Гибель богов и жизнь после



Ник ПерумовВечером в понедельник, десятого сентября, в пространстве с, кажется, очень подходящим для подобного места, названием «Парк культуры и чтения» в книжном магазине на Невском проспекте случился аншлаг. Публика самого разнообразного состава – семьи одним ребёнком, несколькими детьми, парочки, компании студентов, молодёжь и люди зрелого возраста собрались на презентацию вышедших недавно книги Ника Перумова «Орёл и дракон». Впрочем, поскольку подобных встреч автора с читателями не проводилось в Санкт-Петербурге в текущем году, событие можно считать посвящённым представлению обоих романов, продолживших серию «Гибель богов – 2», включая и произведение «Прошедшая вечность».

Сам Николай Даниилович, представленный собравшимся, как «мэтр российского фэнтэзи», появившись ни сцене ровно в назначенный час начал своё относительно короткое, но ёмкое выступление со слов о незыблемости в нашем постоянно изменяющемся мире того, что делает существование фантастической литературы возможным – любви. Любви человека к сказке, чуду, иным, далёким и неизведанным мирам. Несмотря на наметившийся «кризис жанра», особенно заметный по сравнению с «бумом» фантастической литературы предыдущих десятилетий, всегда найдутся те, кто будет обращаться именно к книге, как к средству познания и выражения этой любви, чему подтверждением, служит, в частности, очевидная востребованность прошедшего в понедельник мероприятия.

Не вдаваясь в подробности сюжета представляемого романа, автор заострил внимание на том, что именно в нём наступает тот момент, когда главным героям героям серии предстоит сделать решительный выбор относительно того, какую цену они готовы заплатить за сохранение мира, привычного им, во многом – ими же созданного, но обречённого на масштабные перемены, после которых он уже никогда не будет таким, каким был. В новых книгах темп развития сюжета существенно возрастает, что, по утверждению Николая Данииловича, вынудило его использовать иной, по сравнению со многими предыдущими его произведениями, стиль повествования, способный передать ощущение быстрого изменения окружающего мира. Вместе с тем, эпохальные события в романе, как это часто бывает и в нашей с вами реальности, с точки зрения их непосредственных участников и свидетелей, происходят не в форме некоего мгновенного и глобального катаклизма. Жизнь героев, как и наша в подобные исторические моменты, казалось бы, течёт своим чередом, но постепенно приходит осознание того, что мир вокруг изменился безвозвратно, и невозможно предугадать, что готовит будущее. Именно подобные сложные, глобальные явления и связанные с ними ощущения и эмоции людей писатель пытается осмыслить, предоставив возможность сделать это и своим многочисленным читателям. С этой точки зрения поставленные им цели выглядят амбициозными, но, несомненно, посильными для такого признанного мастера литературного труда, как Ник Перумов.

Другая важная тема, также нашедшая своё отражение в заключительных книгах серии «Гибель богов – 2», связана с одним из главных и наиболее популярных её персонажей. Хедин, маг, ставший богом вселенной, в которой жил, в предыдущих, по внутренней хронологии серии, произведениях, по мнению читателей, реализовывал свои новые возможности недостаточно активно, что существенно влияло не только на его положение, но и всю ситуацию во «вверенной» ему реальности. Однако, по словам автора, в действиях Хедина отлично выражаются его представления о его роли и месте – месте бога, на минуточку – в мире. Он старается добиваться своих целей с помощью точечных, «тонких», незаметных шагов, предоставляя свое «пастве» большие возможности для проявления инициативы. Всё же с приближением решающих для вселенной событий даже бог её вынужден меняться сам и менять способы своего взаимодействия с миром, что также находит отражение в новых романах.

