Интервью с Виктором Щежиным-Бурко (группа Lie Detector) специально для Insurgent.ru



Lie Detector Виктор БуркоВиктор Бурко — вокал, бэк-вокал, стихи, участие в аранжировке, клавишные инструменты, соло партии на терменвоксе в проекте "Детектор Лжи" или "Lie Detector", образованном в 2004 году совместно с Сергеем Минько.

- Здравствуйте, Виктор! Начнем с вашего детства. Вы были очень активным ребенком?

- Более чем. Я с детства занимался музыкой. Конкретно в музыкальной школе я не учился, получал образование частным образом. Театром начал заниматься гораздо позже, в подростковом возрасте.

- А в каком возрасте вы поняли, что хотите заниматься музыкой?

- Сколько себя помню, столько музыку и слушаю, и пытался играть. Наверное, года в четыре что-то начал делать. В семье был инструмент, фортепиано, я за него садился и тарабанил!

- В вашей музыке присутствует инструмент терменвокс. Как вы научились на нем играть?

- Это очень сложный инструмент. Мы дружим с Петей Терменом, это правнук изобретателя терменвокса, Льва Термена. Он чуть-чуть меня подучил, а дальше я сам учился. Для исторической справки скажу, что терменвокс – самый первый в мире электромузыкальный инструмент. Можно с уверенностью сказать, что электронная музыка – полностью русское изобретение. На терменвоксе даже Ленин успел поиграть.

-Ваш основной проект Lie Detector. Вы там вокалист, пишете музыку?

- Я там всё.

Lie Detector Виктор Бурко- Как появилась идея создать проект, сколько было затрачено сил и времени?

- Сложно ответить. Начнем с того, что в конце 90-х я играл в группе «Технология». И когда я покинул этот проект, появилось желание двигаться сольно, воплощать свое творчество и идеи в жизнь. Так совпало, что в этот период я стал артистом музыкального театра. Был солистом мюзикла «Нотр-Дам де Пари», исполнял роль Клопена. На тот период возникли музыкальные идеи, которые нужно было воплощать. И я стал пытаться.

Сначала был Ренат Ибрагимов, он сейчас с Дельфином работает как саундпродюсер. Мы сделали несколько песен, выступили. Впоследствии мы разошлись. Меня не устроил немножко подход к музыке, но мы общаемся до сих пор.

Через некоторое время я работал уже в другом театре. Познакомились с Сергеем Минько. Он является второй частью «Детектора Лжи», ответственен за аранжировки, весь пост-продакшн, мастеринг, сведение – это его рук дело. Вот так мы и образовались. А идея так и возникла. Я занимаюсь музыкой с четырех лет, и других векторов движения у меня нет.

- Сейчас вы снимаетесь в кино?

- Это как одна из граней моего бесконечного таланта. Я просто получил образование как театральный артист, потом как режиссер, оперный вокалист. И, имея определенные достижения в театре, попал в кино.

То, что театра касается. Я долгое время играл кота Бегемота в спектакле «Мастер и Маргарита» в постановке Сергея Алдонина. Был хороший спектакль «Чернобыльская молитва», играл ликвидатора чернобыльской аварии. Ну, и параллельно дружил с рядом кинопродюсеров, делали музыку для различных фильмов. В определенный момент мне сказали: «Идем в кадр. Ты очень подходишь своим имиджем».

Я серьезно не воспринимаю свою работу в кино, потому что это работой пока что нельзя назвать. Эпизодические, второстепенные роли, сериалы. Например, сериал по книгам Вадима Панова «Тайный город». Сейчас будет сниматься четвертый сезон, там играю волшебника.

Lie Detector Виктор Бурко-Доброго или злого?

- Не знаю. У меня вообще амплуа доброго злого волшебника.

- А что есть добро и зло?

- Ничего нет. Ни добра, ни зла.

- Говорят, что вы играли Иуду.

- Это не совсем соответствует действительности. Я работал какое-то время в театре у Стаса Намина, в мюзикле «Волосы», роль Бергера, Тибетского Ламу я пел. Иуду я репетировал, но ни разу не вышел с ним на сцену. Но предполагалось, что буду петь. Это не совсем мне подходит, это для тенора, а я больше баритон. Но кто-то написал, что я сыграл Иуду. И я не против.

- С исторической точки зрения, не с религиозной. Очень много трудов писателей об Иуде и Иисусе. Является ли для вас Иуда, как персонаж, олицетворением зла?

- Я не склонен к этому. Я люблю мифы, но мне ближе скандинавские мифы. У меня даже собаку зовут Один. Но христианские мифы меня не интересуют совершенно, я не нахожу в них ничего оригинального.

