«Да, мое имя Орландина»



клуб орландинаЗнаменитый петербургский музыкальный клуб «Орландина», названный в честь песни Алексея Хвостенко, просуществовал более десяти лет. В этом клубе проходили концерты многих российских и зарубежных коллективов, в среде любителей рока не побывать в «Орландине» считалось дурным тоном. Там слушали музыку, тусовались, отмечали дни рождения, Новый год, общались с единомышленниками. В 2010 году клуб закрылся. Insurgent решил узнать, вернется ли «Орландина», и заглянуть в прошлое, которое еще вчера было нашей повседневностью.

Клуб «Орландина» появился не на пустом месте. Он возник как часть музыкальной индустрии, включавшей два магазина музыкальных записей, «Караван» и «Рок-подвал», и лейбл Caravan Records. Начнем с самого начала.

 

Как «Рок-подвал» заложил фундамент

В Петербурге в начале 1990-х годов царила та романтичная атмосфера энтузиазма и ограничений, о которой часто пишут в теоретических статьях о неформальной культуре. Пластинки стоили дорого, не каждый был готов отдать за альбом всю зарплату, да и достать винил было непросто. Меломаны ездили в поисках записей по всему городу, ездили и в Москву, обменивались с друзьями. Словом, это был сложный, трудоемкий процесс.

максим суслопаровСреди поклонников рок-музыки, изнывающих от дефицита и дороговизны записей творчества любимых команд, были два друга-студента Максим Суслопаров и Игорь Смирнов. Они поняли, что привозить музыку не только для себя, но и для других фанатов – это отличная идея, в то время никто этим не занимался в серьезном масштабе. Мысль была хорошей, но путь от замысла к воплощению молодым энтузиастам пришлось проделывать самостоятельно, помочь или подсказать было некому.

Друзья начали привозить музыкальные записи из Москвы, нашли в столице производителей, выпускавших кассеты и винил. Сначала они продавали пластинки прямо на улице. Мерзли на снегу у входа в концертный зал. Поклонники рока, возвращавшиеся с концертов, охотно покупали альбомы, ведь у каждого дома была своя музыкальная коллекция. Через несколько месяцев было решено придать делу официальный, цивилизованный характер. Отдел по продаже пластинок заработал в фойе БКЗ «Октябрьский» – молодые люди договорились с администрацией об аренде. Видя успех своего предприятия, компаньоны решили открыть магазин.

Найти помещение получилось не сразу. Но юные предприниматели не отступали, и в марте 1993 года в здании Дворца культуры имени Горького у станции метро «Нарвская» открылся «Рок-подвал». О магазине быстро узнали, потому что помещение было проходным, в соседнем отделе был продуктовый. Каждый, кто шел за водкой или колбасой, видел солидный выбор музыки. Новость быстро облетела город, скоро в «Рок-подвале» было не протолкнуться. Позже продуктовый закрылся, а «Рок-подвал» стал в два раза больше. Уставшие от беготни и поисков меломаны стали часто заходить в магазин, где всегда можно было купить что-то из любимой музыки, к тому же по вполне доступной цене.

Разумеется, справиться со всем вдвоем было уже невозможно. В первую очередь наших героев поддержали родные. Да и не подпустишь посторонних людей к своему детищу, своему проекту, в который вкладываешь все силы. Те, кто заходил в «Рок-подвал», помнят колоритного и приветливого продавца Александру Анатольевну. Она проработала в магазине десять лет. Александра Анатольевна, выходившая на службу по всей форме, в рок-прикиде с нашивками Metallica и AC/DC, стала продавцом в музыкальном магазине после выхода на пенсию. Она трудилась на вредной работе, поэтому на заслуженный отдых отправилась в достаточно молодом возрасте. Александра Анатольевна – тетя Максима Суслопарова. Энергичная и легкая на подъем, она с радостью приняла участие в непростом рок-предприятии. Александры Анатольевны уже нет с нами, но в памяти останется ее отзывчивость, общительность и колоссальный вклад в то, что сегодня стало одной из петербургских легенд.

Большую помощь оказали и другие родственники. Пластинки и кассеты с энтузиазмом продавали мама Игоря Смирнова, а затем и его сестра. По жизни идти легче, когда знаешь, что семья поддержит тебя даже в твоих масштабных идеях, которые на первый взгляд кажутся сумасбродными. Когда знаешь, что семья в тебя верит, находятся силы идти вперед.

