Магазин Цветок папоротника



Мне всегда было интересно, где мCvetok paporotnikaожно приобрести какую-либо нестандартную вещичку? Например, оберег или средневековое украшение. В музее такие вещи только показывают, а руками потрогать и тем более купить нельзя. Конечно же, можно попробовать сделать своими руками,но что делать, если ты совсем не умелец и руки у тебя растут не «оттуда»? Для увлеченных и ищущих мы открываем раздел, где что приобрести по вашим интересам. Наш первый обзор посвящен магазину «Цветок Папоротника», направленность которого – товары для реконструкторов.
Рассказать о магазине мы попросили директора Михаила Почкаева.

- Давайте для начала представим такую ситуацию. Я сторонний человек, в первый раз в Питере, гуляю по Невскому. Я завернула в арочку и увидела ваш магазин…

- Ну не в арочку, у нас периодически ходит мальчик и раздает визитки на Невском. Правда, сегодня его нет. Вы завернули в арочку и увидели славянские обереги. Вас заинтересовало что-то, ведь наша культура активно исследуется, в интернете много информации. Заходите в магазин и видите огромный выбор всего и вся. Но в первую очередь мы занимаемся реконструкцией, делаем реплики всего того, что лежит в музеях. Причем мы создаем их на основе экспонатов не только Эрмитажа, но также и московских музеев, музеев Стокгольма, Копенгагена… Основные покупатели – это реконструкторы и участники сражений на фестивалях. Мы начинали с этого еще в те времена, когда мы сами были реконструкторами, а магазина еще не было. Уже потом ребята стали просить изготовить, так как ничего нельзя было купить в конце девяностых. Нам пришлось самим разрабатывать технологию производства: и кожевенную, и литье, и ковку… Потом всё разрослось и разделилось на сегменты – у кого-то лучше получалось литье, другие занимались кожей и так далее. Вначале мы продавали свои изделия реконструкторам на фестивалях. Затем нас стали замечать туристы, потому что обычным людям тоже интересны история, наша бытность, славяне, Скандинавия. Потом стали спрашивать: а где вас найти в городе? Сначала это были индивидуальные встречи, а уже потом мы решили открыть магазин. Ему будет уже четыре года.


Cvetok paporotnika

- То есть вы взяли и решили, что раз хотят люди, раз есть такая потребность, то надо открывать магазин?

- Да. Сначала потребность была только для участников фестивалей, а это небольшая аудитория. Потом люди стали интересоваться, и появился магазин. То есть поначалу покупателями были люди из военно-исторических клубов, а сейчас это по большей части обычные люди, которые находятся рядом, интересуются историей и хотят приобщиться не только духовно, но и материально. Ведь это не просто подвески и украшения – для наших предков они являлись оберегами. Они имеют свои трактовку, значение, они помогают и оберегают, не просто же так их носили. Когда люди приходят, мы им рассказываем, что и для чего использовалось, и уже они сами выбирают, что им нужно.

- Мы недавно были в Выборге и видели вас там. То есть вы выезжаете на фестивали?

- Да, мы не заканчиваем эту традицию, потому что мы сами участники фестивалей, нам это нравится, это наша жизнь, наше хобби. Попутно мы привозим наш товар, и там же идет продажа. Мы создаем как бы средневековую ярмарку: одеваем костюмы, привозим столы и антураж, показываем, как все это должно было выглядеть тогда. И это часть театрализованного представления, которое вы видите на фестивалях. Ярмарка – это неотъемлемая часть фестиваля, потому что бои боями, танцы танцами, а вот всегда, когда происходил большой сбор людей, то это в первую очередь была ярмарка. И себя показать, и на других посмотреть.
Cvetok paporotnika- Расскажите немного о ваших ремесленниках и их изделиях.

- У нас организовалась торговая федерация – это объединение ремесленников, которые выезжают на фестивали и привозят средневековые украшения, ножи, керамику. Вот, например, мы можем посмотреть изделия мастера из Вологды, он занимается керамикой. Это все сделано вручную на гончарном кругу. Затем изделие прошло обжиг и впоследствии так называемую «варку в молоке» – когда второй обжиг производят в кислом молоке, поэтому получается такой необычный рисунок. Как будто сама природа его создала. Это делается для того, чтобы забились поры и не попадали другие запахи. А вот как выглядели средневековые вилки. Первоначально они были однозубыми, ими доставали костный мозг. Впоследствии появились двузубые.

- Как элемент сервировки стола?

