Маврин - Противостояние



mavrin protivostoyanieЕсли альбом во всех отношениях удачный — нетрудно написать ему восторженную оду. Если альбом откровенно слабый и надуманный — нетрудно его раскритиковать. А как быть с альбомом, который у одних вызывает непонимание, у других — восторг, а третьи не могут его слушать, потому что становится грустно и больно?

Речь сейчас пойдет о новом альбоме группы «Маврин» - «Противостояние», увидевшем свет в конце 2012 года. В отличие от концептуальной «Моей свободы», он очень разный. И очень отличается от предыдущих работ «мавриков». Когда берешь в руки диск, сразу бросается в глаза буклет, в котором нет ни единой фотографии участников группы. Тексты песен сопровождают рисунки авторства Жана Гранвиля, блестящего рисовальщика и карикатуриста XIX века, который в своих работах высмеивал пороки современников. Именно пороки, угнетающая ситуация в обществе, деградация и отчаяние стали главными темами альбома «Противостояние». Пластинка неожиданная, «не столько жесткая, сколько жестокая», по словам Сергея Маврина.

Открывает альбом инструментальная композиция «1995». Чистое, тревожное гитарное соло вызывает светлые воспоминания о прошлом, когда все казалось лучше, деревья — выше, а трава — зеленее. За ней следует песня «Противостояние», одноименная с названием альбома. И здесь начинаются сюрпризы. Сразу следует отметить, что на новом релизе — рекордное для Маврина количество приглашенных гостей на вокале, причем создается твердое ощущение, что каждому из них досталась именно та партия, которая получится лучше всего именно у него. «Противостояние» исполняет Артур Беркут, и нельзя не вспомнить о первом альбоме Сергея Маврина «Скиталец» (1998), где все композиции записаны как раз с ним. В этой песне задается общий настрой, вводится тема борьбы, обрисовывается ситуация в мире. Парой к ней является инструментал «Ветер странствий» - по сути то же «Противостояние», но без слов.
«Каждый сам» - песня-обвинение, песня-пророчество, отданная на откуп Алексею Булгакову, лидеру «Легиона». Вновь четкое ощущение, что песня писалась под него. «Каждый сам и за все ответит там, неподвластен закон земным богам» - напоминание о том, что есть высшая справедливость, и не удастся спрятаться за деньги или связи.

«Война свиней» - сатира, почти глумление над променявшими вечность на каждодневные радости людьми, вызывающая ассоциации с творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина. Гостей здесь сразу двое: Артур Беркут и Виталий Дубинин, которого Маврин уже приглашал в качестве вокалиста на свой сингл «Неформат-2». На мой взгляд, тембр голоса Дубинина как нельзя лучше подходит к куплету «Войны...»: распевному, с народными, скоморошьими интонациями. Разительный контраст составляет припев — жесткий, речитативный, в непривычной для Беркута манере.
В паре к «Войне...» идет «Русь». Слово Сергею Маврину: «Война свиней» - песенка о родинке, «Русь» - песня о родине, она родилась следом за «Войной...», так как я осознал, что несправедливо освещать только одну сторону действительности». «Русь» пронизана печалью и любовью к погруженной в сон стране и удивительно созвучна песне «Воины» с альбома «Откровение». Вокальная партия досталась на сей раз Михаилу Житнякову (экс-«Гран-КуражЪ», «Ария»). «Русь» выделяется среди прочих еще и тем, что для нее художницей Ириной Сергеевой создана отдельная иллюстрация в буклете.

Песня «Эпилог» - даже не дуэт, а трио, которое можно охарактеризовать как «рядом, но не вместе». Своя партия у каждого — штатного вокалиста «Маврина» Артема Стырова, Дмитрия Борисенкова из «Черного Обелиска» и Анны Балашовой, бессменного текстовика «мавриков», которая продолжает уверенно осваивать вокальное поприще. Каждый ведет свою тему, не пересекаясь с другими, рассказывая о мире, где ничего не меняется к лучшему и все брошены на произвол судьбы...
Инструментальная вставка Children of... разбавляет песни и вносит позитивную ноту. Ее при наличии вокала можно было бы даже назвать полноценной песней — настолько четко в ней прослеживаются куплеты и припевы.

«Дождь достигает дна» - «самая необычная песня не только на альбоме, но и за всю нашу историю» (цитируя Маврина). Анне Балашовой на этот раз досталась целая песня: спокойная, грустная, в которой одни вопросы и нет ответов, а звучание напоминает звон дождя, странно смотрится среди резких и горьких композиций, но ее тянет переслушивать. Может быть, удастся узнать, «сколько рая нужно, чтоб придумать ад»...

Последняя песня на альбоме - «Стоявшие у солнца». В названии четко видна перекличка со знаменитым мавринским «Городом, стоящим у солнца» (и исполняет обе песни Артем Стыров). Но если «Город...» был пронизан надеждой, верой в завтрашний день, то здесь «заблудившиеся странники» окончательно заблудились и почти потеряли надежду, которая вела их. Душа плачет, а искуплением станет смерть — на такой ноте заканчивается релиз «Противостояние», и звучит заключительная инструментальная композиция Game over — отстраненная, как саундтрек к компьютерной игре.
«Зритель видел все, чем ты удивишь?» - есть строчка в одной из песен с нового альбома - «Эпилог». Однако Сергей Маврин продолжает удивлять. Он ни на кого не оглядывается и делает так, как хочет, так, как чувствует. А чувствует он, что мир катится не в Армагеддон, а в «войну свиней», и еще не поздно прозреть.

Подводя итог, хочу сказать: альбом слушать стоит. При всей своей «разности» он очень цельный и, как сейчас принято говорить, «стильный». Чувствуется фирменный стиль Сергея Маврина. Что до меня, я не только послушала, но и буду переслушивать: кто знает, может быть, найдутся ответы на многие вопросы, на которые сейчас так богата действительность.

Altaxena