Meshuggah - Koloss



?????. Нет, это не опечатка, не сбой клавиатуры и не работа Моссад – я действительно написал слово на иврите. Зачем? Может быть, как поёт группа РабФак «я писал в Белый Дом, что здесь вор на воре, что масоны хотят меня сжечь на костре…». Нет. ????? - это не код, не шифр, не происки ZOG и не тетраграмматон. ????? (мешуга) – название довольно шведской металлической группы, выпустившей 27 марта альбом «Koloss». О нём мы и поговорим. Кто знает, зачем шведы из Meshuggah взяли названием именно это еврейское слово. Может быть им нравилось значение (у евреев мешуга – безумец, сумасшедший, но одновременно – гений), а может быть – им просто понравилось слово (понравилось же группе «Касабьйин» что их название по-армянски значит «мясник»). Ясно одно – Meshuggah стало именно тем названием, под которым группу узнали и полюбили тысячи фанатов.

Группа эта была образована в 1987, в шведском Умео. Дебютный альбом был записан два года спустя гитарастом Фредом Тордендалем, вок-гитаристом Йенсом Кидманом а также басушником Петером Нордином. Первый альбом получил названием «Psykisk Testbild» (аллюзия на тест Роршага – нет, не того Роршаха что в кино «Хранители», а того, что известный психолог) и, хотя имел явные заимствование у, скажем, «Метталики», однако уже содержал в себе многие «фирменные» фишки группы – сложные гитарные соло и партии Торендаля, ритмовые сбивки и особенно полюбившуюся музыкантам полиритмию.
После этой «тестовой работы» ими был выпущен альбом «Contradictions Collapse». Первый альбом вышел более сложным и внушительным. Претерпели изменения также ритмика и структурная составляющая. Всё это, в принципе могло принести свой эффект, если бы контрактирующий лейбл Nuclear Blast не оставил парней без рекламы, что сильно ударило по продажам. Группу покинул гитарист Йенс Кидман, зато прибавились ударник Том Хааке и гитарист Марти Хагстрём, экс-однокласник Хааке. Новым составом они записали «None» в 1994 и рекорд-лейбл в лице NB уж было осознал свою ошибку, но тут на группу посыпались несчастья. Вначале Фред «отхватил» себе кончик пальца на левой руке (тогда он работал плотником) и его с трудом пришили. Затем ударник Хааке повредил руку на шлифовальном станке, а во время гастролей после записи «Selfcaged» у Нордина начались постоянные головокружения. Эту чёрную полосу ребятам пришлось преодолеть вчетвером, без Нордина, но потом дела потихоньку пошли на лад. Успех приходит к группе где-то ближе к нулевым, а вместе с ним – известность. Сейчас «Meshuggah» - проект зрелый и успешный, поэтому его новый альбом представляет особый интерес.

Мнения касательно «Koloss» разделились. Кое-кто считает его вершиной длительной карьеры со всей присущей этой точке выдержанностью и мастерством, кто-то кладёт на весы «Nothing»(2002) с «ObZen» (2008) и находит «Koloss» слишком лёгковесным. Обратимся к собственным весам. Очевидно, что «Koloss» - проект не экспериментальный, и саунд его остался в нулевых. Вокал… усталый – по-другому не скажешь. Устал – а следовательно и бесцветен. Да, пластинка разнообразна. Да, технические фишки игры на высоте – но и они успели малость подистрепаться. Много технонаворотов, но как-то всё слишком нагромождено, и… что ли, безыдейно. Выезжают «безумцы» на разнообразии – скажем, «тягучий гудрон» «I Am Colossus» и «пулемётная очередь» «The Hurt That Finds You First». Есть и виртуозные барабаны Хааке, и психоделл и кусочки мейнстримовских вливаний. Альбом, что называется «вылизан» - ляпов в нём, пожалуй, и не найти. Но вот энергетика – подкачала. Может я и придираюсь, но умный, разнообразный продукт с выдержкой всех мыслимых стандартов, к сожалению, почти совсем не атмосферен.
Итак «Meshuggah». «Koloss». Слышать классику или видеть застой, смотреть на колосса или его глиняные ноги – каждый решит сам.

Вячеслав Чеш