Олег Михайлов: "Музыка должна быть прочувственной и идти от души"



Олег Михайлов группа КорсикаДля разговора о жизни и музыке мы встретились с Олегом Михайловым, лидером группы "Корсика", в небольшом кафе у станции метро "Сокол". И вот такой разговор по душам у нас получился...

- Начнем, наверное, с самого начала. "Детство, отрочество, юность", как писал Лев Николаевич Толстой. Хулиганом был, наверное?

- Нет, я как раз был очень хорошим мальчиком! *улыбается Самым умным в классе, ну, после девочек, конечно. Девочки, как всегда, были умнее…

- Весьма спорное утверждение....

- Мне кажется, в школе так обычно и бывает. Это потом, когда мы вырастаем, этот тезис становится спорным. А вот на школьном уровне девчонки учатся почему-то лучше. То ли более аккуратные, то ли им просто учиться интересно...

Я был тихоня - очень некоммуникабельный молодой человек был! *улыбается Девчонки меня терпеть не могли! *общий смех

- С трудом в это сейчас можно поверить! Видя, как ты общаешься после концерта с поклонницами!

-Ну, это на самом деле так. Полнейший интроверт, я был очень такой... постоянно в себе. Даже в детстве матушка меня вывозила на колясочке куда-нибудь к дороге, и я вот подолгу смотрел, как машинки ездят туда-сюда. Часами мог наблюдать, эдакий персонаж из "Муми-Тролля", когда сидишь на бережку, смотришь там на реку... Созерцание - наше все.

- Ну а когда ты "заболел этой заразой"?

- "Этой заразой"? Ну вообще я поздний...

- И что тогда на тебя повлияло, я не знаю, шокировало, может быть, в какой-то мере?

- Ты знаешь, эта такая классическая история... Ну вот, играют там в разных стилях музыканты, примерно мои ровесники, примерно нашего поколения... Играют все, что угодно, но все они произошли от "Арии".

- То есть все же, "Ария"? Первое, что потрясло?

- Конечно, "Ария"!

- Ну вот, скажем у меня "Ария" все же позже была, а начинал я с других групп...

- А у меня еще Scorpions были. Если смотреть, что снесло крышу окончательно - это как раз "Скорпы". Самая моя первая фанатская группа. Та самая тема, от которой я адски "заболел". Купил кассету Live Bites, когда она только вышла, это был 1995 год. Это концертный альбом, там Клаус много говорит, в том числе, по-русски...

- В России вообще "Скорпов" любят"!

- И "Скорпы" Россию тоже!

- У них сейчас третий кажется "прощальный" тур!

- Четвертый. Уже четвертый... В следующий раз пойду обязательно. Юбилейный же, пятый! Вот только я ни на одном не был, все пропустил! И вот на этом "Лайве" была песня, кажется, Living for tomorrow, и вот он там говорит: "Я живу для завтра! Я живу сегодня, как ты живешь сегодня, мой друг, славься же наше будущее!" И все, этим он меня купил просто. Купил своим позитивом! Очень он светлый человек, Клаус Майне! От него так и прет энергия позитивная!

Олег Михайлов группа Корсика- От него ты, видимо, тоже много чего взял? Я про поведение на сцене.

- Безусловно. Я сейчас к этому веду, у меня долгая такая речь! *смеется Тема такая, что момент был очень светлый. Это 90-е годы…Время надежд...

- Страна на переломе...

- Страна на жутком переломе, но все верят в будущее, по какой-то странной причине. Ни у кого ни черта нет, эта кассета мною купленная, обложка на принтере напечатанная, переписана черти где. Я ее купил в городе Калязине, в Тверской области. Это было все! Полный арт, короче.

- А в Калязин тебя как занесло?

- А у меня там деревня... Ну и вот, была масса позитива и в настроении, и в музыке, и в какой-то момент после этого90-е кончились, начались 2000-е и очень стало этого не хватать в музыке. Это как раз годы альтернативы, а альтернатива - она про то, что мы, неприкаянные, никому не нужные печальные люди, нас не любят, не понимают наши родители, ну всё примерно в таком ключе. А хотелось чего-то такого позитивного, но не в плане жесткого стеба, как это у нас бывает, а именно какого-то такого воодушевляющего начала в музыке, ну и пришлось делать самим! *улыбается

- А как вообще пришла мысль заняться собственным творчеством? Музыкальное образование у тебя есть?

