Интервью c группой «Отава Ё»: для портала Insurgent.ru



Отава ЁСегодня мы хотим представить нашим читателям талантливый и самобытный коллектив, имя которому - «Отава Ё». Ребята исполняют русскую народную музыку и даже Рождественские песни! В наше безумное время, среди всего разнообразия музыкальных направлений, стилей и жанров, творчество этой группы становится особенно актуальным, ведь оно напоминают нам о наших корнях. Эта музыка несет в себе культурный код, заложенный нашими предками много-много веков назад. Обращаясь к русскому народному творчеству, к русским народным мотивам, музыканты стремятся сохранить этот код. И у них это получается! Нам удалось пообщаться с лидером и идейным вдохновителем группы - Алексеем Белкиным.

- Когда и при каких обстоятельствах была создана ваша группа?

- Насколько возможно сейчас восстановить ход событий – это произошло в 2003 году. Именно тогда мы стали регулярно играть на улице в Санкт-Петербурге - на Невском проспекте. Это достаточно важный факт нашей биографии. До этого мы много играли на улице в Финляндии, но в основном поодиночке, а тут вот решили в Питере - и группой. При этом группы как таковой не было, просто были какие-то общеизвестные мелодии, которые мы все знали и могли вместе исполнять. Буквально после первого же выхода в люди мы поняли, что это очень отличается от одиночной игры в Финляндии и что именно группой мы и хотим играть. После пары лет регулярных, необязательных уличных концертов мы осознали себя творческой единицей и захотели зафиксировать наработанный репертуар, это стимулировало нас дать название группе и отправиться в студию, где мы записали наш первый альбом «Под Аптекой». Этот альбом мы записали живьём, в названии использовано наше любимое место для уличных концертов – гомеопатическая аптека справа от «Пассажа» на Невском проспекте.

- Расскажите, сколько участников входит в состав группы? Менялся ли состав с течением времени или остался неизменным?

- Сейчас в группе 6 человек - Алексей Белкин (гусли, волынка, жалейки), Дмитрий Шихардин (фиддл), Алексей Скосырев (гитара), Юлия Усова (скрипка), Тимур Сигидин (бас-гитара), Пётр Сергеев (большой деревенский барабан), четверо из которых в группе с самого начала. Состав менялся, но совсем чуть-чуть – из группы каждая в своё время ушли сначала Светлана Кондесюк (волынка), а потом Наталья Высоких (скрипка). Им обеим в какой-то момент перестало быть интересно то, чем занималась группа.

Отава Ё- Как вы могли бы описать свою аудиторию? Какие люди посещают ваши концерты?

- У нас есть поклонники, которых я вижу и узнаю. Как правило, это либо студенты, либо просто молодые люди. Какое-то время к нам ходили ученики танцевальных школ нашего города, но когда мы перестали играть кельтскую музыку, они перестали к нам ходить, за редким исключением. Сейчас публика очень разношёрстная, если так можно сказать. Что мне очень нравится – к нам стали приходить семьями. Это, наверное, наше самое главное достижение. Ведь, как правило, в семье дети слушают одну музыку, а родители совсем другую, и их вкусы обычно никак не пересекаются. Дети ходят на дискотеки или на концерты поп/рок-певцов, родители - на совсем другую музыку либо вовсе не посещают концерты. В нашем же случае происходит маленькое чудо: наша музыка нравится и тем, и другим!

- Сколько альбомов у вас вышло на сегодняшний день?

- 4 альбома. «Под аптекой» - кельтская музыка. «Жили-были» - наш первый осознанный опыт, попытка сделать что-то своё и оригинальное. На этом альбоме мы собрали ряд очень известных русских песен, которые все знают, но мало кто поёт. «Рождество» - концептуальная работа, включившая в себя русские народные рождественские песни.
«Что за песни» - продолжение разработки идей заложенных в «Жили-были» и первые ростки новых мыслей о том, куда нам двигаться дальше.

- Насколько успешны ваши выступления за рубежом?

