Виктор Бурко — вокал, бэк-вокал, стихи, участие в аранжировке, клавишные инструменты, соло партии на терменвоксе в проекте "Детектор Лжи" или "Lie Detector", образованном в 2004 году совместно с Сергеем Минько.
- Здравствуйте, Виктор! Начнем с вашего детства. Вы были очень активным ребенком?
- Более чем. Я с детства занимался музыкой. Конкретно в музыкальной школе я не учился, получал образование частным образом. Театром начал заниматься гораздо позже, в подростковом возрасте.
- А в каком возрасте вы поняли, что хотите заниматься музыкой?
- Сколько себя помню, столько музыку и слушаю, и пытался играть. Наверное, года в четыре что-то начал делать. В семье был инструмент, фортепиано, я за него садился и тарабанил!
- В вашей музыке присутствует инструмент терменвокс. Как вы научились на нем играть?
- Это очень сложный инструмент. Мы дружим с Петей Терменом, это правнук изобретателя терменвокса, Льва Термена. Он чуть-чуть меня подучил, а дальше я сам учился. Для исторической справки скажу, что терменвокс – самый первый в мире электромузыкальный инструмент. Можно с уверенностью сказать, что электронная музыка – полностью русское изобретение. На терменвоксе даже Ленин успел поиграть.
-Ваш основной проект Lie Detector. Вы там вокалист, пишете музыку?
- Я там всё.
- Как появилась идея создать проект, сколько было затрачено сил и времени?
- Сложно ответить. Начнем с того, что в конце 90-х я играл в группе «Технология». И когда я покинул этот проект, появилось желание двигаться сольно, воплощать свое творчество и идеи в жизнь. Так совпало, что в этот период я стал артистом музыкального театра. Был солистом мюзикла «Нотр-Дам де Пари», исполнял роль Клопена. На тот период возникли музыкальные идеи, которые нужно было воплощать. И я стал пытаться.
Сначала был Ренат Ибрагимов, он сейчас с Дельфином работает как саундпродюсер. Мы сделали несколько песен, выступили. Впоследствии мы разошлись. Меня не устроил немножко подход к музыке, но мы общаемся до сих пор.
Через некоторое время я работал уже в другом театре. Познакомились с Сергеем Минько. Он является второй частью «Детектора Лжи», ответственен за аранжировки, весь пост-продакшн, мастеринг, сведение – это его рук дело. Вот так мы и образовались. А идея так и возникла. Я занимаюсь музыкой с четырех лет, и других векторов движения у меня нет.
- Сейчас вы снимаетесь в кино?
- Это как одна из граней моего бесконечного таланта. Я просто получил образование как театральный артист, потом как режиссер, оперный вокалист. И, имея определенные достижения в театре, попал в кино.
То, что театра касается. Я долгое время играл кота Бегемота в спектакле «Мастер и Маргарита» в постановке Сергея Алдонина. Был хороший спектакль «Чернобыльская молитва», играл ликвидатора чернобыльской аварии. Ну, и параллельно дружил с рядом кинопродюсеров, делали музыку для различных фильмов. В определенный момент мне сказали: «Идем в кадр. Ты очень подходишь своим имиджем».
Я серьезно не воспринимаю свою работу в кино, потому что это работой пока что нельзя назвать. Эпизодические, второстепенные роли, сериалы. Например, сериал по книгам Вадима Панова «Тайный город». Сейчас будет сниматься четвертый сезон, там играю волшебника.
- Не знаю. У меня вообще амплуа доброго злого волшебника.
- А что есть добро и зло?
- Ничего нет. Ни добра, ни зла.
- Говорят, что вы играли Иуду.
- Это не совсем соответствует действительности. Я работал какое-то время в театре у Стаса Намина, в мюзикле «Волосы», роль Бергера, Тибетского Ламу я пел. Иуду я репетировал, но ни разу не вышел с ним на сцену. Но предполагалось, что буду петь. Это не совсем мне подходит, это для тенора, а я больше баритон. Но кто-то написал, что я сыграл Иуду. И я не против.
- С исторической точки зрения, не с религиозной. Очень много трудов писателей об Иуде и Иисусе. Является ли для вас Иуда, как персонаж, олицетворением зла?
- Я не склонен к этому. Я люблю мифы, но мне ближе скандинавские мифы. У меня даже собаку зовут Один. Но христианские мифы меня не интересуют совершенно, я не нахожу в них ничего оригинального.