- Образования у меня музыкального нет. Я очень сильно «замечтал» эту историю просто, уже 15 лет как она меня не отпускает!

- И, надеюсь, еще долго не отпустит!

-Ну, я тоже надеюсь, более того, я очень надеюсь, что она осуществится! *смеется Не только не отпустит, но и будет от этого какой-то толк.

- После школы был институт?

- Да, я учился в МАИ, здесь недалеко, на "Соколе". Там мы и познакомились с Юлей (Юля Кей - основной поэт-текстовик группы "Корсика"), там же и появилась первая группа.

- О, вот это интересно...

- Называлась она "СтоунХендж", и, думаю, понятно, что мы тогда играли... Такая студенческая группа была. И вот там Юля и написала много всего такого - романтического. А до того момента я сам писал тексты.

- У тебя очень неплохо получается, вспоминая тот же самый "Мост"!

- Благодарю, все 1,5 моих текста хорошие! *улыбается

Олег Михайлов группа Корсика- Ну и затем уже появилась "Цитадель Ветров", как предвестник "Корсики"?

- Да, сначала это была "Цитадель Ветров", точнее, изначально мы назывались просто "Цитадель", но выяснилось, что группа с таким названием есть, и даже не одна.

- Штуки 3 или 4...

- Да-да. В какой-то момент небезызвестный Роман Дрозд даже сделал концерт, в которой собрал все "Цитадели" разные, и нас туда тоже взял.

- Помню такого.

- Забавный был человек... Ну вот, значит, "Корсика" это действительно бывшая "Цитадель Ветров", но мы поменяли не только название, мы поменялись идеологически. "Цитадель Ветров" - это что-то такое эльфийское, фэнтезийное. А потом захотелось больше драйва, и вот поменяли тематику!

- Фэнтезийное? Что тогда повлияло на выбор стилистики группы?

- Я больше ориентировался на Запад, мы слушали Blind Guardian, Helloween, такое все...

- Ну "Блайнды" многих зацепили...

- Они хороши! Слушай, вышел альбом Forgotten Tales, и я просто помер от этого. А потом еще Nightfall, а вот дальнейшие альбомы меня разочаровали. Не хватало им концептуальности, Nightfall был безумно хорош просто.

- А сколько вы "Цитаделью Ветров" были?

- 5 лет. В какой-то момент я сильно взгрустнул, потому что надо было отмечать пятилетие "Цитадели Ветров", я подумал, что за 5 лет мы записали один альбом, на наши концерты ходит 30 человек. Вообще интересная история с фанатами "Цитадели Ветров", их стало гораздо больше, как только группы не стало. Вдруг они откуда-то взялись... В реальной жизни их просто не было. Я помню совсем пустые залы… И вот мы решили сделать "перезагрузку" этой истории. Понятно, что мечта никуда не делась, а реализация не дает ожидаемого результата. Хотя музыка была хорошая! *улыбается

- Веселое было время...

- Кстати, периодически возникает человек, который мечтает приобрести диск. Он на "Планете" возникал, недавно в нашей группе написал, что ему очень нужен диск. Но диски "Цитадели Ветров" мы писали на компьютере, на "болванке", обложка печаталась на фотобумаге. Один чувак знакомый, сейчас уже не вспомню его имени, нарисовал от руки этот замок, который у нас был на обложке, мы его отсканировали, затолкали в комп, и распечатали на фотобумаге через принтер. Черно-белый, к тому же. Это была песня! *улыбается

И таких дисков мы сделали 100 штук. И естественно, что достать их сейчас нельзя, потому что те, которые были, "умерли" с тех пор. Ну и вообще нет смысла. Берешь, качаешь с ВКонтакта, пишешь на болванку, и опа - у тебя диск "Цитадели Ветров".

- Итак, произошла перезагрузка, появилась "Корсика", стали взрослее, решили, что пора отходить от "детского сада"...

