ATRA HORA – METAHOM (2014)



ATRA HORA – METAHOM

Надо, чтобы ты сжег себя в своем собственном пламени:
как же мог бы ты обновиться, не сделавшись сперва пеплом!


Ф.Ницше

Релиз Metahom от группы Atra Hora заставляет облизнуться любого, кто относит себя к людям в некоторой степени обремененным вкусом и интеллектом: здесь вам и нетривиальное звучание, и серьезные, афористичные тексты, и архитектоника, и концепция (а еще хронос, космос, эрос, вирус и далее по тексту) – и всё это в весьма привлекательной обертке.

Давненько, признаться, мне не приходилось так подзапариться для того, чтобы просто… послушать музыку. Ибо мне, как человеку дотошному, необходимо знать что, зачем и почему, а споткнулась я уже на названии альбома. Поисковики наотрез отказывались его переводить и вообще предоставлять информацию, относящуюся к делу, упорно отсылая к кондиционерам, гипсокартону и еще какой-то ерунде, а моего весьма посредственного знания древних языков хватило ровно на то чтобы расчленить его на ???? (с древнегреческого – «после», «посредством», «для») и homo (ну тут понятно – это «человек» по латыни). Message в общих чертах стал вроде бы ясен, однако за проверкой своей догадки и дальнейшими разъяснениями мне пришлось обратиться непосредственно к создателям. И вот как это прокомментировал клавишник группы Александр Ермаков (Ermak): «Вообще Метахом - название расы, которое встречается в трилогии Каммерера у братьев Стругацких. Мы там это название увидели впервые. Что касается нашей работы, то тут более философская трактовка этого понятия. Метахом - то, что находится над человеком, или после него. Так же как после физики идет метафизика, после homo sapiens идет metahom. Сюда же можно отнести состояния расширенного сознания, когда человек уходит за рамки привычного. И в дополнение, после смерти человек возвращается, по версии Вернадского, в ноосферу, сферу вселенского разума». Такие дела, господа сапиенсы.

А если вам интересно, как выглядит представитель высшей расы, то обратите внимание на обложку: здесь гордо восседает в позе лотоса первый метахом, держа в руках, очевидно, новое солнце, а вокруг него, чертя разнообразные траектории, проносятся планеты. Особенно эффектно же смотрится поверхность океана – она вогнута и, кажется, готова сомкнуться над метахомом и поглотить его. Атмосферно, одухотворенно, впечатляюще. А впрочем, достаточно было бы сказать, что автор обложки – Alex Mayhem Project, и можно было бы обойтись даже без описания.

Ну а теперь перейдем к тому, что под обложкой. Стиль группы описывается как Dark Metal with Ethnic Influences или Ethno Dark/Death Metal. Звучание довольно своеобразное; есть здесь и восточный колорит, и изрядная доля средиземноморщины: это как Septic Flesh, но менее театрально; как Rotting Christ, но не так давяще и заутробно. Но, так или иначе, греки навлияли. Получилось в итоге довольно залипательно – когда альбом пошел на рипит, я удивилась: никак не думала, что он уже закончился; хотелось еще. Объективно говоря, ничего экстраординарного или сверхсложного в этой музыке нет - никаких технических извращений и трудновывозимых партий – а забирает всерьез и надолго; видимо, парням при создании альбома и впрямь (как написано на облоге) помогали боги, полубоги, демоны, ну и ром с колой.

Уже с первых аккордов композиции Metamorphoses становится ясно, что альбом чертовски хорош, и самое время готовиться к тем самым метаморфозам, которые непременно произойдут по окончании прослушивания. Этому процессу крайне способствует лирика, основной посыл которой состоит в том, что «the reality is limited with our consciousness». Это последняя строчка текста, который выдержан в том же духе – всё предельно просто, кратко и осмысленно. Более того, в него включена цитата из – внимание! – Евангелия от Матфея! Совокупность таких ништяков заставила меня провести следующую параллель: говорят, что Lamb of God – самая высокоинтеллектуальная группа Америки. Так вот, в России, имхо, на этот титул вполне могла бы претендовать Atra Hora.

