Два века русской рок-поэзии, или Мой рок – серебряный



Культурологическое исследование Всепланетного НИИ физики и лирики, 2480-2487 гг ©

Уважаемые слушатели! Мы рады представить Вашему вниманию предварительные результаты масштабного исследования, проведенного нашим Институтом в области русской рок-культуры средних веков.
Целью данного исследования являлось изучение такого значимого периода в истории развития поэзии и музыки, как Серебряный Век.
Логично начать изучение Серебряного Века с вопроса о веке Золотом. Дошедшие до нас сведения о Золотом Веке отрывочны и в основном касаются творчества «солнца русской рок-поэзии» М. Пушкиной. Отношение к этой поэтессе её современников и последователей охарактеризовано ёмкой фразой: «Пушкина – это наше всё». О Пушкиной существует множество воспоминаний и монографий, в том числе «Ария динозавра» и «Легенда о Маргарите», в которых можно найти её жизнеописание и творческое наследие.

Рассматривая рок-поэзию Серебряного Века, мы неоднократно будем возвращаться к М. Пушкиной, т.к. она оказалась законодательницей мод и властительницей дум многих поэтов и музыкантов как минимум на 3 века.
В противовес классической поэзии Золотого Века для творчества Серебряного Века во многом характерно бунтарство и новаторство. Это проявляется, в частности, в наличии множества литературных объединений и стилей этого периода, участники которых именуют себя символистами (А. Блок), футуристами (В. Маяковский), акмеистами (А. Ахматова, С. Сурганова), металлистами (Ю. Мелисов, О. Жиляков), панками (А. Князев) и др. Насколько можно судить по дошедшим до нас данным, одним из наиболее значимых направлений является металлизм, о чем свидетельствуют древние топонимы крупных российский городов (проспект Металлистов, Ленинградский Металлический Завод и др.) и поговорки наподобие «Все мы родом из death’а», где, очевидно, имеется в виду death-metal. Названия рок-групп, с которыми сотрудничали поэты того времени (к примеру, Есенин, Ахматова, Блок, Пастернак) частично утеряны, однако, есть вероятность, что многие из них носили имя лидера коллектива по аналогии с группами «Кипелов», «Маврин».
Рок – это образ жизни поэтов Серебряного века, творец их внутреннего мира и вдохновения. В. Брюсов пишет: «Кто б нас ни создал, жаждущих друг друга, - Бог или Рок, - не все ль равно?», И. Чёрт сообщает: «Я просто играю рок», у Ю. Кей кратко сказано: «Это не судьба, это – рок».

Большинство поэтов, согласно заветам М. Пушкиной, писало тексты на «рыбы». Об этом процессе рассказывают многие известные нам строчки.Так, Маяковский пишет: «На чешуе жестяной «рыбы» прочёл я зовы новых губ», и мы узнаем в этих строчках и характеристику стиля музыки (жесть – вид металла), и вдохновение от голоса вокалиста. У Ахматовой описание более символично и расплывчато: «Звучала музыка в саду таким невыразимым горем, свежо и остро пахли морем на блюде устрицы во льду», - но упоминание морепродуктов в музыкальном контексте однозначно ассоциируется с «рыбой».
К примеру, перу А. Ахматовой принадлежит «Реквием», написанный на «рыбу» малоизвестного музыканта Моцарта и исполненный группой «Ария». Впрочем, история создания этой песни требует дальнейшего изучения; не исключено, что «Реквием» Ахматовой написан уже после знакомого нам «Реквиема» Пушкиной.

