28.02.15. КОЛОTUNE ФЕСТ (Арт-этаж «Шоколадная фабрика», Москва)



колоtune фестСамый последний день зимы выдался жарким для тех, кто посетил московский арт-этаж «Шоколадная Фабрика». В его стенах состоялся второй по счету КОЛОTUNE ФЕСТ, посвященный фолку и фолк-металлу. Участниками фестиваля стали несколько необычных и разноплановых команд, таких как Портвейн 666, SPIRE, Боянов Гимн, Мystterra и ТИНТАЛ. Вел мероприятие Даниил Пчел, которому на протяжении всего вечера предстояло поддерживать диалог с публикой, настраивая ее на нужную волну.

Надо отметить, что место, выбранное организаторами для проведения мероприятия, само по себе весьма неординарное. Стоит переступить порог, как оказываешься в обители какого-то творческого хаоса. Стены, расписанные всевозможными живописными сценами, в разных цветовых решениях и стилях, узкие лестничные пролеты, книги, оставленные на подоконниках и терпеливо дожидающиеся своих читателей. Помимо этого, арт-этаж имеет большой и малый залы, называемые «цехами», студию звукозаписи, бар и чайную, в которой расположился целый магазин книг и всевозможного хендмейда, выставленного на продажу мастерами. И вовсе неудивительно, что какое-то чарующее вдохновение сразу охватывает входящего. В таком месте просто не может быть по-другому.

Таким же неожиданным оказалось и начало концерта. Открывала его московская команда Портвейн 666. Музыканты играют треш-фолк-металл, находящийся, по-сути, на стыке направлений. Основа их композиций – металльная, с утяжеленными трешевыми риффами, но то там, то тут, в вокальных и гитарных партиях проступают элементы фолковой мелодики, то из средневековой инструментальной музыки, то из народных напевов разных стран. В этот раз музыканты также порадовали публику интересной обработкой русской народной песни «Ой, мороз», основанной на контрасте протяжной вокальной партии и стремительного и ритмичного риффа в сопровождении.

Ну а следом началась настоящая феерия. На сцену вышли музыканты SPIRE. Стилистика композиций этого коллектива настолько насыщена разными влияниями, что ее сложно классифицировать и дать ей какое-либо четкое определение. Это, в основном, волыночный средневековый фолк, окрашенный тяжелой фактурой металла, с добавлением клавишных, а также замечательного разнопланового дуэта оперного женского и экстремального мужского вокала. Именно такое обилие красок и стилевых элементов создает индивидуальное и неповторимое звучание, а профессионализм обеспечивает удивительную живую энергетику во время исполнения.

Публика не успела опомниться, как стала слышаться музыка - зловещая, таинственная и всем знакомая. Свой сет лист музыканты начали с собственной обработки произведения норвежского композитора-романтика Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт», «В пещере горного короля». Звуча на волынках с добавлением металлического «дисторшн», эта музыка приобрела совсем иные краски, какой-то совершенно особый средневековый колорит, и оттого образы норвежского фольклора в ней стали слышны еще более отчетливо. Пляска злобных подземных существ набирала скорость, став под конец неистовым безумным танцем, заражающим и в то же время парализующим, словно и правда здесь имели место быть волшебные чары.

После этого яркого и запоминающегося вступления музыканты стали исполнять лучшие вокальные и инструментальные образцы европейской средневековой, а также народной музыки. В программе звучали немецкие, бретонские, ирландские мотивы. Зал постепенно начал оживать, и вскоре уже многие пустились в пляс. Внезапно прямо к публике на танцпол вышли две прекрасные танцовщицы из школы РФТ Трайбл-Дом. Казалось, размылись грани между сценой и зрительным залом – танцевали девушки, танцевали слушатели. Словно все действо вдруг перенеслось куда-то в далекое Средневековье, в какой-нибудь тихий европейский городок, на ярмарку, где обычно и выступали менестрели, трубадуры и ваганты. А где-то совсем неподалеку будто расположился замок местного феодала, и все вокруг ожидали, когда он вместе со своей семьей пожалует на празднество…

Но вот, закончилась удивительная сказка о днях, давно минувших, к выходу начали готовиться следующие участники, группа «Боянов Гимн». В творчестве музыкантов умело сплетены мотивы русских народных песен, славянская фольклорная и языческая тематика, отголоски чарующих языческих обрядов с современными традициями разных направлений рок-музыки. Коллектив имеет богатую одиннадцатилетнюю историю, и обширный концертный репертуар.

Перед тем, как музыканты вышли на сцену Даниил Пчел провел небольшой конкурс среди мужской и женской половины зала, победители которого получили в подарок бутылку настоящего эксклюзивного живого пива, которое, по сложившейся традиции, варят сами участники «Боянова Гимна».