Вопросы читателей, адресованные Николаю Данииловичу, также во многом были связаны с его произведениями, посвящёнными осмыслению и переосмыслению событий российской истории. В частности, собравшихся интересовали перспективы продолжения серии «Я, Всеслав» и книги «Млава Красная». И если в первом случае автор нашёл возможность обнадёжить аудиторию – после выхода рассказа «Случай под Кубинкой» в его планах есть ещё несколько произведений в продолжение серии, то с книгой «Млава Красная» всё несколько сложнее. По признанию писателя, её он считает уникальным опытом творческого взаимодействия с соавтором совершенно иных взглядов (Верой Камшей), повторение которого является сложной задачей с нескольких точек зрения. Не облегчает её и необходимость обоих соавторов посвящать время и силы реализации собственных обширных творческих планов. Так что перспективы продолжения хоть и есть, но представляются туманными.

Особенности сложного и многогранного творческого процесса также, как оказалось, представляют собой тему, интересующую собравшихся. Отвечая на соответствующие вопросы, Николай Даниилович рассказал, что в процессе создания литературного произведения любого масштаба он считает для себя необходимым с самого начала чётко представлять начальные и конечные события сюжета, ключевые точки его развития. При этом в промежутках между этими важными моментами писатель, по его мнению, может позволить себе некоторую долю «творческого безумия». Такой подход позволяет создать осмысленное и законченное произведение так, что в процессе автор поддерживает интерес к нему у себя, что затем благотворно сказывается на возбуждении и поддержании заинтересованности читателя. Именно законченность литературного произведения любого масштаба Перумов считает основной особенностью, позволяющей определить его литературную и философскую ценность, начинающим авторам советует, в первую очередь, именно доводить любые свои работы до конца, что также поможет и в развитии профессионального подхода к литературной деятельности. Коснувшись, с «подачи» одного из присутствовавших читателей, темы поддержания творческой мотивации, Николай Даниилович пояснил, что для него этот вопрос никогда не стоял сколько-нибудь остро. Всю жизнь он просто любил рассказывать истории, и по случайности, счастливой как для многих ценителей его творчества, так и, надеемся, для него самого, именно это стало основным его занятием. Важнейшим мотивирующим фактором для писателя являются отзывы читателей, которые часто говорят, что его произведения во многом выручили их, помогли, и даже спасли. Тот факт, что фразы вроде «Я вырос(ла) на Ваших книгах» на подобных мероприятиях звучат регулярно, не может скрыть от нас огромного значения этих слов.

Говоря о творческих планах, писатель рассказал, что видит для себя два основных направления деятельности. Первое – удовлетворение интереса давних поклонников его произведений, выражающееся, в том числе, в продолжении и окончании серии «Гибель богов – 2». К книгам «Прошедшая вечность» и «Орёл и дракон» скоро должна прибавиться завершающая часть серии. Автором планируется ряд проектов по вселенной серии, один из которых, «Сказки Упорядоченного», уже начал воплощаться в жизнь. Не забыта серия «Череп на рукаве» - планируется выход завершающего романа, должным образом заканчивающего все начатые сюжетные линии. Второй важной составляющей своих планов писатель видит вовлечение в круг ценителей качественной фантастической литературы более молодой аудитории, в связи с чем серия книг о Молли Блэкуотер будет продолжена. К этому же направлению относится роман «Дикая ведьма дикого леса», достоинством которого автор считает позиционирование в рамках традиционных для русской культуры представлений о мире, естественном и сверхъестественном.

Стоит отметить, что и сама презентация книг «Прошедшая вечность» и «Орёл и дракон» прошла в таком же быстром, живом и конструктивном стиле, в котором выдержаны сами романы. В заключении хотелось бы акцентировать внимание на одной из прозвучавших мыслей Даниила Николаевича Перумова: в современном мире, предоставляющем широкие возможности для качественного досуга, именно книга занимает уникальное место. Только она способна сделать читателя творцом, а не только потребителем, пробудив его воображение и мыслительную деятельность. С этим утверждением мэтра российского фэнтэзи, конечно, невозможно не согласиться.

 

14.09.2018 Абакшин А.