Iron Maiden: Там, где стираются грани миров (СК Олимпийский, Москва)



ironmaiden2.jpgВсего час остается до грандиозного события, которого все так долго ждали, концерта монстров мировой металлической сцены, основоположников новой волны британского металла, группы Iron Maiden.
Наверное, нет такого ценителя тяжелой музыки, который не знал бы этого имени. За свою долгую сценическую жизнь «Железная Дева» покорила сердца не одного поколения слушателей. Кто хотя бы раз не напевал их самые известные хиты, такие как The trooper или Aces High? Кому из начинающих музыкантов не грезился их огромный профессионализм и колоссальный успех?

И вот сегодня кумиры многих поклонников «тяжелого металла» вновь должны были дать единственный концерт в Москве в рамках мирового тура Maiden England Tour, который начался в 2012 году и должен завершиться в октябре 2013. В нынешний тур музыканты включили лучшие композиции из альбомов 80-х годов с опорой на альбом Seventh Son of a Seventh Son. Декорации шоу почти повторяют декорации тура 1988 года в поддержку этого альбома, в сет-лист включены многие композиции из альбома. Seventh Son of a Seventh Son признан многими одним из лучших образцов металлической музыки 80-х.

Возможно, основным замыслом всего этого тура является своеобразный возврат в прошлое, экскурсия по лучшим композициям лучших альбомов. Для многих это станет возможностью вспомнить свою молодость, а для тех, кто, может быть, недавно открыл для себя эту команду – шансом лучше узнать ее неповторимый стиль, все лучшее, за что «Железную Деву» полюбили ценители в самом начале ее пути. Потому среди пришедших в этот день в «Олимпийский» можно было увидеть как зрелых мужей с пробивающейся сединой, так и совсем юных слушателей.
Уже со стороны метро слышатся громкие возгласы. Люди скандируют имя группы и названия любимых альбомов. И это не выглядит нарушением порядка, а, скорее, выражает всеобщее возбуждение и радость от встречи вживую с любимой музыкой и музыкантами. Так что даже полиция, которой поручено дежурить возле выходов из метро и на территории спортивного комплекса, не останавливает чересчур импульсивных металлистов.
Входы в «Олимпийский» уже открыты, чтобы прибывающие могли без спешки предъявить билеты, войти, приобрести именные футболки с названием тура, стильные сумки, CD и DVD, и комплекты магнитиков на память. В этот вечер на многих красуются надписи «Iron Maiden», пестрят рисунки с обложек разных альбомов группы, иронично ухмыляется любимец всех фанов Эдди. Многие принесли британские флаги и баннеры с фотографиями музыкантов и прочей символикой команды.

18 июля 2013 года. Спорткомплекс «Олимпийский», Москва. 19:00

Концерт начался без задержек. На разогрев музыканты пригласили шведскую команду Sabaton, известную военной тематикой своих песен. Шведские металлисты порадовали слушателей сорокаминутным сетом, исполнив свои самые динамичные и экспрессивные хиты. Среди прозвучавших композиций были песни, посвященные событиям российской истории.

После того, как отыграли Sabaton, сцена потихоньку начала преобразовываться к выходу самой «Железной Девы». Впрочем, ожидание не показалось долгим. Совсем внезапно в огромном зале погас свет, и заработали два больших экрана. Кадры постоянно сменялись, демонстрируя всевозможные разрушения, мелькнуло распятие, намекая на тематику «Седьмого Сына», а откуда-то из темноты зазвучало знаменитое вступление:

“Seven deadly sins
Seven ways to win”…

Весь зал замер в ожидании. И вдруг сцена полыхнула заревом, зажглась красным светом, и музыканты, каким-то непостижимым образом оказавшись на ней, заиграли Moonchild. Казалось, только что произошло чудо, и они явились из другого мира, мира, где властвуют боги…

ironmaiden1.jpgИ началась настоящая мистерия музыки и света. Среди прочих известных композиций были исполнены такие, как Can I play with Madness, Afraid to shoot strangers, Fear of the Dark, Aces High, Iron Maiden из самого первого альбома команды. Музыканты демонстрировали неугасимый энтузиазм и высший уровень профессионализма. Известные композиции звучали все с таким же огнем, а сильный и красивый голос Брюса Диккинсона, обращенный к сердцам слушателей, давал самостоятельную жизнь каждой песне. И для этого диалога не нужно было перевода, потому что каждая фраза, спетая фронтменом или нечаянно оброненная гитаристом в зал, находила мгновенный отклик, зажигая море живых огоньков в танцевальном партере. Так люди восторженно приветствовали любимые баллады, наполненные чистотой и искренностью. Настолько же искренне выражали они свою любовь.

В темноте зала, среди бушующего моря музыки и человеческих эмоций, казалось, начинают стираться грани реальности, и ты совершаешь бесконечно долгое путешествие по измерениям мэйденовской лирики. Невозможно было спокойно сидеть на местах под энергичное вступление к The Trooper, во время которого на экранах мелькали кадры скачущей конницы, а языки пламени, вырывающиеся вверх по краям сцены, когда музыканты исполняли The Number of the Beast, казалось, вот-вот обожгут лицо. Но самой яркой частью грандиозного шоу стала сыгранная музыкантами эпичная композиция Seventh Son of a Seventh Son. С первыми аккордами почудилось, будто содрогнулось основание «Олимпийского», и он вот-вот рухнет под тяжестью навалившейся на него вселенской беды. А потом над сценой по очереди зажглись два факела, и появился Эдди в образе старца-прорицателя, взирающего на миниатюрный земной шар, который находился перед ним. Старца, предсказавшего рождение Седьмого Сына и своим пророчеством обрекшего его на скорбь. Старца, чей голос стал голосом самого бытия. И чудилось, что еще чуть-чуть, и исчезнет крыша над головой, а вместо нее наверху окажется необъятный космос, темный и загадочный, усеянный миллионами созвездий и галактик, равнодушно глядящий на Пророка и на все вокруг него. И лишь когда вновь зазвучали гитары, нарушилось то застывшее состояние невесомости, и вновь появился концертный зал.

На протяжении всего концерта талисман группы Эдди неоднократно радовал публику своими появлениями. То в образе пирата он прошелся по сцене, то сидел за штурвалом военного истребителя на рисунке с обложки старого сингла, появившемся на экране, то, наполовину скрывшись за сценой, протягивал в зал свою руку, с зажатым в ней пульсирующим сердцем…

В заключение музыканты сыграли жизнеутверждающую, полную юношеского задора, композицию Running Free. Даже когда они, поклонившись публике, ушли со сцены, слушателям все еще не верилось, что поставлена точка. Они не переставали аплодировать и приветствовать музыкантов в надежде, что те выйдут снова и продолжат выступление. И только когда в зале зажгли свет, стало ясно, что путешествие окончено. Покидали зал все радостные, удивленные, восхищенные, все еще находясь под властью музыки Iron Maiden, столь великой, и вместе с тем столь простой. И простота ее не значит скудность языка, а лишь то, что понять и пережить ее может каждый. Вот где, наверное, разгадка тайны, почему музыку «Железной Девы» продолжают любить в наши дни, ибо она, с одной стороны, обладает огромной силой, способной подчинять себе стадионы, насыщать их своей энергетикой, с другой — открыта сердцам. В каждой мелодии, в каждом аккорде – простые человеческие чувства, выстраданные, пережитые, переведенные на язык созвучий. И потому, когда слушаешь эту музыку, думается: она вечна.

Феникс