Любовная лирика Серебряного века так же разнопланова, как и литературно-музыкальные стили. Кто-то, как В. Шефнер, утверждает, что «Ночи с тобою мне даже не снятся», кто-то склонен к более решительным действиям (В. Маяковский: «Я все равно тебя когда-нибудь возьму, одну или вдвоем с Парижем», Г. Стрелков: «Отдай мне себя как есть, и я тебя возьму»), и в творчестве этого периода прекрасно уживаются как сентиментальность, так и цинизм. Некоторые поэты считают именно такой контраст особенностью своего внутреннего мира.
Для рок-поэзии Серебряного века характерна своеобразная индустриальная романтика, авторы в большинстве случаев чувствуют тесную связь и взаимодействие с городом. Эта связь очень ощутимая, почти физическая: у В. Маяковского встречаем строчки: «Выбегу, тело в улицу брошу я» (этот текст был написан на музыку группы «Сплин»), у К. Кинчева – «Перечитай, пересмотри, и убедись, что город – внутри», у О. Берггольц – «Дыша одним дыханьем с Ленинградом», у С. Сургановой – «Дождь до основания вошел в твое тело», и этот список можно продолжать бесконечно. А. Блок называет цикл стихов «Город», В. Васильев обозначает стиль своего творчества как «industrial metal», Ю. Кей пишет концептуальный текст «Город грехов».

Вместе с тем, основная часть рок-поэзии того времени несет в себе выражение социальной позиции и гражданской ответственности автора. Неучастие в жизни общества резко осуждается. У Ю. Друниной критика такого залегания на дно слышится в песне из кинофильма «Человек-амфибия» («Нам бы… всем на дно»), у Ю. Кей – в «Последнем шансе» («Ты ни при чем, ты ни о чем, все ждут – и мы ждем!») и в «Жажде» («Под ногами земля, а ты на дне!»)
«Жажда» вплотную подводит нас к еще одной актуальной теме в рок-поэзии Серебряного Века: уходу от действительности в состояния измененного сознания. Это проявляется и в неоднократных упоминаниях об алкоголе и наркотиках (В. Катаев «Трава забвенья», С. Есенин «Москва кабацкая», Б. Гребенщиков «Застольная», А. Князев «Ром», А. Блок «Незнакомка», Р. Булатов «Сид и Нэнси»), и в частом мотиве интернет-зависимости (у З. Гиппиус слышим «Под паутиной пустые дни», у И. Лобанова - «Одинокие люди смотрят в окно, добавляют друзей и ходят утром в кино», у Ю. Кей – «Выход только один: выходи из сети!»).

Так или иначе, через лабиринты внутреннего и внешнего мира лирический герой рок-поэзии Серебряного Века приходит к личностному развитию и росту. Кажущаяся легкость формы всегда скрывает глубокий психологизм. «Зеркало» Г. Стрелкова (не путать с одноименными опусами В. Шефнера и В. Набокова) отражает именно то, что мы готовы в себе увидеть. «Двойник» А. Блока показывает силу и власть alter ego, «Иной» О. Жилякова – ценность индивидуальности, а «Пройди свой путь» Ю. Мелисова – ответственность за свой жизненный выбор.
«И если даже нам не жить, сама себя раскрасит жизнь в свои цвета, твои цвета» - утверждает Глеб Самойлов в «Эпилоге». Время показало, что серебряные краски рока расцвечивают жизнь и в нашем XXV веке.
Спасибо за внимание.

P.S. И немного благодарностей за вдохновение, юмор и творчество гениальным поэтам и группам:
Маргарита Пушкина («Ария», «Кипелов»)
Константин Кинчев («АлисА»)
Андрей Князев («Король и Шут»)
Илья Чёрт («Пилот»)
Светлана Сурганова («Ночные снайперы», «Сурганова и оркестр»)
Борис Гребенщиков («Аквариум»)
Глеб Самойлов («Агата Кристи»)
Юрий Мелисов («Эпидемия»)
Игорь Лобанов («Слот»)
Рустем Булатов («Люмен»)
Олег Жиляков («Catharsis»)
Юлия Кей («Korsика»)
Григорий Стрелков («Артерия», «Асферикс»)
Владислав Васильев («Химера»)

Arg0