- Мы, действительно, уже как-то внутренне поменялись. Скорее, как следствие того, что мы стали взрослее, и вот первый концерт у нас, это мы гробили "Цитадель Ветров" - и сразу провозглашали рождение "Корсики" в одном концерте. Такая подача стала заявкой на победу, так как в афише мероприятия по центру большими буквами было написано "Корсика". Группа, которую не знает никто, а она хэдлайнер! *улыбается

Вторым номером группа "Крюгер", а потом прощальный концерт «Цитадели Ветров», на который, собственно, и шли все наши поклонники. В общей сложности, в тот день пришло человек 100, не так уж все и плохо было, и после того, как отыграл "Крюгер", мы повесили белый занавес, сзади зажглись фонари, освещая силуэты, нас там вообще не было видно... Мы попрощались с "Цитаделью Ветров", сказали, что уходим, ничего не получилось, все пропало... Все плачут, как и полагается..

- Кричали женщины: "Ура!" - и в воздух шапочки бросали, как говорится!

- Все верно. И наш тогдашний директор, Паша Ворон, изобрел какую-то сложную систему веревочек, чтобы можно было дернуть за эти веревочки - и занавес в тот же миг бы рухнул. Все бы увидели нас, офигели, обрадовались - и все было бы прекрасно... Ну вот он дернул за веревочку и... оторвал ее. А занавес никуда не рухнул. Я тогда взял занавес в руки и порвал его, вылезая таким образом на сцену!

-У вас на альбомах разная стилистика. Где-то хэви, где-то альтернатива, где-то есть действительно элементы русского рока, это был поиск стиля? Или просто эксперименты?

- В какой момент это был действительно поиск стиля. Особенно когда от "Играй" перешли к "Апокалипсису". Сейчас, как мне кажется, мы нашли свой стиль.

Олег Михайлов группа Корсика- Ну в общем да, разница между "Точкой" и "Реальностью" по музыке не очень большая уже.

- Она есть, но...

- Нет таких резких метаний.

- Да, главное, что мы его нашли, как мне кажется, вернувшись туда, к "Апокалипсису", и сыграли более современно. В принципе сама идея в том, что я люблю вообще разную музыку, и все равно нахожусь в поиске чего-то нового, не изученного еще, не игранного. Ну и все это естественно оказывает влияние на новые песни, просто на уровне ощущений, хотя на выходе получается все равно "Корсика".

- А как вообще песни пишутся?

- Да по-разному. Бывают, что песни пишутся от текста, бывает просто от вокальной линии.

- Нет, вот сам процесс, так скажем, занимаешься чем-то, и вдруг бац, мелодия в голове?

- Ну, аранжировку делаю не так часто, хотя на первых альбомах аранжировку целиком делал я, и риффы там тоже почти все мои...

- А есть какие-то наработки, которые не вошли в альбомы групп, в которых ты играл?

- Скажем так, есть много текстов, которые я не несу в "Корсику", так как они не подходят по формату. Там все совсем другое...

- А нет желания сольник замутить для этих вещей?

- Ты знаешь, я обязательно этим займусь!

- Будет там группа "Михайлов"!

-Не, я не в том варианте. С кем мне надо жестко поругаться чтобы сделать группу "Михайлов", я теперь даже и не знаю! *смеется

- Ну с кем! К примеру, уйдет Миша из «Арии», будет группа "Житняков", а там и новый вокалист не за горами! *общий смех

- Ну да, разве что. Но я не подойду, хотя в какой-то момент меня Маврин взял...

- Маврин? А поподробнее можно?

- Да там же периодически Стыров уходит. За всю историю, он уж сколько раз приходил-уходил... Ну и в какой-то момент Сергей Маврин решил смотреть вокалистов, и я попал в их число... Это был год 2004/05. Я ему спел, а надо сказать, что в "Цитадели Ветров" я пел вообще практически басом. Там все было люто, по-Хворостовски. И я вот подобным образом спел ему "Падший", "Будем Жить, Мать-Россия", и еще какую-то. Я вот все это спел, и он чего-то вдруг решил, почему бы меня и не взять. Для меня это было удивительно! Но потом он вовремя одумался, и к тому же Артём Стыров вернулся...