 

«Караван» спасал от музыкального голода

Сколько и каких пластинок нужно населению, жаждущему прекрасного? Это выяснялось опытным путем. Но в целом тенденция была одна – всемирно известные исполнители, такие как Pink Floyd или Queen, пользовались большим спросом, чем менее известные группы. Необходимое количество того или иного наименования определялось опытным путем. Стоит отметить, что записи никогда не залеживались. Быстрее или медленнее, но продавалось абсолютно все.

А как же узнать, где можно закупить большую партию хороших пластинок? Да примерно так же, как люди узнавали все необходимое до окончательного наступления цифровой эры. Покупаешь одну пластинку и читаешь адрес и телефон изготовителя на конверте. От одного издателя можно узнать еще пару полезных адресов. Вскоре владельцы музыкальных магазинов знали всех поставщиков наперечет. Две фирмы в Петербурге, остальные в Москве. За пополнением ассортимента приходилось ездить каждую неделю.

Сначала кассеты и пластинки перевозились на поезде. Компаньоны подходили к железнодорожному составу с телегами музыкальных драгоценностей. Когда появилась возможность, купили автомобиль «Москвич-2141». Двое суток бодрствования – и новая партия товара для «Каравана» и «Рок-подвала» тут как тут. Ночь за рулем, четверг в деловых поездках по Москве, в пятницу – уже на пороге магазина. Приходилось тяжело, но все-таки с машиной было легче – в автомобиле помещалось 5500 кассет.

Музыкальный магазин «Караван» открылся в октябре 1994 года. Помещение на Караванной нашли сравнительно быстро. Центр города, два шага до Невского проспекта – лучше не придумаешь.

По иронии судьбы, первой покупкой в магазине «Караван» стал компакт-диск Ларисы Долиной. Нельзя было допустить, чтобы любопытный петербуржец зашел в магазин и не нашел ничего на свой вкус, поэтому около десяти процентов ассортимента составляла подборка классики и поп-музыки.

О финансах начала 1990-х говорить непросто, инфляция в те дни быстро превращала зарплату за месяц в один основательный поход за продуктами. Несли убытки и владельцы предприятий. Хозяева «Каравана», бывало, закупали партию пластинок по тысяче рублей за штуку, продавали за полторы, а в следующий приезд в Москву оказывалось, что пластинка стоит уже две тысячи. Выходило, что поработали себе в убыток. В 1994 году альбом в «Караване» в среднем стоил две тысячи рублей – доступно для тех, кто заинтересован. Уже через год магазин не вмещал ни покупателей, ни широкий выбор продукции.

С ростом популярности магазинов становилось понятно, что пора привлекать к сотрудничеству профессионалов, да и поддержкой родственников злоупотреблять не стоило. В «Караван» на работу пригласили двух профессиональных продавцов. Дмитрий и Андрей на тот момент сотрудничали с другими магазинами, но охотно согласились на предложение продавать рок-музыку в «Караване».

магазин караван

Порой в магазин желали попасть столько людей сразу, сколько не вмещало помещение «Каравана» - на 57 квадратных метрах разместились торговый зал, склад, подсобка. Бывало, что владельцы магазина, приезжая с новой партией кассет и пластинок, едва могли попасть внутрь, потому что народу было битком набито так, что к прилавку не подойти. Некоторые любители музыки стояли и ждали на улице, потому что в магазин войти уже было невозможно. Кто-то выходил, и тогда можно было зайти.

В советские годы достать пластинки с зарубежным роком было сложно и дорого. Поклонники музыки всегда охотно покупали пиратские переиздания зарубежных грандов – The Beatles, The Rolling Stones и других. Действительно было много тех, кто всю жизнь мечтал собрать любимую музыку в собственной коллекции, но не имел такой возможности. Когда коллекционирование музыки стало доступно, меломаны начали скупать все.

В «Рок-подвал» и «Караван» заходили люди и спрашивали, какие записи поступили в магазин на этой неделе, и покупали все новинки. Были даже те, кто заходил каждый день и каждый раз уходил с покупкой.

 

От самописной кассеты к фирменному компакт-диску

Следующим шагом в уже успешном процветающем предприятии стало основание звукозаписывающей компании Caravan Records. Это решение было продиктовано обстановкой на российской сцене – талантливых коллективов было много, но возможности издать свою музыку в качественном варианте у них не было. В основном, творчество российских рок-групп продавалось на самописных кассетах. Уже существовали первые отечественные лейблы, например, Moroz Records. Продавались фирменные записи «Кино», «Алисы».

На Caravan Records стали выходить официальные издания русского рока. Первым релизом лейбла стала кассета знаменитой в те годы группы «Юго-запад» - это было осенью 1996 года. 500 кассет, половина тиража, были распроданы за две недели. Первый опыт показал, что идея Caravan Records была правильной. Это было интересно, увлекательно и приносило доход.

