Кипелов (13 декабря, А2)



Время вспять повернуть нельзя,
Сколько будет гореть надо мною звезда?
Знаю я — смерть возьмет всех нас,
Пусть возьмет эту жизнь, но возьмет не сейчас!

13.12.13 — комбинация цифр впечатляет, не так ли? Неизвестно, была ли специально задействована магия чисел или нет при выборе даты концерта группы «Кипелов» в честь юбилея фронтмена, но определенная магия в воздухе витала с утра. Причем в прямом смысле слова. Близкий к ураганному ветер угрожал сдуть в реку Карповку доблестных фанатов, однако мы все равно прорвались сквозь непогоду и точно к назначенному времени были в клубе А2 на Петроградке, где и состоялось практически не имеющее аналогов действо. Сейчас вы в этом убедитесь сами.

Едва очутившись в зале, мы погрузились в мистически-индустриальную атмосферу клуба А2. Большие открытые кулисы по бокам сцены, заставленные оборудованием, напоминали дремучий лес, населенный гремлинами (которые, как известно, неравнодушны к технике), а потолок с изгибающимися трубами одновременно ограничивал и расширял пространство. Таинственно колыхался занавес с проекцией названия группы, постепенно растущая у сцены толпа периодически скандировала «Ки-пе-лов!»... И ровно в восемь (как и было заявлено) зазвучало симфоническое интро, вступили барабаны пока невидимого за занавесом Александра Манякина, появился Алексей Харьков с бас-гитарой, затем Андрей Голованов, Вячеслав Молчанов... и вот уже сам Валерий Кипелов с силой дергает вниз занавес, тот падает, открывая просторную сцену, увенчанную металлическими арками и блестящую, какую-то праздничную барабанную установку, за которой священнодействует Манякин. И в унисон с ветром, продувающим все петроградские дворы за стенами клуба, по залу несется ураганная «На распутье» - боевик 2005 года, который, похоже, не устареет никогда. Издалека арки, парящие над сценой, напоминали своды храма, а музыканты — служителей в этом храме. Я бы сравнила храм-сцену с дворцом Мандоса у Толкиена, в котором супруга Мандоса, Вайрэ, ткет гобелены, на которых запечатлевает все, что происходит в мире. Каждая песня у Кипелова — как кусочек такого гобелена; как сказал Олег Михайлов (группа «Корсика»), «в его вокале есть какая-то былинность – он как будто поет летопись всей нашей жизни».


Кипелов

Впрочем, это все лирика, а реальность — вот она. После боевика старого был исполнен боевик новый - «Власть огня», затем «Вавилон», который знают все, - именно с этой песни началась десять лет назад история группы «Кипелов». Припев дружно поют зрители, а Кипелов дирижирует. Вообще стоит ему начать петь любую строчку, как все тут же подхватят. По-моему, такую публику, как на концертах Кипелова, еще поискать. Если к тяжелой музыке применимо понятие «народный», то Валерий Александрович — самый настоящий народный рок-певец. В зале попадаются гламурные девушки, родители с детьми всех возрастов, мужчины и женщины лет пятидесяти и старше, панки, ярко выраженные металлисты и парни в тельняшках десантников. А если ты вдруг пришел на концерт один, здесь точно можно встретить знакомых.

на концерте Кипелова

В известной книге «Легенда о динозавре» есть такие слова: «Они (фанаты. - Прим. Insurgent) знают наизусть каждую вещь, и, даже если Кипелов забудет слова, никто не сомневается, что фаны споют песню от начала и до конца». Прошло больше десяти лет, и вновь на сцене Кипелов, пусть уже не с «Арией», а ситуация не изменилась. Под лирическую балладу «На грани» суровые металлисты тихонько утирают слезу, а в разных концах зала вальсируют пары. Затем под медленно падающий на экране снег звучит зловещее вступление к «Пророку» - уже сюрприз, этой песни давно не было на концертах. Затем еще один боевик — «Не сейчас»; Кипелов «боксирует» в своем фирменном стиле, музыканты со знанием дела образуют скульптурные группы в разных точках сцены и живописно машут хаерами. После бунтарской «Не сейчас» особенно ярко выглядит ария Надира из оперы Ж.Бизе «Ловцы жемчуга» - в Питере она исполняется впервые, и я невольно думаю о том, что Кипелов неплохо бы смотрелся в опере, если бы не пошел в металлисты.