Основную часть текста Metamorphoses до нас доносит аэд Alextos (Алексей Георгиади). Возникло у меня такое впечатление (ни в коем случае не в обиду Алексею!), что технике экстремального вокала он учился по мульту «Металлопокалипсис», но так и не доучился, и получилось ровно то, что надо: глубокий и насыщенный зловещий гроул, каким только и вещать истины, открытые богами и демонами (и ромом с колой. Шутка). Чистый вокал аэда Yanis’а (Яниса Георгиади) мне понравился меньше; подумалось, что звучать он должен более академично, да и вообще над техникой стоит поработать, хотя сам голос красивый и необычный.

Есть и еще одна вещь, которая меня немного смутила – это один и тот же квадрат, составляющий гитарную партию на протяжении почти всей композиции. С одной стороны, к четвертой минуте звучания он серьезно замыливает слух, а с другой стороны – есть в нем что-то чарующее и притягательное, такое, что начинаешь чувствовать себя змеей из мешка, пляшущей под дудочку заклинателя.

Запомним этот образ; пронесем его через давший название альбому боевик Metahom, в котором опять-таки обратим внимание на слова (лично меня особенно порадовала и загрузила строчка «We are an obstacle between ourselves and things we search»), проникнемся, впечатлимся и приготовимся спуститься в Tartaros. На экскурсионном верблюде мы проезжаем и осматриваем титанов, циклопов и прочих чудищ, а также слушаем их крики, напоминающие не то звуки, обычно издаваемые каратистами во время нанесения ударов, не то упражнения по дыхательной гимнастике. В общем, я к тому, что вместо активных выдохов, сопровождающих мелодию, вполне можно было бы вставить нечто более осмысленное, например, как в роттинговском Gilgamesh.

Четвертым и пятым номерами следуют каверы на Daemonos группы Daemonia Nymphe и The Cardinal Sin от Dead Can Dance. Что тут сказать, атмосфера, разумеется, была частично утеряна; собственно, этого не могло не произойти, особенно в случае с Dead Can Dance, которые играют неизвестно что неизвестно на чем (в хорошем смысле, разумеется). Впрочем, ничего страшного не произошло. Каверы получились ничуть не хуже оригиналов: меньше апатии и отрешенности, больше энергии и драмы. Да и, в конце концов, каждый имеет право на фразу «я художник, я так вижу».

А тем временем у нас осталось еще две композиции (ну да, ничего себе такой ЕР в семь треков). A Voice from Forgotten Depths – новая версия одноименной композиции с альбома 2010 года. Я честно послушала и оригинал, но так и не поняла, что мне понравилось больше. Старый «Голос» почти в два раза длиннее нового: чистое время звучания – без малого 14 минут; сложное композиционное строение; да и вообще это весьма хитрый замес, в котором мне причудились даже блэк и неоклассика. Новая версия менее атмосферная, более жесткая. Впрочем, одинаково вкусно и то, и другое.

Последняя композиция - They go… с пометкой Overdose mix. На фоне предыдущих она звучит довольно неожиданно. Поначалу даже думаешь, зачем в таком прекрасном, породистом альбоме это индустриальное нечто в духе дядьки Шубина начала нулевых. Но всё равно продолжаешь слушать и всё равно находишь эту штуковину заслуживающей внимания.

На этом я, пожалуй, заканчиваю с описанием Metahom’а и торжественно отсылаю читателей к дискографии группы Atra Hora, настоятельно рекомендуя к ознакомлению альбом 2012 года – Via Combusta. Я могла бы писать еще и еще, но думаю, что дальше читатели способны слушать и восхищаться самостоятельно.


Ирина Сильянова