Рецензия. Destiny Potato - Lun (2014)



Destiny PotatoЕсли задаться вопросом что нам известно о современной музыке Балкан, то большинство, скорее всего, припомнит в лучшем случае Горана Бреговича да музыкальные экзерсисы «Кустурицы»... и всё. Хотя на самом деле музыкальное - и, в частности, метальное - комьюнити там вполне себе имеется, цветет и пахнет. Вообще, на территории бывшей Югославии всё очень похоже на нашу родную постсоветскую муздействительность: южные братья-славяне точно так же активненько варятся в собственном соку, производя на свет тонны разномастных вторичных групп и группочек местного значения, не выдавая, однако, "на экспорт" почти ничего, что в силу своей оригинальности было бы способно не затеряться в полноводном потоке музпродукции, в промышленных масштабах производимой "законодателями жанра" из англоговорящих и скандинавских стран, и при этом сопоставимого с этой продукцией по качеству. И, кажется, что годного митола со стороны Балкан ожидать в принципе не следует. Ан хренушки вам с маслицем. Ибо в славном городе Белграде обитает с треском рвущий шаблон наипримечательнейший коллектив под чудаковатым названием Destiny Potato, недавно вываливший на-гора девятитрековый опус LUN (вышедший, на минуточку, на Century media), о котором и пойдет речь.

Начну с самого простого: с качества. Собственно, обсуждать тут нечего: ибо звук, игра музыкантов, компоновка треков - всё это в альбоме сделано так, что для желающего докопаться до чего-нибудь этот альбом представляет задачку, похожую на ту, которую ставит отвесная отполированная до блеска и вдобавок обильно смазанная жиром стена перед желающим на оную взобраться: при самом большом желании зацепиться банально не за что. Поэтому скажу только, что это именно тот случай, когда лучше молчать (и слушать), чем говорить.

А вот с музыкальной составляющей всё куда интереснее. Если смотреть на этот альбом поверхностно, то в первом приближении его можно охарактеризовать как "джент с женским вокалом". И вправду, гитарное вступление в духе Тосина Абаси в Indifferent и вполне соответствующий материал, последующий за ним, вполне могут создать такое впечатление... но чем дальше слушаешь альбом, тем больше убеждаешься, что эти картофельные сербы далеко не так просты и свести их творчество к банальной кальке с джент-грандов не получится. Как минимум уже потому, что в сравнении с технарями типа тех же Animals as Leaders или Periphery, Destiny Potato звучат намного легче, если не сказать попсовее, их музыка не изобилует техническими, гармоническими, метроритмическими и прочими изысками, однако, надо полагать, дело не столько в неспособности южнославянской молодой поросли держаться заданной западными dj-dj-мастодонтами планки, сколько в том, что их музыка просто не об этом. Инструментовка не отличается особой нагруженностью, потому что музыка Destiny potato в большей мере ориентирована на вокальную, нежели на инструментальную составляющую, и недаром, ибо вокал Александры Джелмаш и вправду примечателен. Хороший голос, почти никакого акцента (тексты, разумеется, английские), довольно неслабые и разнообразные возможности, демонстрируемые вокализами, и даже немного скрима в Take a picture... одним словом, барышня не только имеет что показать, но и невозбранно это делает.

Темне менее, совершенно нельзя сказать, что инструментальная часть является не более чем "фоном" для вокала: все треки в альбоме композиционно проработаны до состояния "ни убавить, ни прибавить", и при этом непохожи друг на друга, в каждом есть своя характерная запоминающаяся особенность, однако весь альбом при этом абсолютно не выглядит компиляцией или банальной эклектикой а-ля лоскутное одеяло: это полностью целостный, и при этом исключительно самобытный продукт.

Возможно, этот релиз и не заинтересует многих труЪ-djent'льменов, ибо джент - скорее не более чем один из компонентов, своего рода модная стилистическая база, над которой надстраивается ни на кого более не похожая музыка, с поразительной органичностью вмещающая в себе такие, казалось бы, несовместимые сущности, как, например, почти олдскульно-прогроковые лиды в Blue Sun или изобилие этнических мотивов: характерный аккордеон в Lunatic, звуки дудука, восточные интонации в вокале... В голову приходит мысль, что этакая хитрая картоха могла быть выращена только на плодородных землях Балканского полуострова, веками удобрявшихся самыми разнообразными культурными, и, в частности, музыкальными традициями многочисленных населяющих его народов.


Rat