Интервью с группой The Trigger Jam (ex-Хельга Восточный Ветер)



IMG_9046a.jpg

В этот сырой декабрьский день мы посетили репетиционную базу MANKRA в Петербурге, чтобы встретиться с талантливыми и самобытными музыкантами группы Хельга Восточный Ветер.

Группа собралась после пятилетнего перерыва, в обновленном составе, с обновленным названием и не только. Но лучше об этом пусть расскажут сами музыканты. Очаровательная вокалистка, клавишница и автор текстов Ольга Курганович, лидер группы, гитарист-виртуоз Дмитрий Купавых, бас-гитарист Алексей Шубин, а также двое новых участников: гитарист Павел Терентьев и барабанщик Никита Павельев.

С первых же слов стало ясно, что … ничего не ясно. То есть, интервью будет с совершенно другой группой, не той, которая запомнилась проникновенными балладами, почти камерным звучанием и классическим женским вокалом.

Insurgent:
Итак, насколько я успела понять, у вас поменялась концепция творчества. Что вдруг случилось?

Дмитрий
: (прерывая гитарную импровизацию) Случился… я. В смысле, пришел в группу. То есть группы, как таковой, даже не было. До моего прихода была просто Хельга Восточный Ветер, которая исполняла песни под гитару. За несколько лет творчества Хельга даже записала несколько сольных альбомов и альбом-проект «Ветры Времен», где Хельга впервые играла не одна. Это все происходило в Мурманске, а в 2011 году пришел я. Музыка мне сразу понравилась, но эти детские аранжировки … боже, над ними однозначно нужно было поработать.

Ольга: Дмитрий решил параллельно со своим творчеством (он очень хороший композитор) заняться аранжировкой моих песен.

Дмитрий: Да, в какой-то момент у нас появился менеджер. Она предложила выступить на радио. Сократила название до просто «Хельга», хотя исполнитель/коллектив с таким названием уже был. Организовала прямой эфир на «Нашем Радио» в программе «Живые», видимо хотела сделать из нас эдакий русский панк-рок. Это было в 2014 году. Нужно было подготовить программу в сжатые сроки.

Insurgent:
Наверное, был коммерческий интерес, на потребителя рассчитанный.

Дмитрий:
Наверное, но меня это коробило, я не хотел заниматься этим проектом.

Ольга:
Мне показалось, что путь, по которому мы пошли в тот момент, сделал бы нас сто второй "Алисой" или «КиШом».

Дмитрий: Аранжировки делались на коленке, в связи с ограниченными сроками. Надо было сделать 2-х часовую программу за 2 месяца.

Ольга: У нас даже был скрипач. Для красоты. В тональность не попадал ))

Алексей: В то время я работал с Семеном Чайкой (Наше Радио, программа «Живые») и как раз влился в команду, которой нужен был басист. Кстати, с группой «Хельга» состоялся предпоследний эфир «Живых». Потом программа закрылась.

Insurgent: У вас поменялось название. В чем причина?

Дмитрий: Причина в том, что теперь в группе не один солист. Теперь буду петь еще и я. Я буду петь, инструменталить. Аранжировки, записи - все на мне.

Insurgent:
Как же вы теперь называетесь?

Дмитрий: The Trigger Jam

Insurgent: Что-то зашифровано в этом названии? Почему не по-русски? У вас будут тексты на английском языке?

Дмитрий: Да, и инструментальные композиции.

Алексей:
«Хельга» – это был фолк из прошлого.

Insurgent: То есть, фолка не будет?

Дмитрий: Да. Теперь за написание песен отвечаю я.

Insurgent:
Вы можете определить направление?

Дмитрий:
Примерно хард рок-фьюжн. Хотя я не люблю характеризовать музыку по стилю.

Алексей:
Он любит Steve Vai.

Дмитрий: Уже не люблю.

Insurgent:
А кого любите?

Алексей:
Richie Kotzen?

Дмитрий: Его тоже уже нет. Я люблю себя (смеется) (шутка)!

Insurgent: Ольга, как насчет Вас? Вы тоже любите себя, я надеюсь?

Дмитрий:
И меня)

Insurgent: Это очень важно, да)

Insurgent:
В плане вокала что изменится, может, будет скрим?

Ольга:
Сейчас мы с Димой переучиваемся петь в эстрадной манере, потому что у меня классическое образование. И экстремальный вокал начнем потихонечку применять, будет не просто оперное пение.

Insurgent:
А тексты? О чем будут? Вы совсем уходите от средневековых баллад?

Ольга:
Я попробую писать, стихи у меня есть. И Дима тоже пишет стихи.

Insurgent: На какой стадии сейчас ваша группа: вы собираете материал, сыгрываетесь, или у вас уже готово что-то? Может, концерт не за горами?