На лейбле Caravan Records вышли первые альбомы групп «Сплин», «Король и шут», «Пилот», Animal Jazz, три первых альбома группы «Ночные снайперы», первые альбомы группы «Зимовье зверей». Разумеется, далеко не все исполнители, сотрудничавшие со звукозаписывающей компанией, стали знаменитыми артистами.

Лейбл работал и с уже известными артистами. Был издан первый альбом группы «Алиса», записанный еще до того как в составе появился Константин Кинчев. Были выпущены концерты Егора Летова. Но предмет особой гордости – вышедшие на высокий уровень коллективы, которые записывали на Caravan Records свои первые работы. Это «Сплин», «Пилот», «Ночные снайперы».

К сожалению, многие группы сейчас забыты потому, что коллективы распались, перестали выступать. Среди интересных групп, о которых сейчас мало кто помнит, были «Юго-запад», «Комитет охраны тепла», Buttweizer, «Враги». Симпатия зрителей во многом зависит от того, концертирует ли коллектив, на слуху ли его имя. Например, группа «Зимовье зверей» выпустила около десяти альбомов на Caravan Records, много раз играла в «Орландине». На пике популярности коллектив собирал Театр эстрады на Большой Конюшенной. Но группа распалась.

Buttweizer для того времени были очень оригинальными. Смесь хардкора и рэпа была в новинку, группа собирала полные залы в клубах. У Buttweizer вышли два альбома, позже группа прекратила существование. Группу «Враги», песни которой крутили по «Нашему радио», тоже быстро забыли, когда музыканты перестали выступать.

За годы существования Caravan Records выпустил 178 кассет, часть этих материалов лейбл переиздал на компакт-дисках.

 

«Орландина»: клуб о трех адресах

Альбомы записывались и издавались, кассеты и пластинки хорошо продавались. И вот речь зашла о постоянной площадке для живых выступений. Поначалу концерты для музыкантов, издававшихся на Caravan Records, устраивались в клубе «Зоопарк», он так назывался, потому что находился на территории городского зоопарка. Но различные накладки с организацией мероприятий заставили задуматься о собственном клубе.

максим суслопаровПоиск помещения вновь стал одной из основных задач. Этим вопросом Максим Суслопаров и Игорь Смирнов занялись в 2000 году. Хорошим вариантом было участие в конкурсе на аренду площадей, находящихся в собственности города, который проходил в Смольном. С пятой или шестой попытки удалось получить подходящее помещение по адресу улица Мира, 36а. Но радоваться было еще рано. Помещение теоретически соответствовало замыслу будущего заведения, но было неухожено, не обустроено. Клуб начался с капитального ремонта.

В распоряжении наших героев была некоторая сумма денег, но это были не те средства, на которые можно нанять строителей и сделать евроремонт за месяц. В общем, и тут пришлось все делать самим. Здание было в плачевном состоянии. Требовалась замена перекрытий между первым и вторым этажами, ремонт фасада, все нужно было заново покрасить, плюс сантехнические работы, плюс отопление. На ремонт ушло полтора года. С учетом платы за аренду помещения пока что налицо были одни убытки, все доходы от музыкальных магазинов шли на устройство клуба.

Стены клуба расписала команда «Колдовские художники» («КОЛХУИ») во главе с Николаем Копейкиным. В состав этого художественного союза входили музыканты группы «НОМ». Три альбома этой группы были изданы на Caravan Records, с руководством «Орландины» артистов связывала давняя дружба. «Колдовским художникам» нужна была студия, а в клубе как раз была свободная комната. Художники и музыканты из группы «НОМ» сделали там творческую мастерскую и первым делом решили облагородить интерьер. Когда «Колдовские художники» нашли новое место для работы, их мастерская в клубе превратилась в репетиционную точку группы «Пилот».

27 марта 2002 года «Орландина» начала работу. Клуб открылся концертом Насти Полевой, на следующий день выступали «Зимовье зверей», через день - Леонид Федоров. Молодой клуб уверенно сделал первый вдох.

В «Орландине» выступали многие российские и зарубежные артисты. На сцене первой «Орландины», на улице Мира, можно было видеть таких исполнителей как «Телевизор», «Последние танки в Париже», «Психея», Леонид Федоров, «Мастер», «Тараканы», «Наив», «Кирпичи», Наталья Медведева.

Клуб был небольшим – площадь концертного зала была 90 квадратных метров. Звучит неплохо, но для масштабных мероприятий места маловато – все желающие просто не смогут попасть на концерт.