- Нет, это утилитарная вещь, вилки носили в чехольчиках, они были индивидуальными. Даже деревянные ложки так носили. Так что все свое носили с собой. Но главное – это обереги, то, что делаем мы и наши друзья. Это средневековое ювелирное искусство. Для создания реплик мы идем в музей, смотрим, фотографируем с линейкой и делаем точную копию. Для примера покажу женский оберег – лунницу, символ богини Макошь. Это богиня-мать, богиня судьбы. Макошь покровительствует женщинам во всех начинаниях. У нас представлен целый арсенал женских украшений. А если хотелось по-богатому, то это одевали с бусами, то есть мог быть не один шнурок, а несколько. На них висели пронизки. Они были или каменными, или стеклянными. Также делали и металлические пронизочки, они были или бронзовые, или из серебра, но такие могли позволить себе только зажиточные, богатые люди.
Некоторые мастера работают по дереву, ведь первый токарный станок на Руси появился уже в одиннадцатом-двенадцатом веке. Он мог точить миски, и это многим неизвестно. Все считают, что это современное изобретение, а на самом деле так делали уже тогда. А чтобы дерево не лопнуло, его обваривают в льняном масле, погружая полностью, а потом вощат. Даже можно горячее наливать, такое изделие не треснет. Таким образом, все вещи у нас утилитарные, они могут полноценно работать. То, что находят археологи, мы проверяем, опровергаем или подтверждаем их теории о том, как работает или используется та или иная вещь.

- А чтобы это проверить, естественно, нужно воспроизвести эту вещь.

- Да, мы изготавливаем реплики и проверяем, удобно это или нет в быту.

- Вопрос о кожевенных изделиях. Как называется эта обработка, похожая на тиснение?

Cvetok paporotnika- Есть тиснение по коже, а есть резка по коже. Вот сейчас представлена резка по коже: маленькой стамеской вырезаются узоры. А вот эти кружочки – это тиснение. А каждый шов прошивается вручную вощеной нитью. Такая сумка называется тип ташка. Вещь очень оригинальная и очень удобная. А вот это маленькая сумочка – чехольчик для гребешка. Именно в самодельных чехольчиках девушки носили гребешки, потому что они были деревянные, костяные или набивные и стоили очень дорого, так как это очень сложная работа – напилить так, чтобы расческа получилась. Потом были сережки – это неотъемлемые женские украшения, а кроме сережек были височные кольца – такая подвеска, которая на ленточке крепилась к головному убору. Таких подвесок могло быть несколько. По одной из теорий считалось, что количество височных колец обозначало число детей. Но это только теория. А полноценный красивый костюм, который собирают наши друзья-участники фестивалей, может стоить от десяти тысяч рублей – это самый простой вариант, до ста тысяч и больше, в зависимости от украшений, потому что используется и ткани – это лен, шелк. И не только натуральные, уровень костюма позволяет домотканый шелк, который сейчас воспроизводится на тех же станках, что использовали наши предки, а это очень дорого. Машинные швы у нас не присутствуют вообще.

- Это, наверное, и есть отличие реконструкторских вещей от простых стилизаций.

- Да, это так. И еще по поводу наших ремесленников – это объединение мастеров нескольких стран: Беларуси, Украины и России. Словом, все славянские народы. И у нас идет разделение: кто-то занимается кожевенным искусством, кто-то – ковкой, ножи изготавливает, а кто-то занимается именно бронью: доспехи и все остальное.

- А что насчет лошадей?

- Раньше ими все пытались заниматься, а сейчас есть международное объединение – Конное братство, это представители нескольких городов, а самые красивые шоу братство показывает на ипподромах в Москве. Также их вы могли видеть в Выборге. Есть отдельные организации, которые этим тоже занимаются, но самые красивые представления именно у Конного братства, у них много личных лошадей, это люди, которые полностью посвятили жизнь тренировкам и уходу за лошадьми, ведь это не велосипед какой-нибудь.

- А есть какая-нибудь особая фишка у вашего магазина?

- Сюда люди приходят, во-первых, погрузиться в историю, а во-вторых, оставить кусочек истории для себя. И они покупают кольца и обереги, чтобы была как память, так и помощь. Если они верят, то эта вещь им прекрасно помогает. Про лунницу я уже рассказал. А еще есть Печаль и Радость: две птицы произрастают из одного дерева, символ гармонии, чтобы на душе было все в порядке и не было лишних переживаний. Потом Цветок папоротника – вот такой симпатичный рисунок, который и обозначает цветок. Потому мы так и назвали магазин, ведь цветок папоротника – это исполнение самого сокровенного желания.

- Я читала, что цветок папоротника невозможно найти, так как он на самом деле не существует.

- Есть легенда, что цветок появляется в самую короткую ночь. И есть ошибочное мнение, что цветок надо искать в ночь на Ивана Купалу. С переходом на григорианский календарь Иван Купала отмечается восьмого июля, а самая короткая ночь у нас с двадцать второго на двадцать третье. Может, именно поэтому его и не смогли найти, ведь искали не в то время. А вот птица Сирин, птица счастья. Или же скандинавский молот Тора, Мьёльнир – это защитник людей. Есть ошибочное мнение, что молот Тора носили только мужчины как символ воина, мужества. Тор – это защитник людей от проявления стихий, в женских захоронениях молотов Тора даже больше, чем в мужских. Коловрат – символ Солнца, огненное колесо. Оно двустороннее, чтобы Солнце всегда было с тобой.