группа Кипелов

Кстати, вы когда-нибудь замечали, как Вячеслав Молчанов похож на звезду глэм-рока? Есть в нем что-то гламурно-мужественное. Когда он вышел играть соло под аккомпанемент Манякина, исполняя что-то вроде ритуального танца, перемежаемого громким «Хэй!» в микрофон, в зале сходили с ума все — и девушки, и парни. Это соло Молчанова явилось своеобразным водоразделом — после него официальный, так сказать, репертуар кончился, и начался полный беспредел. :) Даже если это все (в чем я не сомневаюсь) заранее продумано и отрепетировано, иначе как беспределом в хорошем смысле слова я это назвать не могу. Ведь со сцены вновь звучат песни, которые я, например, уже не надеялась услышать по разным причинам. После вполне ожидаемого «Смутного времени» вдруг — Castlevania. Вот это сюрприз так сюрприз — не играли ее давно. Не знаю, у кого как, а меня завывающая вокальная линия в этой песне каждый раз пробирает до дрожи. Мистику в духе Роберта Говарда сменяют бессмертный «Беспечный ангел», (внезапно!) арийские «Бесы», а за ними «Герой асфальта» - еще один сюрприз. «Тормози!» - кричат зрители, будто есть шанс удержать стремительно мчащегося байкера и еще немного продлить его полет. А эмоции накаляются: металлические арки горят, отражая траурный фиолетовый свет, и звучит надрывная «Возьми мое сердце», а за ней - «Закат» с его тихой грустью.

группа Кипелов

Затем музыканты берут паузу, и Кипелов рассказывает о том, что, когда в свое время окружающие слушали Deep Purple и Judas Priest, он слушал Creedence, и сейчас споет Have you ever seen the rain. Да, все-таки была в то время такая светлая, хорошая наивность, которую сейчас мир, увы, утратил. После солнечного дождя Creedence сгустились тучи, и грянула «Жить вопреки» - на мой взгляд, самая сильная песня с одноименного альбома. За ней следует уже привычный набор «староарийских» (или «досихпормастерских») композиций — «Встань, страх преодолей», «Тореро», «Воля и разум». Где-то в середине «Тореро» два молодых человека с надписью «Спецэффекты» на форменных жилетках устанавливают в пространстве перед сценой две загадочные пушки — это, правда, видно только тем, кто стоит вблизи, а всех остальных явно ожидает сюрприз.

группа Кипелов

После «Воли и разума» Кипелову передают через охрану три букета, он благодарит и посылает воздушные поцелуи, все музыканты уходят, но совершенно очевидно, что это еще не конец. И терпеливо ждущие зрители хлопают и кричат в азарте, когда из динамиков раздаются первые аккорды «Я свободен». Бодро выбежавшая на сцену группа берется за инструменты, Кипелов разливается соловьем, а аккурат с началом знаменитого гитарного соло наконец-то проясняется назначение таинственных пушек. Они выстреливают паром и золотыми блестками и работают почти до самого конца песни. По-моему, трудно было придумать лучшее завершение праздничного концерта. Только представьте себе: уже не грустным размышлением, а радостным гимном звучат слова «Я свободен», ликует зал, а блестки все летят, словно рождаясь прямо из воздуха, кружатся под потолком и падают на головы и плечи счастливых зрителей, а молодые люди все нажимают на рычаги и веселятся вместе со всеми...

В заключение можно сказать о том, что, как бы прочно ни ассоциировалась в массовом сознании Пятница, 13-е с чем-то нехорошим, конкретно в этот день не случилось ничего из ряда вон выходящего, если не расценивать как поистине мистический тот факт, насколько одна личность может держать на себе внимание огромного количества народа. Впрочем, это же Кипелов, а к нему, как уже отмечено до нас, с общепринятыми критериями подходить не следует.

Не проси - не возьму тебя с собой,
Не смотри - смысла жизни я не знаю,
Не желай тайны выведать чужой,
Помолчи - время есть, я продолжаю!

Текст - Зоя Altaxena Ласкина.
Фото — Виталий Арсеньев.

Портал Insurgent выражает благодарность концертному агентству «Полигон» за предоставленные аккредитации

DSC00269
DSC00272
DSC00285
DSC00318
DSC00335
DSC00349
DSC00338
DSC00351
DSC00365
DSC00407
DSC00385
DSC00366
DSC00439
DSC00372
DSC00390
DSC00412
DSC00431
DSC00435
DSC00456
DSC00464
DSC00476
DSC00478
DSC00510
DSC00483
DSC00506
DSC00516
DSC00525
DSC00562
DSC00572
DSC00217
DSC00230
DSC00324
DSC00240
DSC00254
DSC00235
DSC00244
DSC00249