- Блин, а жаль. Интересно было бы посмотреть тебя в "Маврике". Давай вспомним ноябрь прошлого года, прощальный концерт группы в том составе. Люди были в шоке, в слезах...

- Я сам в таком шоке был.

Олег Михайлов группа Корсика- Как дальше все развивалось?

- Я об этом уже как-то говорил, но повторюсь, меня выдернула тогда Аня Куракина (глава фан-клуба группы), чтоб я там не застаивался. Сказала, что я не имею права. Рома (Роман Валерьев, гитарист "Корсики") очень поддержал опять же, в этом смысле. Оглядываясь назад, я понимаю, как мы все красиво сделали на самом деле, а тогда не было ощущения, что все так получится. Но вообще, конечно, тяжело было. У меня тогда конец определенного жизненного этапа произошел. Бизнес закончился тогда, и тут же с группой такое произошло...

- Давай будем исходить из тезиса "Все что ни делается - все к лучшему"!

- Да, давай, я действительно благодарен ребятам за то, что мы делали долгие годы, потому что это было действительно хорошо, мы вместе выросли, вместе сделали много хороших песен... Я понимаю, что у меня своя правда, у них своя, и в этой ситуации нет ни правых, ни виноватых. Ценностный конфликт.

- А теперь произошла своеобразная «перезагрузка»...

- Да-да, такой "CTRL+ALT+DEL" и снова здравствуйте... И вот сейчас я кряхчу на «загрузке»! *смеется

Сейчас есть общее воодушевление, что надо сделать все круто, и это для меня самое главное, потому что я чувствую, как энергетика "нового начала" будет двигать нас вперед, надеюсь, еще довольно долгое время!

- Часто группу терзали смены составов?

- Музыканты много менялись, конечно, но все проходило гораздо менее болезненно. Не так, как в прошлом году. Уходили обычно по одному человеку... Ну, сам понимаешь, человек растет, люди развиваются по-разному. Кому-то нравится одна музыка, кому-то - другая, кто-то решает больше работать, чем тратить время на хобби. Это нормальный процесс, я считаю. Ну а у кого-то назревает идея, что ему пора заниматься своим творчеством.

- А кто вам предложил записать саундтрек к "Стрелку"?

- Да мы сами напросились! *улыбается У нас Вика Донская была стилистом, и она спросила у ребят из съемочной группы, не нужна ли им песня. Они сказали, что как раз собирают песни, которые им нравятся по звучанию. Я сказал, что мы можем написать ту песню, какая им нужна. Они объяснили свое видение композиции, а Юля буквально за секунды текст набросала. С утра прислала текст, а мы и зарубили. Песню сделали практически за неделю, а потом оказалось, что это чуть ли не одна из лучших песен с альбома...

- Всегда было интересно, что ты ощущаешь в последние секунды перед выходом на сцену?

- Вот именно в последние секунды я, как гладиатор из фильма, "трогаю землю", так сказать, мобилизуюсь, а в предпоследние секунды я очень мандражирую. Я совершенно невыносим до выхода на сцену. И злюсь, и боюсь, и чувствую такой "зажим". Думаю: "Боже Мой, зачем мне все это надо? Завязываю с творчеством..." В общем, полный комплекс.

- А есть какие-нибудь ритуалы, приметы перед выходом на сцену?

- Примета - это то, что я нервничаю. Если я не нервничаю, то концерт получается хуже. Проверено много раз. Это чувствую внутренне. Я же занимался и актерским мастерством, 15 лет на сцене уже...

- И до сих пор трясет.

- Да, но я к тому, что уже знаю, как надо руку ставить, ногу ставить, что говорить, как надо делать "Хэй-хэй-хэй" - я знаю это всё уже очень хорошо. Но вот именно внутренние ощущения, вот этот контакт, ощущение того, что этот концерт важен... Музыка это же не про технику, музыка - это чувства. И вот это чувство энергетики, взаимного обмена с залом вот этой штуки - оно либо возникает, либо нет. Чаще всего возникает, но если оно не возникает, я отрабатываю снова и снова. Надо же до конца доделать это. Но я потом убитый как черт знает кто, меня можно выносить. Когда ты делаешь это, как на последнем концерте, на подаче, на энергии, то потом хочется бегать-прыгать-всех целовать в десны и вообще радоваться жизни!