А разделения на добро и зло для меня не существует. Об Иуде у меня сложились впечатление, когда я готовился исполнять роль. С чисто культурологической точки зрения, что касается работы над образами, естественно изучаешь первоисточники, на себя примеряешь эту одежду. Как поют Depeche Mode: «Try Walking in My Shoes!» Что дословно переводится как «прогуляйся в моих ботинках», а если на русский – «побудь в моей шкуре». Что касается Иуды, я примерил только штаны. Я рад на самом деле, потому что мне трудно давалась эта партия, она очень высокая для меня.
-Бывает волнение, когда выходите на сцену? Если да, то как вы с ним боретесь?
- Бывает. Всегда. Очень быстро проходит, я с ним не борюсь, просто выхожу на сцену.
- Вы работали в Музее космонавтики, и музыка ваша напоминает что-то космическое, и костюм ваш. Откуда у вас такой замечательный костюм и тяга к космическому?
- Костюм мне сделали друзья. Модельер Варвара Демич. Костюм я придумал сам, а Варвара помогла мне его сделать. И я с детства мечтал стать космонавтом, и даже сейчас мечтаю.
- Почему именно зеркала? Это здорово выглядит на сцене, но, может, это что-то символизирует?
- Меня всегда притягивала история с потусторонними вещами, параллельными мирами. Зеркало как один из проводников. Но с костюмом история гораздо прозаичнее. Он был сделан для музыкального конкурса «Фактор А». Я исполнял песню «О, Боже», в 80-х годах ее пел Сергей Челобанов, текст к ней написала Алла Борисовна Пугачева. И если вслушаться в текст, напрашивается метафора "человек смотрится в другого человека, как в зеркало". Есть такой момент, что герой песни встречает свою давнюю любовь и смотрится в эти отношения, как в зеркало. И когда я вышел на сцену, Алла Борисовна сказала: «Ну, что, зеркало моей души, что ты нам споешь?» Я говорю: «Алла Борисовна, это очень символичные слова в контексте той песни, которую я собираюсь исполнить». Сейчас, благодаря одному хорошему товарищу, художнику Мастеру Леонардо, появится апгрейд этого костюма – зеркальная маска, которая будет закрывать лицо.
- По вашим словам, "смотришься в зеркало, как на свою давнюю любовь". А если отражение не понравится?
- Работать над собой надо.
- Зеркало в костюме нецелое. Человек смотрит в разбитое зеркало, видит только корявое отражение, или это не имеет значения?
- Это каждый решает для себя. Для меня это некая концепция, что есть человек, который транслирует некоторую идею, музыку, смысловую нагрузку, и есть зритель, который смотрится и отражается. Процесс взаимоотражения. Костюм появляется у нас редко, в нем сложно выступать, он как кольчуга, в нем двигаться сложно.
- Насчет параллельных миров. Как вы изучаете их? Может быть, у вас есть любимая литература, связанная с фэнтези, фантастикой?
- У меня есть особая связь. Что касается фэнтези, не могу ничего сказать. Я много читал книг этого жанра, но для себя не понял, хорошие это книги или плохие. В том смысле, что высокий это жанр или развлекаловка. Что касается научной фантастики, ее очень люблю, почти всех авторов. Литературу я очень люблю серьезную, не развлекательного жанра.
Сейчас в Музее космонавтики будем открывать клуб любителей фантастики, и первый фильм, который мы покажем, – это «Метрополис». В 20-х годах был снят немой фильм, его будут озвучивать музыканты вживую. Мы занимаемся разной музыкой, у нас есть проект «Принципиальная схема детектора лжи». В его рамках мы выходим за все рамки! Музыка иногда получается брутальная, иногда интересные вещи получаются с детским хором. Есть трек «Неназванное», он вообще опасен для здоровья. Мы совершенно разной музыкой занимается, она очень приближена к космосу и фантастике.
- Не было идеи выразить параллельные миры не только в песнях, но и на бумаге?
- Была идея! Может, я к ней как-нибудь вернусь. Периодически роятся мысли по этому поводу в голове. Я и сценарии пишу. Есть несколько сценариев и идей для фильмов ужасов, фантастических фильмов. Но пока не будет достаточно средств и возможностей реализовать, они будут зреть, как арбузы на грядке.
