Время легенд. Интервью с группой "МАСТЕР"



Алик Грановский группа МастерЛегенда отечественного трэш-метала - группа «Мастер» - последнее время не частый гость города на Неве. Оттого каждое их появление для питерских меломанов становится не чем-то рядовым и обыденным, а наоборот особенным радостным долгожданным событием.
28 марта «Мастера» при поддержке дружественных коллективов блистательно выступили на сцене клуба Phoenix.
До начала концерта мы, воспользовавшись гостеприимством клуба, организаторов и, конечно, музыкантов, пообщались с бессменным лидером и основателем коллектива Аликом Грановским и его коллегами – Леонидом Фоминым и LEXX'ом.

- Группа «Мастер» не приезжала к нам в город с концертами почти полтора года. Чем порадуете заждавшихся поклонников после такого продолжительного перерыва? Какими-то новыми песнями или старыми, но хорошо забытыми?

Алик Грановский: Старыми, но хорошо забытыми.

- Есть ли уже полностью готовый материал для нового альбома?

А.Г.: В данный момент мы записываем материал. Полностью готовых песен пока нет, нужно ещё дописать несколько композиций и поработать над текстами.

- Планируете ли играть новые песни на концертах до официального выхода альбома?

А.Г.: Нет, только после выхода альбома.

- Алик, в одном из интервью, приуроченном к выходу вашего сольного альбома Bass Manuscript вы говорили, что в музыке важно не только показать технику игры и уровень владения инструментом, но и по бОльшей части создать что-то новое, какой-то образ, настроение. А когда вы пишите музыку, вам проще выразить какие-то свои мысли, эмоции инструментально или всё-таки для полноты картины не хватает текста? Это вопрос ко всем пишущим.

А.Г.: Когда есть стихи, то музыка и текст должны сочетаться и дополнять друг друга. А когда звучит только инструментальная музыка, её надо понимать по-другому, в инструментальной музыке важны гармонии, настроения.

- Значит, есть разница, что писать – заготовку для песни или просто инструментальную композицию?

Леонид Фомин группа МастерЛеонид Фомин: Конечно, есть разница. Инструментальная музыка – она ведь не о чём-то конкретном, она просто создаёт какую-то атмосферу, настроение. Вот в данный момент у меня определённое настроение, я придумал соответствующую этому настроению мелодию и зафиксировал её в записи. Как художник, который пишет картину. Музыка – это более широкое понятие, чем песня. Песня всегда на определённую вполне конкретную тему.

А.Г.: Хотя у нас, хочу добавить, сначала всегда возникает музыка, а потом на музыку уже пишется текст, а не наоборот.

- А когда вы сочиняете музыку для будущей песни, вы сразу представляете, о чём должен быть текст, или иногда поэт с совершенно неожиданной стороны может раскрыть для вас вашу же мелодию?

А.Г.: В основном, да, поэты обычно смысл раскрывают.

Л.Ф.: …иногда с неожиданной стороны… Сочинил, например, какой-то жуткий трэш, а поэты написали текст про любовь. (смеётся)

- Материал, вошедший в Bass Manuscript, целиком создавался в процессе работы над этим альбомом, или же это творчество, накопленное за несколько лет?

А.Г.: Нет, это в основном совершенно новые композиции. Но есть и пара очень старых заготовок.

- А на какую целевую аудиторию, по вашему мнению, рассчитан этот альбом? Поклонники «Мастера», поклонники лично вашего творчества, поклонники инструментальной музыки?

А.Г.: Создавая альбом, я не думал по поводу аудитории. Слушатели, которым эта музыка нужна и интересна, сами найдутся.

- Bass Manuscript – это студийный проект или отдельные композиции можно будет услышать и на ваших концертах?

А.Г.: Нет, на концертах «Мастера» вряд ли. Всё-таки это студийный проект.

- А почему вы никогда не играете на концертах вещи с вашего первого сольника «Большая прогулка»? Ведь как минимум один вокалист, принявший участие в записи этого альбом, всегда в штате.

А.Г.: Я понимаю, но этот альбом немного отличается от того, что делает «Мастер».

- Последние пару лет в выступлениях «Мастера» нередко принимает участие ваш первый вокалист Михаил Серышев. А кто выбирает, какие именно песни ему исполнять?

А.Г.: Он сам выбирает. Михаил же не работает в группе «Мастер», поэтому мы не можем сильно его загружать, и он исполняет то, что хорошо помнит. К тому же, сейчас Михаил поёт и в церковном хоре, и в Геликон-опере, и иногда работает в Большом театре, то есть, занимается классикой. Поэтому на наших концертах он исполняет песни, которые в данный момент может спеть, учитывая свои вокальные данные.

- Не хотите записать песню для нового альбома или какого-то отдельного проекта с его вокалом или дуэтом с Лексом?

А.Г.: Нет, мы не думали об этом.

- Многие особо внимательные поклонники давно заметили такой момент: каждый раз, когда на концертах звучит песни «Кресты» (за исключением, пожалуй, последнего московского), она всегда объявляется как «песня Алика Грановского на стихи Маргариты Пушкиной». Почему именно «Кресты»? Это ведь не единственная вещь в таком соавторстве.