Выступление команды прошло с необыкновенным позитивом, их композиции находили отклик в сердцах даже самых юных слушателей, которые пришли в этот вечер со своими родителями. Во всем чувствовались профессионализм, горение. Никого не оставил равнодушным вокал солистки Ольги, то лиричный, то дерзкий, рисующий разные образы и состояния славянской души.

За «Бояновым Гимном» вышла Мystterra, известная своим эпатажным имиджем. Все творчество этой команды, начиная от музыки, и заканчивая костюмами, состоит из разрозненных частей, взятых из разных эпох и культур и объединенных в пестрой мозаике, тем не менее, являющейся неким целым. И, хотя далеко не все смогут согласиться с эстетикой песенных текстов коллектива, поддерживать постоянное напряжение в зале эти музыканты умеют. Неожиданностью стало исполнение песни Л. Книппера «Полюшко - поле». Правда, в аранжировке Мystterra она прозвучала более моторной и напористой. А фронтмен Денис Kvedulv во время исполнения этой вещи размахивал настоящей боевой шашкой, словно погружая слушателей в эпоху Первой мировой.

Ну а завершали вечер хедлайнеры ТИНТАЛ.

В нашей стране группа признана лучшей командой, играющей кельтский фолк-рок. Их называют «главными кельтами страны», «любимыми грешниками святого Патрика». В действительности же, за этими прозвищами кроется замечательная музыка, искренняя, настоящая. Возможно, отечественным музыкантам удается хорошо исполнять кельтику потому, что обе эти нации близки по духу – непокорные, сильные, но, в то же время тонко чувствующие и душевные. Может, именно поэтому в шотландской и ирландской лирике всегда ощущается какая-то особая внутренняя гармония, созвучие с окружающим миром и с самим собой.

В репертуаре команды прозвучали многие любимые поклонниками произведения: «Уходят герои», Pipes not dead, «На палубе», «Шторм». Словно продолжая настроение вечера, связывая воедино пеструю вереницу разных и удивительных событий и откровений, волынщик группы Евгений Лапекин сыграл на большой шотландской волынке уже звучавшую тему Грига. Зал аплодировал. Фронтмен коллектива Федор Воскресенский как всегда был открыт, шутил, рассказывал слушателям интересные истории создания некоторых новых песен. Выступление ТИНТАЛ несомненно стало кульминацией большого фолк-металлического праздника.

Нашим корреспондентам удалось побеседовать с группой «Боянов Гимн». Музыканты рассказали о своем творчестве и поделились впечатлениями от выступления на нынешнем КОЛОTUNE ФЕСТЕ:

Ваше название взято из древней рукописи, нельзя ли поподробнее рассказать, что это за рукопись?

Волот (электрогитара): Ходят слухи, что это подделка, как и все, в общем, вся история Руси.

Колояр(бас-гитара): Как и «Велесова книга»!

Волот: На самом деле нашли в черновиках у Державина рукопись. Тут еще, понимаете, у нас же баян в составе, поэтому и «Боянов гимн».

Колояр: Тут бОян, а там бАян.

Волот: А Боян, на самом деле, это сказитель. Гусляр. Он был родственником Буса Белояра, Они пили славянскую брагу и …

Колояр: Одолевали врагов.

В одном из постов о себе вы рассказываете. Что вы соединяете современность и традиции. Как это проявляется?

Волот: У нас раньше был диджей, мы его выгнали. Мода на восьмидесятые же еще была, там эта «хипстерская» культура. И мы тоже решили не отставлять от времени, вернулись в восьмидесятые. Но потом мы передумали и взяли волынщика. Мы все равно стараемся быть современными. Носим джинсы.

А в музыке сейчас?

Ольга (вокал): Если в двух словах, то мы сочетаем изначальные славянские традиции, основные музыкальные элементы. У нас есть кавер на русскую народную песню «Миленький ты мой», например, инструменты народные используем. И все это дело мы соединяем с гитарными риффами.

Колояр: И басовыми! (*смеется)

Колояр: Да нет, на самом деле, группа «Боянов Гимн» – это лаборатория музыкальная, где мы можем смешать все что угодно – панк, рок, элементы металла, альтернативы и фольклор. Это основная концепция. У нас нет никаких рамок. Мы это понимаем так.

Волот: Я сейчас подытожу: русскому человеку в рок-культуре что остается? Исконно-русское – только фолк. Остальное все привнесено с запада. Все эти «роки», гитары, барабаны. Мы берем наши русские исконные, из сердца идущие традиции и соединяем их с западными «вражескими» технологиями (*смеются). И получается: не можешь победить врага – оседлай его коня.

А как такая полистилистика связана с образами ваших песен?

Волот: Разлад по времени. Вот был у «Боянова Гимна» такой альбом, назывался «Мир на ладони». И там в концепции мы прыгнули, наоборот, далеко в будущее. Каким бы оно было. А сейчас мы вернулись немножко к истокам. И вот это постоянное соединение временных рамок в песнях, в текстах, оно отражается, совпадает с нашей музыкой, которая тоже очень своеобразна.