А разделения на добро и зло для меня не существует. Об Иуде у меня сложились впечатление, когда я готовился исполнять роль. С чисто культурологической точки зрения, что касается работы над образами, естественно изучаешь первоисточники, на себя примеряешь эту одежду. Как поют Depeche Mode: «Try Walking in My Shoes!» Что дословно переводится как «прогуляйся в моих ботинках», а если на русский – «побудь в моей шкуре». Что касается Иуды, я примерил только штаны. Я рад на самом деле, потому что мне трудно давалась эта партия, она очень высокая для меня.

-Бывает волнение, когда выходите на сцену? Если да, то как вы с ним боретесь?

- Бывает. Всегда. Очень быстро проходит, я с ним не борюсь, просто выхожу на сцену.

- Вы работали в Музее космонавтики, и музыка ваша напоминает что-то космическое, и костюм ваш. Откуда у вас такой замечательный костюм и тяга к космическому?

- Костюм мне сделали друзья. Модельер Варвара Демич. Костюм я придумал сам, а Варвара помогла мне его сделать. И я с детства мечтал стать космонавтом, и даже сейчас мечтаю.

- Почему именно зеркала? Это здорово выглядит на сцене, но, может, это что-то символизирует?

- Меня всегда притягивала история с потусторонними вещами, параллельными мирами. Зеркало как один из проводников. Но с костюмом история гораздо прозаичнее. Он был сделан для музыкального конкурса «Фактор А». Я исполнял песню «О, Боже», в 80-х годах ее пел Сергей Челобанов, текст к ней написала Алла Борисовна Пугачева. И если вслушаться в текст, напрашивается метафора "человек смотрится в другого человека, как в зеркало". Есть такой момент, что герой песни встречает свою давнюю любовь и смотрится в эти отношения, как в зеркало. И когда я вышел на сцену, Алла Борисовна сказала: «Ну, что, зеркало моей души, что ты нам споешь?» Я говорю: «Алла Борисовна, это очень символичные слова в контексте той песни, которую я собираюсь исполнить». Сейчас, благодаря одному хорошему товарищу, художнику Мастеру Леонардо, появится апгрейд этого костюма – зеркальная маска, которая будет закрывать лицо.

- По вашим словам, "смотришься в зеркало, как на свою давнюю любовь". А если отражение не понравится?

- Работать над собой надо.

- Зеркало в костюме нецелое. Человек смотрит в разбитое зеркало, видит только корявое отражение, или это не имеет значения?

- Это каждый решает для себя. Для меня это некая концепция, что есть человек, который транслирует некоторую идею, музыку, смысловую нагрузку, и есть зритель, который смотрится и отражается. Процесс взаимоотражения. Костюм появляется у нас редко, в нем сложно выступать, он как кольчуга, в нем двигаться сложно.

- Насчет параллельных миров. Как вы изучаете их? Может быть, у вас есть любимая литература, связанная с фэнтези, фантастикой?

- У меня есть особая связь. Что касается фэнтези, не могу ничего сказать. Я много читал книг этого жанра, но для себя не понял, хорошие это книги или плохие. В том смысле, что высокий это жанр или развлекаловка. Что касается научной фантастики, ее очень люблю, почти всех авторов. Литературу я очень люблю серьезную, не развлекательного жанра.

Сейчас в Музее космонавтики будем открывать клуб любителей фантастики, и первый фильм, который мы покажем, – это «Метрополис». В 20-х годах был снят немой фильм, его будут озвучивать музыканты вживую. Мы занимаемся разной музыкой, у нас есть проект «Принципиальная схема детектора лжи». В его рамках мы выходим за все рамки! Музыка иногда получается брутальная, иногда интересные вещи получаются с детским хором. Есть трек «Неназванное», он вообще опасен для здоровья. Мы совершенно разной музыкой занимается, она очень приближена к космосу и фантастике.

- Не было идеи выразить параллельные миры не только в песнях, но и на бумаге?

- Была идея! Может, я к ней как-нибудь вернусь. Периодически роятся мысли по этому поводу в голове. Я и сценарии пишу. Есть несколько сценариев и идей для фильмов ужасов, фантастических фильмов. Но пока не будет достаточно средств и возможностей реализовать, они будут зреть, как арбузы на грядке.

Lie Detector Виктор Бурко- А книги у Вас свои есть?