Когда «Орландина» переехала в помещение на набережной Карповки, традиция создания чего-то большего, чем клуб, была продолжена. Помещение было довольно большим, там разместились репетиционная точка группы «Король и шут», два музыкальных магазина – «Дохлая рыба» и Old Jolly Rocker – салон татуировки и пирсинга, интернет-радиостанция, концертное агентство и другие связанные с рок-музыкой предприятия.

Позже, когда «Орландина» разместилась по третьему адресу, на Инструментальной улице, в клубе можно было проводить мероприятия любого масштаба – помещение было очень просторным. И вновь клуб привечал друзей. В том же помещении довольно долго работало кафе «Стокер». А то, что клуб теперь был рядом с телебашней, придавало заведению изюминку, ведь тот, кто шел в «Орландину» впервые, уж точно не прошел бы мимо гигантского сооружения – какой еще клуб мог похвастаться таким ориентиром?

 

Кому помешала рок-империя?

Когда речь заходит о закрытии рок-магазинов, музыкальных клубов, первая мысль, как правило, о том, что рок-музыка всегда в опале, не дает повсеместный официоз проявить себя ни музыкантам, ни поклонникам. Но реальность намного прозаичнее. «Рок-подвал» закрылся потому, что закончился договор об аренде помещения, работу «Каравана» остановило развитие Интернета, «Орландина» меняла адреса из-за жалоб жителей прилегавших к центру музыкальной жизни кварталов и высокой арендной платы на фоне экономического кризиса. Но обо всем по порядку.

«Рок-подвал» закрылся осенью 2002 года, потому что истек договор аренды, заключенный на десять лет, и арендодатель отказался его продлевать. Магазин «Караван» и лейбл Caravan Records ожидала более драматичная судьба. С развитием Интернета продажи стали падать год за годом и месяц за месяцем. Резкий спад продаж обозначился в 2004-2005 годах. Когда появилась возможность слушать музыку в Сети, желающих тратить на нее деньги стало в несколько раз меньше. Бизнес стал нерентабельным. «Караван» закрылся осенью 2008 года. В то время прекратили работу музыкальные магазины по всему городу, закрывались целые торговые сети. Не было смысла продолжать выпускать аудиокассеты на Caravan Records, этот носитель информации умер, кассеты уже никто не покупал. Компакт-диски тоже перестали пользоваться спросом. Звукозаписывающая компания прекратила существование в январе 2005 года.

«Орландина» прекратила работу по адресу улица Мира, 36а 31 января 2005 года. Незадолго до закрытия в заведение приходили люди из городской администрации и в ультимативной форме требовали освободить помещение. Суть интриги была на поверхности. «Орландина» располагалась по соседству с жилыми домами. Это петербургские неформалы были рады пошуметь, пообщаться, послушать любимую музыку. А местные жители восторга не разделяли и решили пожаловаться властям. Подобные обращения власти не могли игнорировать. Дело кончилось тем, что заведение закрыли.

Но закрыться тоже можно с шиком и весельем. В последний день работы клуба на улице Мира посетителям разрешили крушить, ломать и забирать с собой все, что не относилось к оборудованию. Расписанные «Колдовскими художниками» из группы «НОМ» стены были разломаны на артефакты и сувениры. В тот вечер гости «Орландины» уносили под мышкой куски гипрока с рисунками Николая Копейкина.

Конец чего-то всегда обозначает начало, новую ступень. Деловой тандем давних товарищей Максима Суслопарова и Игоря Смирнова к тому моменту распался - в 2004 году Игорь Смирнов решил посвятить себя деятельности в другой сфере. И вот Максим Суслопаров столкнулся с необходимостью искать новый дом для «Орландины», большего размера и вдали от любящих тишину горожан.

На поиск помещения ушел год. На этот раз основная сложность была в том, чтобы найти инвесторов – людей с деньгами, которые готовы вложить средства в проект, потому что открывать своими силами клуб большего размера не представлялось возможным. Получилось преодолеть оба препятствия. В феврале 2006 года «Орландина» заработала на набережной реки Карповки.

В новом помещении залы были на первом и втором этажах. Первые полгода публика воспринимала возродившийся клуб без особого энтузиазма. С началом нового сезона, осенью 2006 года, дела пошли в гору, заведение стало популярным.

Рассказывать о смене клубом адресов сегодня легко, но ситуация была действительно непростой. Например, тяжело далось открытие первой «Орландины», когда владельцам приходилось полтора года все деньги и свободное время тратить на ремонт помещения, не зная, получится из всей этой идеи что-то или нет. А год перед открытием «Орландины» по второму адресу стал первым опытом поиска финансов со стороны – для новичка в деле инвестиций совсем не простая задача. Время, вложение денег и сила воли удержали «Орландину» на плаву.