Многие ваши тексты наполнены языческими мотивами, образами. Считаете ли вы, что возрождение язычества после века материализма – это что-то предопределенное свыше?

Волот: А оно никуда не девалось, язычество.

Колояр: Оно, может, немножко изменило форму.

Волот: Да.

Ольга: На самом деле, хорошо, что мы к нему приходим, потому что не все иудейские секты являются адекватными для нашего российского общества.

Волот: Термин «язычество» придуман иудейскими сектами. Это неверно. Тут же главное, что? Люди жили раньше в гармонии с природой. Они ее не насиловали, не загрязняли. Они старались брать у природы, но и, в то же время, отдавать.

Ольга: То есть была гармония, был баланс.

Волот: А сейчас у нас общество потребительское, и, соответственно, отношение наплевательское к природе.

Ольга:Гармония была нарушена. И очень хорошо, что сейчас восстанавливается этот баланс. Мы, в том числе, пытаемся его восстановить.

Пересвет (ударные): Группа «Боянов гимн» – это группа XXI века. Древние традиции и современность. Мы пытаемся все это аккумулировать. И молодежь подвигнуть, чтобы она прислушивалась к нам.

Ольга: Чтобы они поняли, какую веру исповедовали их предки десять веков назад.

Волот: Не путайте веру с религией, пожалуйста.

Ольга: Именно, да, не путайте понятие Бога с религией, в первую очередь. Бог – это то, что внутри нас, храм внутри нас, часть нас, а не то, что нам пытаются навязать. Ничего еще не предопределено. Мы сами кузнецы.

Волот: Можно сказать, даже если там, сверху, все каким-то образом решается и каким-то образом планируется, то, в любом случае, эти планы постоянно меняются.

Колояр: Это как с генами. Это предрасположенность, может, к чему-то.

Волот: Люди, близкие к эзотерике, они знают об этом не понаслышке.

Ольга: Ну мы к эзотерике, благо, не очень близки! (*смеется)

Волот: Ну а люди, близкие к эзотерике, они говорят, что никаких четких планов пока нет. Все постоянно меняется, мир динамичен. А динамика – это жизнь. А болото – это болото. Как-то так.

Ольга: Мы надеемся на мир во всем мире и всеобщую гармонию.

Думаете ли вы, что, пока еще не наступил мир во всем мире, язычество способно набрать достаточно сил, что может спровоцировать конфликты, восстания?

Волот: Дело в том, что язычество очень неоднородное. И у нас в стране, и везде. Почему? Потому что там нет каких-то определенных догм, как в какой-нибудь религии, где написано четко, есть писания, нужно делать так, так и так. За счет того, что есть определенная свобода, каждый трактует язычество по-своему, кое-кто даже в своих интересах использует. Поэтому я не думаю, что это будет какое-то массовое явление.

У вашей группы имеется традиция угощать собственным фирменным пивом. Расскажите, пожалуйста, как это зародилось, что вдохновило вас на это?

Ольга: Ну как, зародилось это очень давно, когда я попробовала первый раз домашнее пиво. Потом с барабанщиком съездили в Прагу и поняли, что то, что варится у нас – это не пиво. И решили, что, если и пить, то что-то хорошее. Поэтому, постигнув совершенно несложный процесс пивоварения, мы имеем честь угощать нашим пивом своих друзей и слушателей.

Колояр: Но так как на всех его не хватает, приходится придумывать разные конкурсы.

Ольга: Конечно, мы были бы рады угостить всех и каждого, но к сожалению…

Колояр: За это сажают! (*все смеются)

А вот конкурс, который вы придумали по выбору имени вашего напитка. Какое имя в результате выиграло?

Ольга: Боянов эль. На самом же деле, это и есть эль, потому что его полное название Indian Ale. Это такой светлый эль индийский. Название пришлось в тему.

Какое у вас впечатление от сегодняшнего выступления на КОЛОTUNE ФЕСТ?

Ольга: На самом деле, мы очень довольны публикой. Мы увидели, что мы понравились, что люди нас услышали.

Волот: Очень понравилось, что я видел детей. Прямо сердце и душу грело.

Ольга: Как они прыгали, радовались!

Колояр: Они так искренне, на самом деле, зажигали.

Ольга: Было очень приятно.

Волот: Очень приятно, что есть развитие. Этот КОЛОTUNE – второй. То есть видно, что уже народу больше.

Ольга: Обретает статус какой-то. Мы думаем, что в будущем он будет развиваться, и это станет каким-то брендом.

Волот: Первый - встречал зиму, второй – провожал.

 

Текст: Феникс
Фото: Алексей Соркин и Антон Брылев