Чёрный Кузнец, интервью с Михаилом Нахимовичем



4 декабря в московском клубе «Plan B» прошел заключительный концерт питерской power-metal группы «Черный Кузнец», в течение семи лет усердно ломавшей стереотипы о том, что металлическая музыка не может быть изысканной. Шоу, которые группа устраивала на каждом концерте, в буквальном смысле открывало дверь в иной мир. Но замки рушатся со скалы в океан, песок заметает руины городов в пустыне, планеты сходят с орбит... вот и пламя в горне «Черного Кузнеца» погасло, ослепительно вспыхнув в последний раз на сцене «Плана Б».
После концерта вокалист Михаил Нахимович рассказал нам о том, чем ему запомнилась работа в группе «Черный Кузнец», а также о своих планах на будущее. Своим мнением также поделились барабанщик Сергей Курнакин и приглашенные гости - Юлиана Савченко и Екатерина Белоброва.

Михаил Нахимович

Михаил Нахимович («Черный Кузнец»):

-Распад ЧК был закономерным исходом (то есть лишь вопросом времени),или все-таки можно было как-то исправить ситуацию?

-Абсолютно закономерным. Когда было принято это решение, внутри группы даже не было никаких споров. Что-то закончилось, что-то очень хорошее, но уже немного поднадоевшее, устарелое. Исправить можно было бы что-то, если бы ситуация была другая. Эту конкретную ситуацию исправлять не имеет смысла. Все очень логично.

-Если бы группа продолжила свое существование, стал бы ты снова играть в ней? Или она уже исчерпала себя?

-На мой взгляд, группы как таковой нет уже давно. И если бы каким-то образом было возможно некое продолжение, это уже была бы не та группа. Мы подвели итоги, выпустили концертный диск, который содержит все наши одиннадцать песен, имеющиеся у нас за семь лет. Вероятно, в этом составе и с этой музыкой этого достаточно.

-Какой опыт ты вынес из участия в группе? Что пригодится в дальнейшем?

-Огромный опыт. Семь лет творческого взаимодействия с разными, не всегда самыми простыми творческими людьми, каждый из которых очень многому научил друг друга. Семь десятков концертов на разных, иногда не самых качественных площадках разных городов, плодотворная и очень интересная студийная работа, всевозможное разнообразие концертных образов, несмотря на один и тот же репертуар в течение долгого времени. Все это только небольшая часть того, что можно запомнить и взять с собой.

-Какие самые яркие моменты будешь вспоминать?

-Сложно сказать, какие моменты были самыми яркими. Из студийной работы чаще всего вспоминаются всякие анекдотические и комедийные ситуации, из концертной – ярче всего запоминается реакция публики, искренние открытые глаза в зале. Из подготовительного или репетиционного процесса вспоминается в основном настроение или какие-то моменты озарения идеями.

-Чем планируешь заняться в ближайшее время? Это будет как-то связано с металлической музыкой? Или на какое-то время сменишь вид деятельности?

-Некоторое время назад мой педагог по вокалу Екатерина Белоброва пригласила меня преподавать актерское мастерство для вокалистов в ее рок-лицее «MusicWay» в Москве, и по результатам первого десятка учеников мне настолько понравилось, что я планирую продолжать заниматься этим видом деятельности. Кроме этого, мы с ней же ведем передачу «КонтраПункт» на Живом ТВ, которая выходит раз в две недели. Тоже интересный и новый для меня вид деятельности. Музыкальных планов много, как личных, так и совместных, не могу с уверенностью сказать, что все это будет связано с металлической музыкой, но то, что это будет связано с музыкой – однозначно. Кроме того, у меня в Питере остается небольшое хобби, группа «ПеNьки», с которой мы тоже еще не раз сыграем.

-Музыка - это профессия или все-таки хобби? Какое место она занимает в твоей жизни?

-Музыка – это жизнь. Профессия - это то, чем зарабатываются деньги, хобби – это отдых для души, а музыка – это что-то неуловимое, что-то, что живет в тебе независимо от того, приносит ли она деньги.

-Есть какие-то исполнители, на которых ты ориентируешься? С кого берешь пример?

-Тоже не самый простой вопрос. Есть актеры и вокалисты, которые мне нравятся, но с которых невозможно брать пример, ибо чаще всего они совсем другие. Например, мне безумно нравится голос немецкого вокалиста Питера Хеппнера, или англичанина по духу и по музыке Дэвида Силвиана. Но их вокальные данные и манера пения настолько далеки от моего голоса, что ориентироваться или брать пример невозможно. Да и в принципе бессмысленно брать пример даже с тех, кто тебя восхищает. Ибо, как только начинаешь ориентироваться, сразу начинаешь что-то копировать, быть в чем-то похожим. Быть собой сложнее, но гораздо интереснее.

-Сейчас преподаешь актерское мастерство. А сам любишь выходить на сцену как актер, а не как вокалист?