- Достаточно успешны. Русская народная музыка не очень-то востребована в России, парадокс, но факт. Поэтому мы изначально понимали, что нужно быть готовым к заграничным поездкам, а выступая для людей, не понимающих русский язык, нужно быть способным играть и петь так, чтобы языковой барьер не был препятствием. Поэтому мы всегда достаточно серьёзно работали над аранжировками наших песен и старались их сделать максимально интересными именно с точки зрения музыки, вынося за скобки момент узнавания песни (то, что в России, конечно же, нам очень помогает). Такой способ работы над песнями дал свои плоды. Где бы мы за границей не играли – публике всегда интересно. Конечно, свою роль играет и конферанс. Я стараюсь что-то рассказывать про песни, вводить людей в курс дела в непринужденной, слегка юмористической манере.
Нас очень хорошо принимают в Латвии, Эстонии, причём латыши и эстонцы ходят на наши концерты даже в большем количестве, чем русскоязычное население. На рок-фестивале Lowlands в Голландии у нас было что-то нереальное, голландцы очень нас удивили своим темпераментом.
Я даже затрудняюсь вспомнить, были ли у нас неудачные концерты за границей...

Отава Ё- У кого-либо из участников группы есть сольные музыкальные проекты?

- Есть у бас-гитарсита Тимура Сигидина, буквально только что он, наконец, оформил его и визуализировал. Проект называется SIGIMUR. Скрипачка Юля Усова много где играет, отдельно хочется отметить проект Дмитрия Максимачёва, где Юля играет в квартете. Каждый в группе так или иначе занимается музыкой большую часть своей жизни.

- С какой музыкальной группой или исполнителем вы бы хотели сыграть на одной сцене? С кем уже удалось сыграть или записать песню?

- Сыграть, наверное, много с кем. Из тех, кто приходит на ум сразу же: Hedningarna, Carlos Nunes, Сергей Старостин. Записать песню… уверен, что мы обязательно что-нибудь такое замутим. Но заранее лучше это не озвучивать, иначе не получится!

- Ваш последний клип на песню "Сумецкая" преодолел символическую планку в 1 млн просмотров на YOUTUBE. Ожидали ли вы такого внимания к своей работе? Где снимался клип?

- Каждый раз, когда мы снимаем клип, я ожидаю внимания к нашей работе, так как каждый раз мы очень серьёзно подходим к съёмкам, идее и воплощению этой идеи. В этот раз с самого начала было ясно, что идея очень хороша - и нужно только достаточно убедительно её воплотить в жизнь. Про количество просмотров я всерьёз не думал, это в момент создания было как-то даже не важно. То, что клип привлёк к себе такое внимание – очень хороший показатель, это означает, что, во-первых, люди всё же отличают подделку от настоящего, а во-вторых, тема русской культуры сейчас особенно актуальна.
Клип снимался в Ленинградской области, частично в моём родном городе – Всеволожск (эпизоды у колодца, у дерева и на карьере), частично недалеко от Выборга в местечке под названием Семиозерье (эпизод с островом).

- В своём творчестве вы обращаетесь к русским народным мотивам, песням, используете частушки. Это своеобразная дань уважения русскому фольклору? Ведь раньше вы играли кельтскую музыку. Почему вы решили так радикально поменять своё творчество?

- Кельтскую музыку мы играли в самом начале, можно сказать, учились на ней. Как бы сказал классик – мои университеты. Однако мы не являемся носителями этой традиции, и нам в какой-то момент стало сложно всерьёз относиться к кельтской музыке как к делу своей жизни. Лично мой осознанный переход на русскую музыку состоялся в группе Reelroadъ в 2002 году, когда мы поехали выступать на фестиваль в Латвию со своей кельтской программой. Буквально за день до выступления один из организаторов фестиваля (известный фолк-музыкант Марис Муктупавелс) сказал, что было бы здорово, если бы мы смогли бы сыграть на фестивале одну русскую песню. Эта мысль нам самим показалась весьма здравой, и мы буквально на коленке сделали аранжировку русской песни "Моего милого". Это был наш первый опыт обращения к русскому фольклору, во многом получилось наивно, но жутко интересно самим. Именно тогда мне стало очевидно, что русская музыка – это то, чем я хочу заниматься.

