«Кипелов Х лет», 26.10.2012, «Юбилейный»



Незаметно подкрался очередной юбилей — в этом году 10 лет исполняется группе «Кипелов», к которой у поклонников тяжелой музыки (и конкретно группы «Ария») до сих пор неоднозначное отношение: от стонов и жалоб на то, что Кипелов уже не споет тех самых арийских песен, до полного восторга и готовности приходить на концерт независимо от его длины и сет-листа — лишь бы услышать Золотой голос русского металла. Я отношусь к последней категории, но тем не менее буду максимально объективна, рассказывая о прошедшем 26 октября юбилейном концерте в «Юбилейном» (вполне оправданная и значимая тавтология).

Почему именно «Юбилейный»? Место для группы судьбоносное и почти священное: как раз здесь 10 лет назад и состоялся первый концерт свежеиспеченного коллектива, созданного вокалистом, гитаристом и барабанщиком легендарной «Арии» при поддержке еще одного гитариста, который привел своего басиста. Гитаристы потом поменялись, а вот остальные так и играют, и чувствуют себя вполне комфортно.

Еще в метро на подходе к станции спешащих на концерт можно было легко вычислить по разнообразным рок-предметам одежды: косухам, брюкам с цепями, банданам и торбам, а также по нестройным крикам «Ки-пе-лов!» Точь-в-точь фанаты едут на футбольный матч. Очередь у входа в «Юбилейный» поражала своими размерами и все удлинялась. Внутри тоже было многолюдно: народ толпился у мест продажи алкоголя, активно обзаводился футболками, дисками и плакатами от группы «Кипелов». Зал постепенно заполнялся, каждое подозрительное движение на сцене встречалось аплодисментами и шумными восторгами. Наконец в начале восьмого погас свет, и на большом экране замелькала хроника достижений группы за эти 10 лет (синглы «Вавилон», «На грани», концертные записи, альбомы «Реки времен» и «Жить вопреки») и пошел обратный отсчет. И вот на сцену выбежали «кипеловцы»; Валерий Александрович, как обычно, появился последним.

Сет-лист концерта, думается, порадовал всех: и старых поклонников, и новообращенных. Песни времен золотого состава «Арии» («Мертвая зона», «Бесы», «Беспечный ангел», «Грязь») прекрасно уживались как со старыми «кипеловскими» песнями («Наваждение», «Вавилон», «Я здесь», «Призрачный взвод», «Не сейчас», «Реки времен»), так и с новыми («Жить вопреки», «Еще повоюем», «Гламурная птица», «Власть огня»). Особо следует отметить балладу «Дыханье последней любви» с прошлогоднего альбома: прозвучала она очень мощно, проникновенно и гораздо лучше, чем в записи, а также хит всех времен и народов «Я свободен», который является типичным парадоксом: песня, которая совершенно не задумывалась как знаковая, стала ею. И уже неважно, вспоминает ли кто-то о том, кому в действительности она посвящена: она стала гимном свободы.

Теперь о самих музыкантах. Александр Манякин надежно утвердился за установкой и бодро молотил палочками; он не меняется совершенно и выглядит просто отлично. Андрей Голованов по-прежнему спокоен, невозмутим и подчеркнуто скромно одет, что нисколько не мешает ему виртуозно и яростно пилить яркие соло. Алексей Харьков уже нисколько не напоминает того худенького интеллигентного паренька, приведенного за ручку Мавриным в первый состав «Кипелова»: он возмужал, обзавелся усами (видимо, для пущей солидности) и абсолютно перестал тушеваться. Теперь он активный участник всех сценических прыжков, вывертов и безобразий. Вячеслав Молчанов из красивенького мальчика превратился в сексуального и невозможно привлекательного мужчину, по которому сохнет половина всех поклонниц группы (другая половина сохнет по вокалисту :). Он филигранно удержал на себе внимание зала во время своеобразного перерыва, когда остальные музыканты (кроме Манякина) удалились за кулисы. Мужская часть зрителей увлеченно следила за его длинными пальцами, которые заставляли гитару звенеть, вибрировать и даже верещать наподобие бензопилы; ну, а о женской и говорить не приходится, особенно после того, как Молчанов, стянув с себя майку, швырнул ее в толпу. Кстати, потом он переоделся в черно-полосатую, почти что офисную рубашку без рукавов и стал выглядеть очень пижонски. :) Однако в центре всеобщего внимания был, безусловно, Валерий Александрович Кипелов — как всегда, элегантный, в хорошей форме, веселый и готовый к общению с залом. Конечно, возраст берет свое, и заметно, что некоторые песни Кипелов исполняет ниже, чем когда-то, но все же нельзя не позавидовать его форме и работоспособности. Даже испортившиеся один за другим два микрофона не убавили оптимизма у него и у зрителей, хотя состояние концертного оборудования в России начинает уже всерьез угнетать.

Ну что ж, юбилей отметили достойно. Как когда-то, народ прыгал в едином порыве под микс из старых песен («Воля и разум», «Тореро», «Встань, страх преодолей»), светил зажигалками во время баллад и не переставая скандировал «Ки-пе-лов!». Единственное, что разочаровало: отсутствие гостей. Юбилей все-таки, можно было бы пригласить друзей, прежних участников, исполнить любимые песни... Ну, нет так нет, что ж поделаешь.

Безусловно, были и есть люди, которые говорят, мол, нечестно со стороны артиста выезжать на старом репертуаре, мол, группа «Кипелов» уже не в состоянии создать ничего нового... Я вот что скажу на это: во-первых, Кипелов на просторах нашей необъятной родины единственный исполнитель в сфере тяжелой музыки, который способен до сих пор собирать дворцы (кроме, может быть, Кинчева). Во-вторых, на него единственного ходят люди всех возрастов, профессий и социального статуса: кто-то придет послушать песни своей молодости и вспомнить о хорошем, кто-то — послушать вживую любимую музыку (и неважно, когда она написана — год или десять лет назад), а кто-то впервые откроет для себя замечательный профессиональный коллектив. А любовь народа просто так не завоюешь. И, цитируя Валерия Александровича, когда он под конец говорил о десятилетнем сроке существования группы: «Столько же или больше будем вместе, а там как бог даст!»

Altaxena