«Орландина» на Карповке была хороша всем, но тут на горло песне наступила суровая российская экономика, вернее, экономический кризис. В 2009 году стал заметен спад посещаемости мероприятий, выручки в баре стали скромнее. У многих на работе шла волна сокращений, поэтому было более логично сложить заначку под матрас, а не потратить на культпоход. А арендодатель повысил ежемесячную плату, причем не только «Орландине», но и всем арендаторам по данному адресу.

Работать в минус не хочет никто. Вновь встал вопрос о смене помещения. На этот раз все решилось быстрее. Клуб на Карповке закрылся 27 июня 2010 года, а в сентябре вновь заработал неподалеку, по адресу Инструментальная улица, дом 3, в двадцати минутах ходьбы от «Петроградской», рядом с телебашней. «Орландина» продолжила работу с прежним успехом.

Из помещения на Инструментальной «Орландину» никто выселить не пытался, клуб закрылся по решению руководства. Стремление осуществить более масштабный проект привело к созданию концертного зала «Аврора». Выбор был непростым, но логичным. Две серьезные площадки конкурировали друг с другом.

Закрытие «Орландины» нельзя назвать окончательным, по ней по сей день многие ностальгируют. Руководитель легендарного заведения сегодня занят другими проектами, но не исключает возрождения «Орландины» в формате небольшого клуба. Судьба этого клуба прекрасна, ведь «Орландина» просуществовала больше десяти лет и подарила артистам и поклонникам много впечатлений и открытий.

 

Суть момента, или есть ли жизнь после Интернета?

максим суслопаровУчредитель и руководитель магазинов «Караван» и «Рок-подвал», лейбла Caravan Records и клуба «Орландина» Максим Суслопаров не только помог Insurgent разобраться в этой увлекательной истории, но и рассказал, насколько сложно открыть клуб сегодня и актуальны ли сейчас виниловые пластинки.

- Что бы вы сказали тому, кто захочет сегодня с нуля открыть клуб, от каких трудностей хотели бы предостеречь?

- Сейчас открыть клуб гораздо легче. На рынке недвижимости много готовых помещений, которые можно взять в аренду и сделать клуб. Но заманить посетителей стало тяжелее – в городе много маленьких баров и клубов, где играет музыка. Занять свое место в этой сфере сложно. Трудность на сегодняшний день не в том, чтобы открыть клуб, а в том, чтобы его раскрутить. Привлечь музыкантов для выступлений, сделать так, чтобы люди начали регулярно ходить в новый клуб. Артистов, которые собирают зал, не так много, и все они уже работают с какими-то известными клубами или промоутерами. Нужно уметь убедить группу, почему она должна сотрудничать с тобой, выступать в твоем клубе.

- На каких носителях вы бы посоветовали собирать музыку для личной коллекции тем, для кого Интернет не заслонил издания, кто хочет поддержать любимых артистов?

- Сейчас вернулись виниловые пластинки, в Петербурге работают порядка десяти магазинов, которые специализируются на их продаже. На пластинках в том числе издается и переиздается весь русский рок. Это все равно остается уделом узкого круга меломанов, мало кто эти записи покупает. Но, тем не менее, винил вернулся.

Сегодня, видимо, актуальны какие-то новые формы, когда можно скачать музыку, оплатив ее через Интернет деньгами с кредитной карты. Впрочем, сам я такими сервисами не пользуюсь, поэтому и говорить с уверенностью на данную тему не могу. Многие музыканты сами выкладывают свои работы на сайте, их музыку можно послушать бесплатно. Скорее всего, будущее за виртуальными носителями.

- Насколько сейчас возможно процветание бизнеса по продаже музыкальных записей?

- Я считаю, что это невозможно, потому что этот бизнес пошел на спад из-за развития Интернета, который победил все, люди перестали покупать, стали скачивать с Интернета. Те альбомы на компакт-дисках, которые сейчас выпускают музыканты – это уже некоммерческие проекты, за исключением самых известных групп. Сейчас исполнители могут заработать на концертах, но не на издании дисков.

Музыка перестала быть чем-то культовым. Раньше виниловая пластинка, на которую меломан потратил всю зарплату, была тем, чем дорожили, что показывали друзьям. Когда можно с телефона зайти в Интернет и послушать любую песню, это уже никому не интересно. Музыка стала настолько доступной, что отношение людей к ней изменилось. Это не хорошо и не плохо, просто мир изменился.

 

Материал подготовила Александра Прозорова
Фото: Ольга «Reina» Василенко
Архивное фото коллектива магазина "Караван" предоставлено Максимом Суслопаровым