25.11, «Аркона» в «Арктике».



«Аркона» – группа уникальная для отечественной рок-сцены. Это коллектив с 10-летней историей, обширной дискографией и практически мировой известностью. Это группа, активно сотрудничающая с европейским лейблом «Napalm Records». Это одна из немногих российских тяжелых групп, стабильно собирающая полные залы. Для того чтобы попробовать разгадать секрет «Арконы», я и отправилась 25 ноября в «Арктику» на концерт, организованный Rain Embrace Concert Agency, которому на этот раз удалось собрать на одной сцене сразу три московские группы.
Первое впечатление от аудитории только подтвердило для меня загадочность хэдлайнера. В зале собрались и «классические» металлисты, и девушки в этнической одежде, и серьезные люди вполне формального вида. Удивляться этому было некогда.

Концерт начался с выступления группы «BeerBear» - первых из столичных гостей. Из того, что зацепило: колоритный вокалист в меховой шапке (которую, правда, по ходу действия снял) и очаровательная скрипачка. Песенки про житье-бытье веселых медведй порадовали поклонников и здорово разогрели зал.
Дальше выступала родственная хэдлайнерам по стилю фолк-метал-группа «Калевала». «Калевала» достойно отыграла почти часовой сет, несмотря на болезнь вокалистки (в конце выступления Ксения Маркевич призналась, что уже неделю ходит с ангиной). В составе сета прозвучали такие песни, как заглавная «Калевала», «Камышовая тропа», «Улетай на крыльях ветра». Очень подкупало теплое общение с залом: почти после каждой песни Ксения. спрашивала: «Как ваше настроение, друже?». Голос вокалистки и игра музыкантов также не остались незамеченными. Было видно, что творчество группы слушателям знакомо, «Калевалу» активно поддерживали и вызывали на бис. В общем, к концу выступления, по оценке Ксении, в зале «стало намного теплее».

Но наконец, настало время «Арконы». Пока музыканты настраивались и готовились к выступлению, я успела уловить в толпе несколько обрывков фраз и отзывов о группе. «Аркона» - это в первую очередь вокал; офигенный голос»… «Какое-то время назад она считалась ультраправой из-за тематики песен»… «Маша – необыкновенно интересный человек, и она верит в то, что делает»… «Эх, сейчас будет «Стенка на стенку»!!!»… Я уже давно не встречалась с такой атмосферой в зале, атмосферой полного доверия любимой группе и причастности к некой общей идеологии. Ну что ж, пора? «Вы готовы?!» - прозвучал со сцены глубокий голос на грани скрима. И зал был готов.
А вот я, как оказалось, нет. Первая же песня стала для меня потрясением, несмотря на ожидание чего-то подобного. Непонятно, каким образом пространство клуба вместило в себя настолько мощный звук и все контрасты «Арконы»: глубину этнических инструментов (от волынки до флейты), объем гитар, исторические костюмы, современное оборудование, а главное – всю харизму Марии Архиповой, хрупкой светловолосой девушки, поющей местами нереальным гроулингом, а местами – нежным чистым вокалом. Зал узнавал песни с первых нот. Зал скандировал «Ар-ко-на!». Зал откликался на любое движение группы. В момент исполнения «От сердца к небу», казалось, не было ни одного человека, не поднявшего рук в названном жесте. Группа на сцене выглядела единым организмом, каждая песня была как откровение, прикосновение к какому-то высшему Знанию – может быть, о Творчестве, может быть, об устройстве мира. Маша в традиционной для выступлений шкуре волчицы на плечах казалась ожившей языческой легендой, шаманом в религиозном экстазе. Песни очень отличались по настроению: от возвышенного «Возрождения» до задумчивой «Руси». Для меня звучание показалось избыточно тяжелым, возможно, из-за того, что чарующий голос вокалистки хотелось слышать в большей степени не искаженным гроулингом.

Возможно, еще и потому, что идея гармонии и единства с природой для каждого звучит по-своему: для кого-то – в стилях death-black-metal, для кого-то – в фолке, а чаще всего вне всяких стилей. Однако мироощущение Марии нашло свое выражение именно в такой музыкальной направленности, так что и судить об этом ей. И, как она сказала в одном из интервью, «верить можно в черта или во второе пришествие, а я – знаю». И то, что творчество находит отклик у слушателей – вероятно, главный критерий правильности этого знания.
Но научиться этому, скорее всего, нельзя. Во всяком случае, в это раз загадка «Арконы» так и осталась для меня загадкой энергетики, творчества и силы.

Arg0