- У меня выходила книга. Сборник эссе, написанных мною лет с пятнадцати до двадцати пяти. При желании ее можно даже в Интернете найти. Но это графоманство больше, я не могу сказать, что я профессионально могу что-то написать. Опять же, есть идеи, и я их сохраняю. Среди родных и друзей у меня есть писатели. Может быть, когда-нибудь с кем-то из них совместно я свои идеи воплощу.

- С чем вы обращаетесь к слушателям, у вас есть какой-то посыл? Что вы хотите выразить?

- У меня одна цель – самовыразиться. Те, кто слушают, совпадают с нами фибрами души, те с нами. Кто не совпадает, те с другими артистами. У меня нет какой-то задачи. Я несу информацию, закладываю смысл, но исключительно для самовыражения. Но есть одна песня, написанная для кино, и там есть смысл, который заложен в кино. «Наша игра» – единственная песня, которую я специально написал. В Музее космонавтики будет презентация сразу шести альбомов «Принципиальной схемы детектора лжи», общим звучанием в 60 часов. И процесс не останавливается.

- А трудно что-то специально делать?

- Трудно. Я эту песню очень долго "рожал". Говорят, хорошая получилась. Сейчас сделаем макси-сингл, выложим ее. Многим она нравится. Некоторые сравнивают лирику с творчеством Виктора Цоя, что мне очень лестно. Есть несколько вариантов создания музыки. Тебе дают просто фабулу сюжета и говорят: "Давай сделай тут что-то такое, а там что-то другое". А есть, когда присылают уже отснятый материал, и пишешь по нему, там вариантов много, это нам нравится.

- Есть что-то, чем вы любите заниматься в свободное время, помимо творчества?

- К сожалению, у меня крайне мало свободного времени. Когда оно появляется, я предпочитаю посвящать его семье, друзьям и своим животным. У меня четыре собаки, пять кошек, питон и попугай. Вот такой веселый наборчик. И семья у меня очень большая. Одних только племянников двадцать восемь человек. Моих братьев и сестер очень много, и у них много детей. Я не ограничиваю понятие семья только теми людьми, кто по биологическим составляющим являются родственниками. Семья для меня более широкое понятие.

- Что вас вдохновляет?

- Инструменты. Когда я включаю инструмент и нахожу новый звук, я понимаю, что что-то с этим надо сделать. Сплю по три часа, делаю музыку.

- Сначала идея, потом слова и музыка, или наоборот?

- По-разному. Чаще всего сначала музыка. Но недавно появился текст, я быстренько сел за фортепиано, набросал, а потом в компьютере обработал всё.

Lie Detector Виктор Бурко- Бывают застои в творчестве?

- А я себя не заставляю ничего делать. Раньше я хотел быть знаменитым и популярным. Сейчас я эту историю отпустил, и, как только я отпустил, все это само начало ко мне идти. Какие-то проекты возникли, Алла Борисовна Пугачева приглашала. Когда ты к чему-то лезешь, оно, как правило, не приходит к тебе. А когда ты свободен в самовыражении, делаешь то, что хочешь, и делаешь откровенно, оно придет. Всегда привожу в пример певицу Земфиру. Мне максимум нравятся две песни. Но я понимаю, почему многие люди так любят ее музыку. Она делает все откровенно. Она не прячется ни за какие формы и образы. Она нагая, совершенно голая перед публикой, и это, естественно, ценят. Если вкладывать в творчество откровенность, оно найдет своих слушателей.

- Какие музыканты вас вдохновляют?

- Их очень много. Самый любимый Мартин Ли Гор, сонграйтер и участник группы Depeche Mode. С детства для меня это главный источник вдохновения. Вообще, я всю музыку люблю. Я не ограничиваю себя ни в потреблении, ни в создании музыки. Могу спокойно слушать Альфреда Шнитке, потом Глеба Самойлова, да кого угодно! Я воспринимаю музыку как цельную субстанцию. Я даже не музыку люблю, мне нравятся шумы какие-то. Часто записываю просто радиоэфир, поющих птиц, потом использую в песнях. Вдохновение приходит отовсюду, из всех миров.

- Что бы Вы хотели пожелать своим слушателям?

- Оставаться самими собой. Когда человек не делит себя на части, не прогибается, тогда он остается самим собой. Если человек в любых обстоятельствах может оставаться самим собой, то у него в жизни все сложится нужным образом. Еще нужно уделять внимание своему организму. Я всем нашим слушателям всегда советую не употреблять вредные продукты в пищу, не курить, не пить алкоголь. Я сам веду здоровый образ жизни и стараюсь быть примером для публики.

 

Валерия Владимировна,
Марголина Натали
Фото предоставлено музыкантами