- И наружу светит, и внутри освещает.
Cvetok paporotnika- А еще у нас есть стилизации. То есть мы делаем не только реплики, а периодически изготавливаем авторские вещи: просто красивые вещи, которые сделаны в определенной стилистике.
А вот это Защитники Рода. Круг – это род, внутри бесконечность, чтобы род не заканчивался. А волки выведены за род, они охраняют его. Для тех, кто много путешествует, есть Волчьи Лапы – защита в пути, чтобы лес принял как своего и пропустил. Иггдрасиль, Мировое Древо – символ преемственности поколений, прошлое, будущее и настоящее. По легенде под корнями сидели три норны, которые плетут Нить Судьбы.

- Я столько нового сегодня узнала! А чем отличаются подвески-обереги от колец-оберегов?

- Это комплект, все должно быть замкнуто. Вышивка, которая идет и по подолу, и по рукавам, и по вороту – это тоже обережная вышивка. Кольца носятся, чтобы нечистая сила не дошла через руку. Есть интересная тенденция сейчас: многие путают, что и на каком пальце носить. Не было таких традиций, колец было много, большая часть из них была разъемными, потому что они и дарились, и передавались. А еще они служили в качестве денег. Было найдено множество кладов, где браслеты и кольца были порублены, их, как вес серебра, передавали другим.

- Я заметила у вас стрелы…

- У нас будет большой выбор луков и стрел. Это очень интересная вещь, спорт, который многие могут себе позволить. Также люди приходят и заказывают у нас одежду, так как многие шить просто не умеют, мы им подсказываем, так как у каждой эпохи есть свой крой, свой размер и своя технология. Всё это мы объясняем, подсказываем, и если что-то хотят, то мы на заказ делаем. И обувь тоже.

- А вот изношенная кожа, она заменялась?

- Конечно, даже в археологических раскопках находят изношенную обувь, на которой видно, что она прорывалась, что ставились заплатки или пришивалась новая подошва. Сейчас мы используем дополнительные гвозди, потому что асфальт, к сожалению, очень быстро убивает натуральную кожу. А тогда у городских жителей была так называемая улена – дополнительная деревянная подошва, чтобы ходить по брусчатке, потому что в Средневековье все нечистоты выкидывались прямо на улицы. А по траве ходить достаточно простой кожи, в ней даже удобнее. Мы часто ходим в обуви из натуральной кожи, потому что летом у нас бывает порядка восемнадцати фестивалей, то есть в палатке мы живем больше, чем дома.
А вот эти вещи для любителей фэнтези. К нам приходят не только люди, которые занимаются историей, но и люди, которым просто нравятся такие вещи. Это для игровиков, так мы называем их. Это отдельное направление, но к нему нельзя относиться плохо, такие люди по-своему создают художественные произведения, есть прекрасные мастера, которые работают в стиле фэнтези.

- Получается, они как бы создают новый мир?

- Да, и к ним плохо относиться нельзя, потому что они тоже могут делать красивые вещи. Мы их приветствуем и рады им тоже.
Также хочу вам показать мужские серьги. Бытует мнение, что мужчины не носили сережек, но это не так. Есть так называемый сарманский тип серег, они найдены в мужских захоронениях. И есть описания, что князь Святослав носил серьгу с двумя жемчужинами и карбункулом, это есть в «Повести временных лет». Так что большинство украшений перешло от мужчин к женщинам.

- Расскажите о своих планах на будущее. Может, супермаркет какой-нибудь хотите организовать?

-Ну, супермаркет у нас не получится, такие вещи все-таки сугубо индивидуальные, не всем это интересно. А наши планы… Чем больше людей узнают историю, тем проще будет жить. Потому что человек, который знает историю, не делает чужих ошибок.

Специально для Insurgent.ru обзор провели
Татьяна MarikaSun Ларионова
Александр Девишин

Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский 34, вход через ПРАВУЮ АРКУ ЦЕРКВИ,
Время работы: 12.00-20.00

Группа вКонтакте

Tsvetok paporotnika 6
Tsvetok paporotnika 7
Tsvetok paporotnika 8
Tsvetok paporotnika 9
Tsvetok paporotnika 10
Tsvetok paporotnika 11
Tsvetok paporotnika 12
Tsvetok paporotnika 13
Tsvetok paporotnika 14
Tsvetok paporotnika
Tsvetok paporotnika 1
Tsvetok paporotnika 2
Tsvetok paporotnika 3
Tsvetok paporotnika 4