- Давай подытожим...

- И так, я сперва неадекватно злой, вообще неадекватно... Вот звукач там взял и настроил что-нибудь не так - и все, жизнь кончена, я ухожу из творчества! Причем все это по-честному... Я ушел, ушел - и все, не зовите меня. Что вы вообще ко мне пристали, чего вы от меня хотите? В общем, злой. Потом ВЗРЫВ и КАТАРСИС такой. Все, я опять неадекватен, но теперь я чувствую полное счастье и блаженство...

- А все твои эти жесты, реплики - это все сплошной экспромт?

- Вот опять же, хороший концерт от плохого отличается тем, что я вообще не помню, ЧЕГО Я НЕС. Я не знаю, что я говорил. Я не продумываю реплики, все сплошь экспромт. Я очень уважаю своих зрителей, а потом я уже говорил, что у меня очень развито чувство одномоментности происходящего, и я благодарен людям за то, что происходит здесь и сейчас. Я правда благодарен.

- Получается ты эдакий "эпикуреец", живешь одномоментно.

- Это очень важная для меня вещь. Я много думаю о ней, и пришел к выводу, что мир меня наказывает за надежду. Стоит мне только понадеяться, что вот сейчас произойдет "прорыв" или там моя жизнь или жизнь "Корсики" изменится, я тут же получаю по башке. Я был полон надежды в июле прошлого года... *улыбается

- Да, облом был полныыый!

- Мне особенно понравилось, что все было одновременно, презентация - и хана! *смеется Вот поэтому я и ценю такие моменты. Разные люди, разные музыканты, все по-разному относятся, в том числе, и к поклонникам. Вообще для меня нет особой разницы между друзьями и теми, кто пришел на концерт. Потому что степень единения между людьми тогда максимальная. Я вот так ее чувствую…

Олег Михайлов группа Корсика- Ваш фан-клуб - один из лучших, это уж точно.

- Вот-вот, я считаю, что ключевая тема во всем этом. Я действительно очень благодарен им, и у меня нет ощущения, что мы всего этого достойны. К этому относишься не как к должному, каждый раз я удивляюсь, правда. А уж Куракиной я удивляюсь все три года, сколько мы знакомы. У нас были фан-клубы и до того, и они были хорошие, но вот такого, как сейчас, никогда не было. И есть какие-то вещи, которыми я обязан фан-клубу, какие-то моменты в жизни, которые на пенсии будешь рассказывать внукам, а они тебе скажут: "Да ты совсем с ума сошел, такого не бывает! Вот ты, дедуля, вообще... Ну что ты!" *c неподражаемой мимикой

То есть это такие вещи, ради которых стоит жить. Когда вся история с "Корсикой" закончилась, мне стало ясно, что у меня нет никакого смысла жизни вообще. Когда что-то есть у тебя в жизни, ты не понимаешь, насколько это важно. Группа есть, а ты занимаешься личной жизнью, у тебя какая-то работа, какие-то планы на будущее...

- И это мешало сильно?

- Нет-нет, не в том смысле, что мешало, а в том, что вот группы нет, и ты на самом деле ничего не хочешь. Вроде бы все есть, но не хочется ни черта. Стержневой смысл - это группа. Работать, чтобы заработать денег, чтобы вложиться куда-нибудь, чтобы там.. это самое. К примеру, вот приходишь ты к девушке своей, а она спрашивает: «А ты кто?» А что ты ей можешь сказать? Я музыкант? *смеется

Группа - это действительно важно, и надо ценить моменты, которые есть. Я не пошел на "Сектор Газа", когда они в кинотеатре "Варшава" выступали. Как потом выяснилось, это был их последний концерт в Москве... Надо ценить такие моменты, ибо они не бесконечны.

- А как ты относишься к тезису, что металл в России умер?