Если посмотреть вокруг, то не так много групп заслуживающих внимания, которые исполняли бы русскую народную музыку так, чтобы при этом не было стыдно. И вот это очень грустно. Как так получилось, что русская музыка в нашей стране стала подменяться жуткой, пошлой эстрадной гадостью? Кем и зачем это было сделано? Мы не хотим искать ответы на эти вопросы, но мы хотим своим примером показать, что русская музыка стоит того, чтобы о ней говорить и ею восхищаться. В этом нет шовинизма, просто очень важно знать свои корни, это поможет найти своё место в жизни, научиться правильно жить.

- Какие инструменты преимущественно используются в вашей музыке? Какие из них самые необычные и малоизвестные?

- Сначала принцип у нас был простой - что есть, на том и играем. Но постепенно мы стали обрастать различными народными инструментами, в основном, я стал обрастать.

Долгое время я играл только на волынке, но в какой-то момент мне захотелось чего-то совсем другого. В Латвии я услышал народный латышский инструмент kokle (аналог русских крыловидных гуслей), и мне практически сразу же захотелось учиться на нём играть. В Петербурге я заказал у мастера Александра Теплова русские крыловидные гусли, и вот уже почти 10 лет учусь на них играть. При этом мой интерес к тростевым инструментам не пропал, после волынки я стал интересоваться жалейками, а сейчас и одним из самых сложных русских инструментов - тверским рожком. Популяризатором этого инструмента является гуру русской фолк музыки - Сергей Старостин. Последний год я активно занимаюсь на тверском рожке, даже уже использовал его пару раз в записи. Буквально 2 недели назад я приобрёл ещё один интересный инструмент - мянкере, это карельский деревенский кларнет, который для меня сделал Петрозаводский мастер Александр Леонов. Теперь потихоньку учусь играть.

Отава Ё- Тем не менее, кельтскую музыку вы исполняли довольно успешно. Как сказался на вашей популярности переход на русский фолк? Сложно ли вам осваивать все новые и новые русские народные инструменты?

- У нас как-то всё очень гладко в «Отаве Ё» прошло. Возможно потому, что подобный переход сначала нами был сделан в группе Reelroadъ, в которой на тот момент играли 4 участника «Отавы Ё». В Reelroadъ мы достаточно резко перешли на русскую музыку и достаточно долго искали свой звук, это на посещаемости сказалось очень сильно. В «Отаве Ё» же процесс перехода был плавный. Сначала мы действительно играли только кельтскую музыку, но постепенно в репертуар стали приходить песни. В какой-то момент песни практически целиком заместили кельтский репертуар, к которому мы иногда всё же возвращаемся, даже что-то улучшаем. Но играем кельтику только по поводу (в День Святого Патрика, например).

Русские же песни у нас в таком, как выяснилось, неожиданном ключе звучат, что это идёт только на благо посещаемости концерта. Людей стало ходить существенно больше. Судя по всему, изголодались люди по чему-то своему, родному. Наша музыка проста для восприятия, но не примитивна.
Инструменты новые осваиваются, как говорится, в охотку - захотелось и начал осваивать, это, как правило, делается с удовольствием, ведь охота пуще неволи. Мы не ограничиваем себя только русскими народными инструментами, вот в новой песне наша скрипачка Юля играет на металлофоне, тоже красиво!

- Кроме музыки, вы также успешно проводите мастер-классы по народным танцам. А чем ещё увлекается ваша группа, в каких сторонних проектах принимает участие?

- У нас есть два театральных проекта. Один - рождественский, совместно с театром "Странствующие куклы господина Пэжо", второй - кукольный спектакль "Как журавль к цапле свататься ходил".

Рождественский спектакль рассчитан на большую сцену, там мы играем и поём рождественские песни. По следам спектакля нами был выпущен потом рождественский альбом.