- У меня выходила книга. Сборник эссе, написанных мною лет с пятнадцати до двадцати пяти. При желании ее можно даже в Интернете найти. Но это графоманство больше, я не могу сказать, что я профессионально могу что-то написать. Опять же, есть идеи, и я их сохраняю. Среди родных и друзей у меня есть писатели. Может быть, когда-нибудь с кем-то из них совместно я свои идеи воплощу.
- С чем вы обращаетесь к слушателям, у вас есть какой-то посыл? Что вы хотите выразить?
- У меня одна цель – самовыразиться. Те, кто слушают, совпадают с нами фибрами души, те с нами. Кто не совпадает, те с другими артистами. У меня нет какой-то задачи. Я несу информацию, закладываю смысл, но исключительно для самовыражения. Но есть одна песня, написанная для кино, и там есть смысл, который заложен в кино. «Наша игра» – единственная песня, которую я специально написал. В Музее космонавтики будет презентация сразу шести альбомов «Принципиальной схемы детектора лжи», общим звучанием в 60 часов. И процесс не останавливается.
- А трудно что-то специально делать?
- Трудно. Я эту песню очень долго "рожал". Говорят, хорошая получилась. Сейчас сделаем макси-сингл, выложим ее. Многим она нравится. Некоторые сравнивают лирику с творчеством Виктора Цоя, что мне очень лестно. Есть несколько вариантов создания музыки. Тебе дают просто фабулу сюжета и говорят: "Давай сделай тут что-то такое, а там что-то другое". А есть, когда присылают уже отснятый материал, и пишешь по нему, там вариантов много, это нам нравится.
- Есть что-то, чем вы любите заниматься в свободное время, помимо творчества?
- К сожалению, у меня крайне мало свободного времени. Когда оно появляется, я предпочитаю посвящать его семье, друзьям и своим животным. У меня четыре собаки, пять кошек, питон и попугай. Вот такой веселый наборчик. И семья у меня очень большая. Одних только племянников двадцать восемь человек. Моих братьев и сестер очень много, и у них много детей. Я не ограничиваю понятие семья только теми людьми, кто по биологическим составляющим являются родственниками. Семья для меня более широкое понятие.
- Что вас вдохновляет?
- Инструменты. Когда я включаю инструмент и нахожу новый звук, я понимаю, что что-то с этим надо сделать. Сплю по три часа, делаю музыку.
- Сначала идея, потом слова и музыка, или наоборот?
- По-разному. Чаще всего сначала музыка. Но недавно появился текст, я быстренько сел за фортепиано, набросал, а потом в компьютере обработал всё.
- А я себя не заставляю ничего делать. Раньше я хотел быть знаменитым и популярным. Сейчас я эту историю отпустил, и, как только я отпустил, все это само начало ко мне идти. Какие-то проекты возникли, Алла Борисовна Пугачева приглашала. Когда ты к чему-то лезешь, оно, как правило, не приходит к тебе. А когда ты свободен в самовыражении, делаешь то, что хочешь, и делаешь откровенно, оно придет. Всегда привожу в пример певицу Земфиру. Мне максимум нравятся две песни. Но я понимаю, почему многие люди так любят ее музыку. Она делает все откровенно. Она не прячется ни за какие формы и образы. Она нагая, совершенно голая перед публикой, и это, естественно, ценят. Если вкладывать в творчество откровенность, оно найдет своих слушателей.
- Какие музыканты вас вдохновляют?
- Их очень много. Самый любимый Мартин Ли Гор, сонграйтер и участник группы Depeche Mode. С детства для меня это главный источник вдохновения. Вообще, я всю музыку люблю. Я не ограничиваю себя ни в потреблении, ни в создании музыки. Могу спокойно слушать Альфреда Шнитке, потом Глеба Самойлова, да кого угодно! Я воспринимаю музыку как цельную субстанцию. Я даже не музыку люблю, мне нравятся шумы какие-то. Часто записываю просто радиоэфир, поющих птиц, потом использую в песнях. Вдохновение приходит отовсюду, из всех миров.
- Что бы Вы хотели пожелать своим слушателям?
- Оставаться самими собой. Когда человек не делит себя на части, не прогибается, тогда он остается самим собой. Если человек в любых обстоятельствах может оставаться самим собой, то у него в жизни все сложится нужным образом. Еще нужно уделять внимание своему организму. Я всем нашим слушателям всегда советую не употреблять вредные продукты в пищу, не курить, не пить алкоголь. Я сам веду здоровый образ жизни и стараюсь быть примером для публики.
Валерия Владимировна,
Марголина Натали
Фото предоставлено музыкантами