Glam-Rock



Glam-RockЧто ни говори, а рок-музыка второй половины ХХ века настолько разнообразна и непредсказуема, что, прослушивая те или иные команды, которые играли лет сорок назад, иногда настолько удивляешься. Вдоволь наслушавшись олдовых групп, понимаешь, что современная роковая сцена – лишь повторение пройденного. Glam-rock, который, казалось, вспыхнул кометой в начале 1970-х и погас, дает о себе знать сорок лет спустя. Иначе как объяснить всех этих разрисованных женоподобных мальчиков с гитарами?

Но давайте поговорим о хорошем. О старом-добром глэм-роке. Как уже было сказано, данный музыкальный стиль просуществовал недолго на территории стран Западной Европы и США. Однако, несмотря на кратковременность своего бытия, глэм-рок оказал значительное влияние на дальнейшее развитие рок-музыки. Если быть более точным, глэм-рок появился в Великобритании в самом начале 1970-х. Тогда, в марте 1971 года, Марк Болан, основатель группы T.Rex, появился в эфире телешоу Top of the Pops, разодетый в блестящий обтягивающий костюм. Одеяние Болана повергло зрителей в шок, а его коллеги по музыкальному цеху взяли на вооружение эффектный, в буквальном смысле слова, блестящий образ. Далее последовал Дэвид Боуи, который в конце 1971 года придумал Зигги Стардаста (Ziggy Stardust). Этот персонаж стал героем фильма «Ziggy Stardust and the Spiders from Mars», который вышел в 1973 году. В фильме снялся, собственно, сам Боуи и его группа The Spiders from Mars. В этом документально-музыкальном фильме прозвучала 21 композиция, фильм несколько раз переиздавался на DVD, а треки были выпущены отдельным диском. Боуи и его музыканты предстали перед зрителями в вычурном glam-образе. Эффектные костюмы, постановочные элементы и сюжетность представления стали главными принципами глэма. Тогда же, в 1971 определилась и первая glam-rock тройка: Sweet, T.Rex и Slade.

Новый стиль понравился тогда многим рок-исполнителям, мода на всё красивое и блестящее распространилась и на американскую рок-н-рольную сцену. Лу Рид, Игги Поп, New York Dolls также облачились в блестящие одёжки и разнообразили свои концерты яркими спецэффектами. Еще одним видным представителем британской глэм-сцены был Гарри Глиттер. Он одним из первых вышел на сцену на высоких каблуках. Впоследствии сапоги или туфли на каблуках стали любимой обувью для многих глэм-исполнителей. Кстати, glitter тоже переводится как «блестящий», «эффектный», а посему наравне с определением glam-rock долгое время употреблялось обозначение glitter-rock. Сейчас некоторые слишком умные и серьезные ребята пытаются разделить эти два понятия, что, мол, это два разных стиля. Однако вряд ли вообще стот тратить на это время. Еще один момент, касающийся терминологии: название shock-rock, которое так же появилось в 1970-х, не является определением музыкального стиля. Этим термином называли некоторые группы и исполнителей, которые на своих выступлениях стремились шокировать публику (Элис Купер, Оззи Осборн). Выступления многих глэм-коллективов можно отнести к шок-року, но это относится лишь к визуальным образам. Но вернемся непосредственно к музыке.

В музыкальном плане glam-rock недалеко ушел от хеви-металла, гаражного рока и харда. Типичный музыкальный состав, забойные риффы и мелодичные гитарные соло – то, что было характерно для многих рок-исполнителей того времени. Тексты глэм-рокеров, в основном, повествуют о любви, алкоголе и разгульной жизни. Гораздо более специфична визуальная сторона данного стиля. Мужчины, хотя и обули каблуки, начали делать макияж, отрастили длинные волосы и одели обтягивающие леопардовые лосины, всё же напоминали о своей причастности к мужскому полу. Так, через тонкие тесные лосины отчетливо просматривается мужское достоинство, а декольте на груди обнажает густой подшерсток. Сочетание мужского и женского в образе музыкантов делало их особенно привлекательными для представительниц прекрасного пола. О любовных похождениях многих глэм-рокеров ходили легенды, хотя не исключено, что это лишь часть имиджа.

Увлечение глэмом продлилось до конца 1970-х, когда на смену старшему поколению глэмеров пришло новое в лице Suzi Quatro, Roy Wood's Wizzard, Cockney Rebel и Sparks. Временно поддались веяниям глэма Elton John, Queen и The Rolling Stones. Появился и утяжеленный вариант глэм-рока – глэм-металл. Его представителями стали Kiss, W.A.S.P., Twisted Sister и M?tley Cr?e. Однако сценическая пестрота к концу десятилетия уже порядком наскучила, красивые декорации и спецэффекты отдавали нафталином. Большинство известных ныне команд и исполнителей оставило кривляния и пошло дальше. Те, которые остались верны стилю, канули в лету или прекратили свое существование в скором времени. Тем не менее, отзвуки glam-рока заметны и в наше время. Яркие сценические костюма стали нормой, блеском и стразами уже никого не удивишь. В начале 2000-х то тут, то там, начали возникать коллективы, которые играли/играют стилизацию под глэм-рок, появились и группы, играющие кавера на олдовых глэм-исполнителей. В основном, кстати, такие кавер-группы находятся в странах СНГ. Возможно потому, что волна глэма обошла СССР стороной, и сейчас молодые исполнители стараются немного наверстать упущенное. Так или иначе, глэм не умер. Он периодически напоминает о себе иногда самым неожиданным образом.


Назад в раздел


Poloneya