-Я все время выхожу на сцену как актер. Каждый раз. Мне кажется, что любой человек, который выходит на сцену, чтобы просто спеть, очень часто просто красуется своим голосом, иногда внешностью, иногда еще чем-то. «Посмотрите, как я могу» - недостаточно интересный смысл для того, чтобы иметь право выйти на сцену. Именно из-за этого начинается популярное в наше время зрительское восприятие музыки, когда люди не слушают и не думают, о чем ты говоришь им, что хочешь сказать, что донести, что подарить со сцены, а лишь оценивают широту диапазона голоса, или сравнивают тебя с теми, кто с детства занял в их восприятии лидирующие позиции.

-Какие роли предпочитаешь - положительные, отрицательные? От чего зависит твой выбор роли?

-Выбор роли не всегда зависит от актера. Чаще всего режиссер говорит, «я вижу в этой роли тебя», а дальше тебе приходится выкручиваться. Причем, очень часто бывает так, что ты-то как раз видел себя в этом же произведении совсем в другой роли. Сложилось так, что практически все мои роли, образы, персонажи, носили отрицательный характер. Может быть, это связано с характерной внешностью, может быть с тем, что мне это идет, или лучше получается. Может быть, с тем, что зло всегда легче играть. Нет ничего интересного в однообразных светлых персонажах, пока они остаются добрыми. Это как одна сторона, одна плоскость, когда сразу все понятно. К сожалению, большинство светлых образов именно этим и страдают, и, как следствие, получаются скучноватыми. С другой стороны, в темных образах всегда есть некий внутренний свет, что делает их более объемными, интересными, разнообразными. И наблюдать за таким персонажем становится интереснее. Соответственно, и играть его так же интересно.

-Что можешь посоветовать начинающим музыкантам? Все-таки сейчас музыка, особенно рок, - не то занятие, которое позволит прожить, уделяя время исключительно ему.

-Учитесь. Если вы не ходили в музыкальную школу с трех лет, у вас еще не все потеряно, но если вы начинаете заниматься музыкой, берете на себя право выходить на сцену, этому необходимо учиться. В любом возрасте, когда бы вы ни начинали, это необходимо всем и всегда. Только так вы сможете двигаться вперед и чего-то достичь. Сцены, репетиции, концерты, записи, деньги, реклама, пиар, все это - безусловно необходимые вещи. Но лишь во вторую очередь. А еще - верьте. Верьте в себя, и тогда у вас точно все получится.

Сергей Курнакин («SilverCast», «Черный Ангел»):

-Чем для тебя была группа «Черный Кузнец»? Каково это было - снова выйти с ними на сцену?

-Группа для меня была всем! Последний концерт прошел совсем на другом уровне, как общения,так и игры. Конечно, мне было очень здорово играть с ними, и очень драйвово, но за последние 3 года многое изменилось, и мне пришлось привыкать к ним за очень короткое время. А так, в общем, прошло все круто.

-Трудно было сейчас разучивать песни? Что оказалось самым сложным?

-Я все забыл за 3 года, и поэтому я разучивал заново как старые, так и новые песни, не было особой разницы между ними. Сложным оказалось все, но особенно — вжиться в образы героев песен. Надеюсь, у меня получилось.

-Как ты считаешь, чем группа отличается от других групп? Что в ней было самое особенное?

-Манерой игры, в первую очередь. У ЧК особенное звучание, подача; мы понимали еще лет 6 назад, что группа не такая, как все. Естественно, имидж группы очень яркий, и кто бы что бы ни говорил, но ЧК — одна из самых ярких групп в России. Для меня было большой честью играть с этими ребятами.

Юлиана Савченко («Андем»):

-Как и когда возникла идея о сотрудничестве?

-Идея возникла у группы ЧК, когда они решили приехать с концертом в Москву. Попросили меня спеть с ними кавер на «Within Temptation». Все остались довольны результатом. Следующим этапом меня пригласили спеть на записи DVD. И вот последний раз на прощальном концерте 4 декабря в Москве.

-Чем вам запомнилась работа с группой?

-Группа состоит из потрясающих музыкантов. И по работе на сцене, и по энергетике. Если честно, то работать с Мишей на одной сцене — это что-то необыкновенное. Такая у него отдача, что уходить со сцены вообще не хочется.

-Как вы считаете, была ли группа заметным явлением на метал-сцене?

-Безусловно. Подобных групп, шоу и костюмов на нашей метал-сцене мало.

Екатерина Белоброва (рок-лицей «MusicWay», «Эльфийская Рукопись»):

-Как так получилось, что вы приняли участие в концерте?

-Совершенно спонтанно. С Михаилом я знакома не так и давно, - он пришел заниматься ко мне вокалом, - а группу «Черный Кузнец» я сегодня впервые увидела. Сначала на «КонтраПункте», и вот теперь на концерте.

-И как впечатления?

-Очень романтичная, светлая группа, с интересными текстами. Очень понравилось, как ребята отвечали на вопросы. Чувствуется интеллект, - высшее образование не так-то легко спрятать. Впечатлили песни в акустическом варианте: они хорошо звучат, даже когда на сцене всего два участника. Для меня это большой показатель серьезности музыкантов, если песни группы по-человечески звучат в акустике.

-Из совместных с Михаилом проектов на данный момент у вас работа в рок-лицее и ток-шоу «Контра Пункт». Планируете с ним запустить что-то еще?

-Каждый день появляются новые идеи. Так что сюрпризы еще будут, это я вам обещаю. Мы не прощаемся.