А вот кукольный спектакль, наоборот, очень камерный, там трое из нас задействованы не только как музыканты, но и как актёры. Вместе с Димой Шихардиным мы как-то снимались в одном студенческом короткометражном фильме, нам понравилось.

- С какими музыкальными группами вы поддерживаете связь, общаетесь?

- Общаемся много с кем. Практически со всем питерскими фолк-группами, со многими московскими. Иногда привлекаем кого-то из друзей-музыкантов на запись или на концерты. Так пару раз играли с тубистом Добраночи Алексеем Степановым - очень классный опыт. Из иностранных - дружим семьями с музыкантами латышской группы I??i, общаемся с Тотте Маттссоном из Hedningarna, а этой осенью мне посчастливилось познакомиться с Карлосом Нуниесом - галисийским волынщиком-виртуозом. Он, оказывается, тоже знаком с нашими клипами и очень нам симпатизирует.

- Существует ли у вашей группы некий абстрактный ориентир, может быть, своего рода идеал в музыке, который повлиял на ваше творчество, или вы достаточно независимы в музыкальном плане?

- У каждого в группе свой музыкальный ориентир и свои музыкальные пристрастия, разброс интересов очень велик, и всё это по-своему влияет на конечный результат. В группе у нас коллективное творчество, поэтому каждый вносит свою лепту. И эти, казалось бы, очень разные слагаемые дают интересный, действительно самобытный результат. Про себя могу сказать, что в своё время мне были очень интересны группы Hedingarna, I??i, Penguine cafe. Я переслушал огромное количество фолк-групп, слушал много экспедиционных записей. В последнее время увлёкся русскими наигрышами, слушаю их с огромным удовольствием.
Я считаю, что группе нужно стараться идти своим путём, не путём копирования или заимствования, а путём создания чего-то нового, пусть и на основе уже известных средств выражения. Поэтому существование всем известных успешных групп - доказательство того, что это возможно. Для меня это и есть абстрактный идеал - пройти свой музыкальный путь.

Отава Ё- На ваших концертах не только поют, но и танцуют! Это получается спонтанно или это заранее спланированная часть ваших выступлений?

- Заранее планируется только то, что происходит на сцене, и то не всегда, а перед сценой - сплошная импровизация и живая реакция пришедших людей. Мы никого специально не заставляем танцевать или петь. Просто народная музыка тем и хороша – понятно, что под неё делать - надо танцевать!

- Когда ожидаются ваши ближайшие выступления?

- Мы только что вернулись из Москвы где сыграли в клубе "Бруклин" удивительный концерт. Такого бурного приёма в России у нас ещё не было. Из ближайших планов – 22-го мая в Санкт-Петербурге отпразднуем день рождения группы в «Главклубе». Еще в планах несколько заграничных поездок.

- Расскажите о ваших творческих планах на ближайшее будущее.

- Очень хочется сделать новую программу, новые песни. Потихоньку мы этим занимаемся, но процесс не быстрый. В мае отпразднуем 12-летие группы, в планах провести качественную съёмку всего концерта и потом издать DVD.

- Несколько слов вашим поклонникам?

- Мы все понимаем, что сейчас век цифровых технологий и почти вся информация приходит к нам прямо в дом, бесплатно и очень легко. Всё очень удобно и качественно - вот ты сидишь дома, смотришь классные клипы, концерты, слушаешь музыку, казалось бы, что ещё нужно?! Но всё же нужно хотя бы иногда выбираться на живые концерты, чтобы понять, что музыка - это здесь и сейчас, в ней важно ощутить элемент своего присутствия, единения с музыкантами и слушателями. Это очень сложно ощутить, находясь дома у монитора компьютера. Короче говоря - никакие записи не сравнятся с живым концертом, так же как никакие чаты и социальные сети не заменят нам живого общения друг с другом. Помните про это. И спасибо за внимание!

 

Материал подготовил Артур Рафиков.
Фото предоставлены музыкантами.