- Во-первых, не так всё плохо! В целом, конечно, стиль наш не самый популярный на сегодняшний день, и в какой-то степени мы сами в этом виноваты. Музыка должна быть актуальной, должна быть качественной, музыка должна быть прочувствованной и идти от души. Есть группы, которые играют технически хорошо, но относятся к творческой составляющей как-то пренебрежительно что ли. Думают – люди нам должны, а не дают! Должны слушать, ходить на концерты. А по сути никто никому ничего не должен. Люди или хотят ходить, или не хотят. Если не хотят, то значит, ты что-то не то сделал. Я понимаю, что для тех, кто хочет ходить, я должен что-то делать, а для тех, кто не хочет, нужно делать что-то лучшее...

- Олег, судя по тому, что ты рассказывал о детстве и юности, ты любишь читать?

- Вообще я много чего читаю. Очень люблю классические английские романы о жизни, но не сейчас, а тогда. Про рыцарей, например. Вот я даже не знаю, почему я их назвал "английскими". Наверное, потому что в любимцах у меня американец Шоу и немец Ремарк. Очень люблю такое созерцательно-философское отношение к жизни. "Шантарам" мне понравился, из последнего что читал. Макса Фрая люблю почитать иногда. Сейчас как раз его и буду читать. Читать вообще люблю, но времени мало... Я люблю отдыхать, когда получается, поехать за границу, одному, я беру чемодан книжек и валяюсь читаю, бесконечно. Ни с кем не общаясь.

- То есть ты просто валяешься на пляже и читаешь? Пассивный вид отдыха предпочитаешь?

- Нет, я люблю ходить, гулять, но я не люблю ходить группами. Я не езжу по турам, предпочитаю "дикарем". Я люблю это ощущение, когда, опять же, здесь и сейчас ты идешь, оглядываешься по сторонам, и получаешь от этого такой кайф! Тогда я отдыхаю так, что потом готов горы свернуть.

- А какая страна на тебя произвела наибольшее впечатление?

- В Таиланде я был миллион раз. Но не могу сказать, что там лучше всего, хотя там и лучше всего! *улыбается Лучше всего из доступного! А так, я бы много куда поехал.

- Куда к примеру?

- В Индию, скажем. Мне вообще Юго-Восточная Азия близка по духу. Мне очень нравятся буддийские храмы. Мне очень нравится местное отношение к жизни, позитив по жизни… Даже когда эти люди обманывают - по ним это сразу видно.

Олег Михайлов группа Корсика- Скажи, а ты человек верующий? Вообще, отношение к религии какое?

- Ты знаешь, я скорее верующий, чем нет. Но я не крещеный. У меня свои отношения с Богом: я точно знаю, что он есть, и он чего-то от меня хочет.

- Получается, ты - агностик.

- Это мне ближе всего. Вообще, путь к Богу, поиск Бога - это одна из моих центральных тем, задач... Помнишь, "Мастера и Маргариту"? Как там было: "Да и доказательств никаких не нужно". Но я считаю, что доказательства нужны! Когда мы рождаемся, у нас другой Бог, мы рождаемся - и наш Бог - это родители. Они за нас думают, помогают нам, выдают нам все, и тем самым совершенно спокойно замещают для нас функцию Бога...

- Ну да, а потом взрослеешь, и начинает тебя "плющить". Тянет в одну сторону, потом в другую...

- Конечно, конечно... Каждый должен пройти этот поиск, или не пройти, в зависимости от того, чего он хочет.

- Как сказал в свое время товарищ King Diamond : "Каждый приходит к своему Богу. Кто - к общепризнанному, кто - к своему. И не надо мне навязывать свои взгляды!"

- Абсолютно согласен. Плюс 100500! *улыбается

- Сейчас пошла такая волна, совершенно глупая, на мой взгляд: переснимать старые фильмы про войну. К примеру, сейчас, выходит абсолютная классика жанра "А Зори Здесь Тихие" в новом варианте. Как тебе такая мода?