А.Г.: У нас уже мизансцена выстроена.

Лекс LEXX группа МастерLEXX: Допустим, кому-то надо струну подкрутить… можно ведь и каждую песню объявлять.

А.Г.: Я в своё время ходил на польскую группу Breakout, когда они в Москве работали целый месяц. И я заметил такую вещь: в определённый момент клавишник выходил и делал круг вокруг своего Fender Piano. Это происходило на каждом концерте в одно и то же время. Я тогда тоже думал, зачем он этот круг делает? Но видимо есть какие-то уже устоявшиеся вещи. Мы же не можем, например, взять и сыграть определённую песню вообще по-другому.

- Последние несколько лет снова стали популярны виниловые пластинки. Все пытаются либо переиздать свои старые альбомы, либо выпустить новые, в том числе, и в формате винила. А вы как музыканты, то есть, люди, профессионально разбирающиеся в качественном звуке, считаете, что винил действительно обладает каким-то особенным звуком, который полнее, богаче, чем на CD, или же пластинки - это просто мода?

А.Г.: Трудно сказать, я давно винил не слушал.

LEXX: Если изначально исходники записаны на аналоговом оборудовании, и музыка соответствующая, например, какой-нибудь концерт Pink Floyd, Wish You Were Here, то, наверное, в виниле есть своя фишка.

А.Г.: Мягкость.

LEXX: Да. Особенно в пространной, так сказать, музыке. В музыке, в которой есть дыхание.

А.Г.: Сейчас всё равно оцифровывают с CD, то есть это уже не тот звук.

LEXX: Может быть, сейчас ведётся обратный процесс, то есть, звук ремастерингуют в обратную сторону, на аналог, и, наверное, это можно сделать аккуратно. Но я просто не сравнивал. Когда только пошли компакт-диски, звук на них тоже был ужасного качества. Но корпорации развивались, потому новые технологии были связаны с деньгами. Так же как велись споры по поводу видеокассет: какой формат лучше, VHS или DVD.

А.Г.: Сама музыка и её качество в данном случае уже на втором или третьем плане.

Алик Грановский группа Мастер- А вы сами в каком формате предпочитаете слушать музыку?

А.Г.: На CD. А в каком ещё формате? Сейчас других-то и нет.

- Ну, вот винил, например.

А.Г.: Винил требует покупки специального оборудования.

- Есть ещё МР3…

А.Г.: Я предпочитаю CD.

LEXX: Хотя МР3 уже в какой-то степени подрос в своём качестве, но это ведь не считается пластинкой.

- А альбомы «Мастера» не планируете выпустить на виниле?

А.Г.: Сначала должно быть предложение.

- Кроме пластинок последнее время у наших рок-коллективов и музыкантов повелась своеобразная мода выпускать какой-то свой продукт: пиво, например, или одежду. Могут ли поклонники надеяться на что-то подобное под брендом группы «Мастер»?

А.Г.: Может быть, что-то и выпустим. Сейчас думаем об этом.

Мастер-фест- В 2013 году состоялся «Мастер-fest», приуроченный к выходу альбома "A Tribute to МАСТЕР XXV". Это была разовая акция, или хорошая традиция ещё будет продолжена?

А.Г.: Для того времени – разовая, а так, я думаю, сделаем ещё фестиваль. Вообще трибьют-фестиваль мы хотели сделать либо в начале осени, либо в самом конце лета. Но сложилась такая ситуация, что один из устроителей, который собственно и делал трибьют «Мастера», сказал, что сможет провести мероприятие только в начале августа (прим. ред.: «Мастер-fest» состоялся 10 августа 2013 года). И мы решили, что лучше отыграем сейчас, потому что иначе этого концерта просто не будет.

- А не было желания устроить совместный концерт «Мастера» и «Харизмы» как в 2006 году с группой «СтрайкЪ»?

А.Г.: Мы не думали об этом.

- Скоро откроется сезон open-air’ов. Собираетесь ли участвовать будущим летом в каких-то фестивалях?

А.Г.: Да, у нас есть сейчас несколько предложений. Думаю, где-то будем участвовать.

- Алик, в прошлом году вы создали свою страницу вконтакте. Как так получилось, что вы всё же решили последовать этому веянию?

А.Г.: Эта страница создавалась в основном для того, чтобы рекламировать мой сольный альбом. А так, может быть, её бы и не было. Я, откровенно говоря, не большой любитель виртуального общения.

- Но всё же отвечаете на вопросы поклонников?

А.Г.: Иногда отвечаю. Не очень люблю, конечно, но приходится.

Согласимся на этот счёт: «живая» беседа действительно выгодно отличается от любого интерактива. Поблагодарим музыкантов за интересное общение и пожелаем им успешного завершения работы над новым альбомом и скорейшего возвращения в Санкт-Петербург с очередным фееричным концертом.

Выражаем благодарность Ивану Прокоповичу и Rain Embraсe Concert Аgency за помощь в организации интервью.

 

Материал подготовила Ольга «Reina» Василенко