Дмитрий: На всех трех. Собрались только два месяца назад. Материала много. То, что было сделано четыре года назад, надо переделывать

Ольга: Мы несколько раз записывали вокал, даже на 7-м месяце беременности.

Insurgent: ?!

Ольга: (смеясь) Вы бы видели меня в тот момент! Я была похожа на Карлсона с пропеллером )) Петь-то сложно!

Insurgent: Останется ли что-то из старых песен в новом варианте?

Дмитрий: Да, парочка-тройка будет.

Insurgent: «Легкой смерти»?

Дмитрий: Нет, ее не будет. Она слишком попсячья. Я к тому материалу отношусь спокойно.

Ольга: Да, ее просят. Но она есть в предыдущем альбоме. На концерте можно исполнить.

Insurgent: Скажите, я хожу на концерты миллион лет, почему я не слышала о вас раньше? Вы давно переехали в Питер?

Дмитрий: В 2012 году. У нас было мало концертов.

Алексей:
В 2014 году выступили, потом радио, потом декрет.

Ольга: Получилось как. Знакомые просят нас выступить, но мы столкнулись с проблемой, что надо прилично материально вкладываться в собственное выступление, в ту же аренду. И про бытовой райдер некоторые организаторы в клубах в Питере не слышали, вплоть до того, что нельзя проходить со своей водой. Мы выступали в «Манхэттене» в 2010 году, еще когда жили в Мурманске. Мне позвонили и сказали, что у меня концерт через 2 недели (!). Я дернула Диму (мы тогда только познакомились), который не побоялся ради такого случая уволиться с работы (смелый поступок), и мы выступили. В «Манхэттене» было акустическое выступление.

Insurgent: На основании старого материала у меня вопрос. Если раньше все было грустно, печально, все умерли, все плохо. То как теперь? Повлияет ли столь радостное событие, как рождение ребенка на ваше творчество? Обычно это меняет мировоззрение. Стоит ли ожидать больше позитива?

Ольга: Да, несомненно. «Кто весел, тот стар, кто мрачен, тот юн» - складывается такое впечатление. У меня раньше во всех стихах в акустических альбомах было такое «одиночество в толпе», дорога. По прошествии времени я стала писать более нейтральные песни. Экстрима в жизни стало поменьше, но жить всё равно не скучно. Стало больше житейского опыта, и некоторые углы мировоззрения несколько смягчились. Любимая многими слушателями песня «Легкой смерти тебе мой друг» – это часть трилогии из альбома «Не оставляй меня в темноте», в которую входят еще песни «Четыре невесты» и «Поддержи меня в небе». Кстати, «Поддержи меня в небе» стала гимном замечательных людей - дельта- и парапланеристов в Крыму прошлым летом.

Insurgent: Мне очень понравилась «Берлин». Не поняла о чем. Там и кокаин, и свастика - красиво и трагично.

Ольга: Это жизненная ситуация одного человека.

Алексей: Обратите внимание, это совсем не фолк. Вот уже в ту сторону немного по направленности. «Поддержи меня в небе» тоже.

Insurgent: Да, чувствуется уже, что вы меняете тематику и стиль творчества.

Алексей:
Групп, которые крутят на «Нашем радио», очень много, хочется чего-нибудь поинтереснее. Это я объясняю Димины слова, что не захотел стать новой «Алисой».

Дмитрий: Надо наверное прояснить, что я не вижу ничего плохого в «Алисе», к которой мы так прицепились. Просто не хочется быть на кого-то похожим. Не хочется делать то, что уже сотню тысяч раз было сделано другими музыкантами до тебя! Хочется иметь какое-то своё лицо!

Insurgent: Попали бы в эту обойму, вас бы знали и говорили: а это они, вот такие же, как эти.

Алексей: Я еще с одной группой работал, она попала в эту обойму. Типичный шаблонный «Русский рок» в плохом понимании - это не интересно, таких групп вагон и маленькая тележка.

Дмитрий: И это не прокатило бы со мной.

Insurgent: Высокие требования к музыке?

Дмитрий: Мне тяжело играть чужую музыку. Когда приходишь в чужой коллектив, где тебя заставляют играть: во-первых, не то, что тебе нравится, во-вторых, не так, как тебе нравится, в-третьих, это вообще не моё. Особенно когда есть свой материал, сложный и интересный.

Алексей: Дима, вокруг тебя четыре человека, которые играют не свое ))

Insurgent: Вот я хотела задать этот вопрос: вы все единомышленники, или вам просто играть негде было, и подумали: о, нормальные ребята, поиграю я пока с ними?

Алексей: У нас есть повод для полемики.

Павел: Я фанат музыки Димы.

Ольга: Мне тоже нравится. Мы познакомились с Димой, он нашел меня в интернете. Ему нужен был преподаватель по фортепиано. Он показал мне свою музыку, я в эту музыку влюбилась и в его талант.

