» и прочие слова-паразиты. При этом общение митьков пестрит цитатами из старых советских фильмов и мультфильмов, а все люди вокруг – братишки и сестренки. Занимателен и образ жизни митьков. Жилище свое митек обустраивает с максимальным для себя комфортом. А поскольку митек напрягаться не любит, то комфортно ему тогда, когда не нужно убирать, готовить и заморачиваться всякой бытовой ерундой. Жилище митька похоже на берлогу, где царит беспорядок, но, вместе с тем, добродушие и гостеприимство бородатого хозяина.

Однако не стоит думать, что митьки – это только художники. Они проникли и в другие области искусства. Многие митьки пишут стихи и прозу, а также сочиняют песни. Почти всё их творчество простое и незамысловатое, как и сами митьки. Митьковская живопись карикатурная и стилизованная, в ней широко используются элементы шаржа и сатиры. Благодаря своей незатейливости и душевности митьковская живопись исколесила с выставками едва ли не всю Европу.

Стихи митьков не всегда могут быть адекватно восприняты простым читателем, потому как они необычны и выходят за рамки канонов стихосложения. Музыка от митьков проста, как стакан воды, что придает ей особого шарма. Чтобы понять, что такое митьковская музыка, стоит послушать, к примеру, сборник «Митьковские песни». Эдакое собрание сочинений уже упомянутого Мити Шагина, исполненное известными отечественными рок-музыкантами. В свое время с митьками любили оттянуться Юрий Шевчук, Чиграков (он же ЧиЖ), Вячеслав Бутусов, Хвостенко, Скляр и даже ныне почившая Людмила Гурченко. Ну и, конечно же, без БГ не обошлось. Некоторые шедевры митьковского музицирования можно найти и без участия всяких рок-звезд. К примеру, Шагин и Шинкарев (также один из родоначальников движухи) сочинили и записали несколько песен. В основном, это песни о простых русских людях, их работе, повседневной жизни. В целом, за долгие годы существования митькосвкой движухи было записано около десятка альбомов с песнями митьковского авторства. Кстати, в украинском городе Николаев с 1998 года и по сей день проводится фестиваль «Митьковские песни», где выступают митьковские братишки и сестренки из крупных городов России и Украины. Стоит заметить, что митьки из чисто питерского явления со временем переросли в явление широкого масштаба. В 1990-х в Москве появились свои собственные митьки, появились таковые и в Волгограде, и в других крупных городах России.

Митьковское искусство не претендует на громкие награды и звания, оно выросло из городского фольклора и насквозь пронизано уличной бранью, смехом и перегаром. Да, митьки устарели, оставшись в 1980-х, да, образ мужика в тельняшке и валенках вряд ли кого-то удивляет. Тем не менее, митьки не ушли в небытие. Они продолжают жить и творить, раскрывая душу нараспашку. Митьковская искренность и простота, к счастью, понятна людям и сегодня.


Назад в раздел


Poloneya