Разговор пойдет о тексте...



У нормальных поэтов – и стихи как стихи, и музы как музы. У нас же, поэтов-текстовиков, все не как у людей. Наша задача – вписать настроение в четкий музыкальный размер и придать ему смысл и форму, причем, желательно, рифмованную. Поверить алгеброй гармонию, одним словом. А если учесть, что пишем мы чаще всего на «рыбу» - напевку на музыку, – то нашей музой можно было бы считать русалку. Во всяком случае, мы точно знаем, какими русалочьими чарами может обладать пение. А кроме того, как андерсеновская русалочка, мы готовы пожертвовать своим голосом ради того, что любим.

И вот, в моих руках – свежая «рыба». Я вслушиваюсь в настроение музыки и эмоции вокала. Всегда получается так, что я заражаюсь (или заряжаюсь) этим настроением, верю в него, живу в нем, и тогда начинают появляться образы – возможное содержание будущей песни.
О чём? Это один из основных вопросов, который я задаю себе в процессе написания стихов. Что я хочу выразить за эти 3-4 доверенных мне минуты? Что хочу передать слушателям? Здесь есть один из подводных камней сотрудничества с музыкантами: не пытаться рассказать в стихах нечто такое, о чем не догадываются автор музыки и вокалист. Не ошибиться с эмоцией. И в рамках заданного настроения найти тему, общую для себя и для музыкантов.
Впрочем, ошибаться не возбраняется. Не совсем верные и не совсем идеальные тексты – это всегда опыт и материал для «работы над ошибками». Главное – не останавливаться, писать, учиться искать вдохновение в музыке и в окружающем мире. А еще – уметь отличать Творчество от ремесленничества. Не зависеть только от вдохновения, потому что, если ты не можешь выполнять свою работу систематически, то какой из тебя профессионал? Но и не превращать поэзию в копирайтинг. Возможно, именно тогда, когда эта грань найдена, ты становишься поэтом-песенником.

Но вернемся к нашим «рыбам». Есть схваченное настроение, есть чувства и есть тема, которая отзывается во мне именно такими чувствами. Возможно, у меня уже даже есть несколько изюминок для начинки, каких-нибудь ярких метафор или оригинальных рифм. Это здорово! Но здесь, как правило, на моем пути встречается еще один подводный камень. Это техника смыслового наполнения песни.

К примеру, полезно помнить, что припев должен нести в себе некую обобщающую и важную информацию, резюмировать основную идею: точно, понятно, емко. Бридж – отличаться от содержания куплета по времени, месту или личному отношению лирического героя. Но это, как правило, вытекает из самой музыки, ее тональности, поэтому довольно легко чувствуется. Сложнее с куплетами: казалось бы, чего там, пиши и пиши в заданном размере. Однако смысловое содержание куплетов обеспечивает основное развитие сюжета песни. Первый куплет вводит слушателя в тему, обрисовывает некую ситуацию. После припева второй куплет (или третий, в зависимости от структуры песни) обязательно имеет какие-то музыкальные отличия, но не всегда очень яркие. Их важно не потерять в словах. Если текст второго куплета не имеет динамики по сравнению с первым, песня получится «ни о чем». Такие примеры долго искать не придется; большинство попсовых песен строятся именно так (получается смысл наподобие «я тебя люблю – ты такая замечательная» или «мне без тебя плохо – я без тебя скучаю»). Кроме того, если вы сможете вспомнить «проходные» песни с альбомов своих любимых групп и исполнителей, велика вероятность, что не зацепили вас именно песни без развития сюжета.

К счастью, в отечественной рок-музыке есть множество текстов, с блеском демонстрирующих обратное. Навскидку назову несколько песен-историй, в которых сюжет и эмоции ювелирно выдержаны от начала до конца, включая «вечные» хиты и мои последние яркие впечатления. Это «Штиль» Маргариты Пушкиной («Ария»), «Жажда» Юлии Кей («Korsика»), «Вкус воли» Григория Стрелкова («Асферикс»), «Никто», опять же М. Пушкиной (проект «Династия посвященных»).

Вместе с тем, в стремлении довести текст до технического совершенства важно не пропустить те места, которые акцентирует голосом вокалист. Он (да и слушатели тоже) может простить мне речевую или смысловую неточность, но никак не повествование о красоте природы в момент нервного крещендо или напряженного скриминга.
Но вот все эмоции пропущены через себя, текст дописан и выверен, и кажется, что больше уже ничего не прибавить и не убавить. И тогда перестают существовать и стихи, и «рыба», и отдельные инструментальные партии. Но мне не жаль, потому что вместо них появляется Песня, и её пора выпускать на волю. Ну, а я чувствую себя немножко волшебником. Совсем немножко.
До следующей «рыбы».

Arg0