Insurgent (Ольге): Какие были у вас ориентиры в вокале? Кого-то слушали в детстве и захотели так же красиво петь?

Ольга: Мы с подругой в детстве пели, она была Алла Пугачева, я – София Ротару.

Insurgent:
Никогда бы не сказала!

Ольга: Она такая классная, вечно молодая! Не то, чтобы я хотела именно петь как она, но вот с детства запал образ такой стремительной женщины.

Insurgent:
А что-нибудь современное, может, из рока?

Ольга: Нравится «Nightwish» с Tarja Turunen. Меня называли «Мурманская Tarja». У нее чисто оперная манера. Да, интересно. Но сейчас я двигаюсь больше в эстраду. Опера надоедает самой, надоедает слушателю.

Insurgent: Действительно, даже идеальный голос, как у Tarja, пару песен послушаешь, надоедает - одно и то же. А ваших песен я прослушала сразу много подряд, и не навязло в ушах. Они разные, открываются новые грани.

Insurgent:
Вы - настоящие северяне, родились там?

Ольга: Да, жили до 2010-го года.

Insurgent:
Мне кажется, у северян есть особая грусть, тоска.

Дмитрий: А вы поживите полгода без солнца)

Insurgent: И где вы черпаете силы, вдохновение?

Ольга:
Я уходила в сопки, одиночество, уходишь из дома на природу, сидишь, созерцаешь Вечность, тоскуешь.

Insurgent:
Как вообще решились переехать в Петербург?

Ольга: Сначала мы переехали в Швецию. В 2011 году я давала там концерт, и меня пригласили учиться в Высшей Народной школе. Мы с Димой уехали туда, но прожили там всего три месяца, потому что в шведском консульстве мне сделали неправильные документы. Сделали не студенческую, а гостевую визу, и мы не остались там. Отдельная тема - это шведские концерты, которые они сами называют международными.

Дмитрий: Мы даже хотели сыграть со шведскими музыкантами. Но у них руки растут не оттуда. Уровень подготовки оставлял желать лучшего - даже для учащейся Оли. Она играла лучше, ее даже звали преподавать. Европейцы очень ценят русских музыкантов и русский балет за высокий уровень подготовки. У нас прошло несколько концертов с участниками из Финляндии и Швеции. После этого мы вернулись в Санкт-Петербург, так как там, в отличие от Мурманска, есть солнце зимой )). В Мурманске вообще вакуум. Самоощущение такое, будто в клетке сидишь.

Ольга: У меня в Мурманске была масса студентов, своеобразная школа для взрослых. Пришлось их оставить ради «Солнечного» Питера, перспектив и здоровья. И так мы тут до сих пор радостно и живем! ))

Insurgent: Ваши планы: записать альбом?

Дмитрий:
Записать несколько альбомов!

Ольга:
Сыграться наконец.

Insurgent:
Когда у вас будет материал, чтобы прийти на концерт и послушать?

Дмитрий: Материал есть, его много уже готового. Надо отрепетировать. Мы отрабатываем пока инструментальный материал.

Insurgent:
Настроены серьезно?

Ольга: Да, наконец-то собрались, Никита с Пашей к нам присоединились, чему мы очень рады, коллектив сформирован.

Insurgent:
А почему Вы постриглись?

Дмитрий: Отрезал волосы в том году, надоело, я их ненавидел. Сейчас опять отращиваю.

Ольга: Надо было их продать ))

Insurgent:
Будет ли у вас какой-то особенный сценический имидж? А то смотреть на всех в одинаковых вытянутых штанах на сцене неинтересно. С внешним обликом мало кто заморачивается. Считается почему-то, что достаточно музыки. Говорю, как зритель, который перестал ходить в последнее время на концерты, потому что у всех все одно и то же.

Дмитрий:
Это не самое важное. Надо найти золотую середину, чтоб не вся группа в едином стиле, как «Пикник», но и не как кто во что горазд.

Ольга:
Да, надо искать имиджмейкера, пока его у нас нет.

Алексей: Это надо делать тематически под программу. Как мюзикл.

Ольга: Согласна - шоу смотрится гораздо выигрышнее. Надо что-то думать. И учиться сценическому движению.

Никита: Обычно трудно добиться от музыкантов, чтоб двигались.

Дмитрий: Они партии не выучили просто.

Ольга:
Меня смущает, что я привязана к роялю. В классике нас не учили двигаться по сцене.

Дмитрий:
Надо отвязать, вокалист - это только вокалист, он должен только петь, иначе это не смотрится.

Insurgent: Рада, что вы думаете в этом направлении.

O’кей, с творческими людьми можно говорить до бесконечности, а вам еще нужно порепетировать.
Спасибо за уделенное время, успехов вам! Будем ждать новостей!

 

Текст: Марина Баренцева
Фото: Светлана Щекина