- Слушай, "А Зори Здесь Тихие", трогать нельзя ВООБЩЕ! Действительно, этот фильм настолько показывает весь ужас войны, что я бы его транслировал специально всем ура-патриотам, которым нравится бряцать оружием без повода. Есть такие вещи, которые нельзя трогать априори. А если речь о том, как я вообще отношусь к тому, что сейчас стали снимать фильмы про войну, то очень плохо. Просто мне очень не нравится, что факт Победы в войне сегодня используется для манипуляции общественным мнением. Пора ему уже стать историей, мне кажется это будет правильно, потому что это даст нам выход в будущее. Эта страна должна гордиться своими будущими достижениями, она должна гордиться не только военными победами, но и учеными, художниками... А у нас, такое впечатление, что можно гордиться только одним – и это война. Мне это не нравится... Давайте уже похороним наше прошлое. С почестями, гвоздиками и слезами на глазах - но оставим его в прошлом.

- Хоронить его точно не стоит. У нас и так уже молодежь про войну почти ничего не знает!

- Для меня это действительно важная тема... Эта победа принадлежит нашим прадедам. Это они были теми людьми, которые победили фашистов, которые отстояли свою страну от реальной угрозы. И им давали ордена, повязывая на георгиевскую ленту. А сейчас эта лента, грязная от дорожной пыли, висит на антенне немецкой машины, за рулём которой едет какой-то гопник. Не нужно отбирать победу у тех, кто воевал – нехорошо это. А память должна быть со слезами на глазах и с полной решимостью не допустить повторения ужасов тех лет.

У меня иногда складывается впечатление, что многие, говоря о великой победе с интонацией: «Мы тогда порвали, и теперь порвём», просто хотят повторения войны. А я хочу, чтобы был мир. И чтобы люди занимались искусством, а не войной. Наши прадеды воевали за мир, и мы в память о них должны этот мир беречь, тогда получится, что их жертва и их подвиг были не напрасными.

- А как ты относишься к последним скандалам "РПЦ vs Тяжелый Рок", скандал с "Тангейзером" тем же самым?

- Ну, мракобесие, чего!

- Что именно? Музыка эта или то, что прикрываясь этой чертовой 148 статьей УК РФ?

- Ты знаешь, сейчас я тоже речь скажу. Это туда же, к войне будет. Потому что есть какие-то важные вещи, вещи которые хочется и нужно и помнить, и чтить. В том числе, это отношение к памяти предков, и в том числе, это отношения к Богу и к тому, что святое, что не святое. И вечно туда лезут черт знает кто, в грязных тапочках. Что касается Церкви - то мне очень жаль, что Церковь дискредитирует себя такими вещами. Мне очень жаль, что этот человек, митрополит, как его там, который митинг против "Тангейзера" собирал…

- Тихон!

- …да! Он говорил прямо на проповеди, что если не пойдешь на митинг, то ты против Бога, ты Иуда! Как верующий человек может вообще такое сказать? Это для меня поразительно. Я уверен, что есть очень большое количество служителей Церкви, за которыми правда, за которыми свет и слово... Но есть какие-то иерархи, которые ведут себя совершенно непозволительно для служителей Бога. Я вообще не понимаю, какая связь между тем, какую ты музыку слушаешь и священником этим. Это не его вопрос! У него другая функция вообще-то! *смеется

Олег Михайлов группа Корсика- Ты же помнишь, сколько в том году было скандалов с отменами концертов! Behemoth, к примеру...

- С них же все и началось. И пошло, и поехало... Вот я и говорю, почему я и Победу сюда прикрепил, потому что это все какой-то пиар, это какие-то манипуляции с общественным мнением. Это все настолько нечестно, насколько только может быть. Я вот хочу увидеть реально тех вот верующих, которые пошли посмотрели "Тангейзер" - и их от этого так сильно перевернуло...

- Думаешь, они есть?

- Я думаю, их нет. Это все фигня... Симулякр. Я не думаю, что это делали искренне верующие, я думаю, что какие-то люди просто делали себе пиар на таких вещах. Где-нибудь во внутренних иерархиях РПЦ. Фактически же РПЦ стала еще одним министерством России... Вообще отличное закругление вышло. То ты "оскорбляешь чувства верующих в Победу", то ты "оскорбляешь чувства верующих там еще во что-то". Вот я уверен, что и мои чувства к Победе, и мои чувства к Вере сильнее, так как я эти чувства пускаю внутрь себя, а не выставляю напоказ. А тут приходит какой-то чувак и определяет, во что и каким образом тебе надо верить...

- Про события на Украине, даже спрашивать не хочется…

- Мы про эти события песню написали. Этим все сказано. Я вообще считаю, что "Белое Небо" - это лучшее, что мы написали! По эмоциональному накалу, по музыке. Люди многие пишут, пишут оттуда. И все благодарят: "Спасибо за песню". Я не готов оценивать ситуацию, так как у меня есть две стороны в этом конфликте: одна сторона - это политики, а другая - это простые люди, которых, несчастных, натолкнули друг на друга и которым по большому счету деваться-то некуда... А мы должны стараться не пускать агрессию в сердце, хотя это очень сложно. Скажем там, у кого-то кого-то убили... Я не готов осуждать никого в такой ситуации, ни тех, кто злой, ни тех, кто...

Вообще кошмар конечно... Я очень люблю Украину, тысячу раз там был. Киев вообще очень крутое место, там живет очень теплые люди. Вот это, конечно, преступление преступлений просто...

- Вот если бы ты не стал музыкантом, кем бы ты стал?

- Я бы фильмы снимал, был бы режиссером, а-ля Тарантино, ну или Родригеза.

- А если бы ты жил в Средние Века, скажем так, в веке XIV-XV, кем бы был, как думаешь?

- Я был бы иллюминатом, наверное.

- То есть, ходил бы по Риму, разгадывал загадки, ведущие к Храму Света?

- Я бы их делал! *смеется. Грубо говоря, я был бы студент-разночинец, носил бы талмуд какой-нибудь, учил языки - вот этим бы занимался, скорее всего.

- А как у тебя со спортом обстоят дела?

- Я всегда чем-то занимался, в последний раз занимался боксом. Даже не боксом, а рукопашным боем армейским.

- А болеешь за какую-нибудь команду?

- Не-а, не болею. Несколько раз пытался, но не вышло. Не понимаю, в чем там интерес. Бегают люди, зеленый экран…

- Почему обязательно зеленый, есть же синий – хоккей, например!

- А еще и хоккей есть?! Вообще ужас! *смеется

- А если в будущее заглянуть, видишь себя лет через 10-15?

- Нет, вообще не вижу.

- Многие музыканты так говорят...

- Я думаю это наша, опять же, российская история. Думаю, что западный музыкант ответил бы, что он будет музыкантом.

Я действительно не знаю. В жизни, как мы уже убедились, за месяц все может поменяться так, как не менялось за 10 лет. Я знаю, что могу строить планы, знать, чего хочу. Но случится один телефонный звонок - и все может оказаться по-другому!

- А вообще планы часто строишь?

- Я в последнее время стараюсь их вообще не строить. Как только у меня возникает какой-то образ будущего, я его сразу гоню от себя, потому что у меня принцип "Делай что должен, будь что будет". Я пишу музыку, потому что пишу. Мне нравится процесс, мне нравится студийная работа, процесс рождения песни. Как ты ее допиливаешь - это все из созерцательного детства, медленная кропотливая работа, я ее люблю очень...

- В качестве заключения традиционный вопрос, какие планы на будущее?

- Планов громадье. Нас наконец-то взяли в "Живые" на "Свое Радио", будем там в мае играть, а потом будем выступать на большом фестивале в сентябре, там мы в центре всего будем. Вроде бы даже на "Хранитель Снов" пойдем. За эту неделю какой-то радийный прорыв произошел, сразу три башни тебя заждались по какой-то причине!

Олег Михайлов группа Корсика- В сентябре новая EP-шка выходит...

- Да, выйдет обязательно.

- Тексты я так понимаю Юлии?

- Да, тексты будут Юлечки, я хочу попробовать написать еще что-нибудь, но это будет только один текст, для одной песни.

- А Юля работает на "рыбу"?

- По-разному бывает. Мне кажется, что в этом и есть некая сбалансированность альбома, когда часть песен идет от текста, а часть от музыки. Чтобы на идейном уровне раскрывалось то, что Юля хотела донести. Она же наш идеолог.

- Вот на этом пожалуй и закончим наш разговор. Спасибо тебе за потраченное время!

- Вам спасибо!

 

Брал интервью Потехин Алексей,
часть фото Потехина Алексея,
часть предоставлена исполнителем.