Рок-клубы Киева: кто? где? как?



Конец 80-х годов прошлого века принёс на бескрайние советские просторы свежее дыхание свободы, новые лозунги, новые имена, лица и новую, доселе запретную культуру стран «вражеского капитализма». Улицы крупных городов по всему Союзу пестрели стайками неформальной молодёжи, от одного вида которой у законопослушных граждан и гражданок волосы становились дыбом. Если вы когда-либо видели фильм «Авария – дочь мента», то вы поймёте, о чем идёт речь. Особенно в плане процветания неформальной культуры выделялись столицы союзных республик. Неформалы Минска, Москвы, Киева организовывали рок-тусовки, квартирники, занимались выпуском самиздатовской периодики. Официально в СССР не существовало термина «музыкальная пресса», энтузиасты рок-движения самостоятельно основывали музыкальные журналы по примеру западных изданий.
Первые ласточки самиздатовской музыкальной прессы в Киеве появились в далёком 1987 г., когда в свет вышли два номера журнала «Кимик». Это был первый в Киеве журнал о рок-музыке. Одним из его основателей стал Геннадий Дунаев, который позже принял участие в панк-проекте «Дети майора Телятникова». Журнал публиковал статьи о рок-фестивалях («Рок-диалог», «Молодёжный перекрёсток»), запрещённых рок-группах, обзоры прошедших и грядущих концертов.
В 1987-1988 гг. по всей Украине наблюдается кратковременное возрождение авангардной музыки, в особенности, рока. Творческое объединение «Рок-Артель», включавшее в себя три киевские рок-группы «Вопли Видоплясова», «Коллежский Асессор» и «Раббота ХО», на несколько последующих закрепило за собой лидирующие позиции в мире киевского и украинского авангарда. Группа «Коллежский асессор» с 1987 г. начала свою концертную деятельность, шокировав публику необычными по форме и содержанию выступлениями. Помимо необычной музыки и весьма абстрактных ассоциативных текстов группа привлекала внимание своим экстравагантным поведением на сцене. Иногда они приглашали на свои концерты известного на то время шоумена Жору Перакиса, который забавлял публику причудливыми выходками. Часто зрители приходили не сколько послушать, сколько посмотреть.
Годом позже, в 1988 г. появилось ещё одно машинописное издание «Гучномовець» («Громкоговоритель»), которое функционировало как печатный орган вышеупомянутой «Рок-артели». Основателями данного издания стали Татьяна Ежова с братом Николаем. Николай вскоре стал менеджером «Раббота ХО», а Татьяна самостоятельно заведовала журналом. Всего до 1990 г. вышло 6 номеров «Гучномовця», но планы выйти на общесоюзный уровень наряду с изданием «Контр-Культура» так и не осуществились.
После закрытия «Гучномовця» Татьяна и Николай Ежовы занялись организацией рок-фестиваля, и уже в феврале 1990 г. был проведён «Полный Гудбай!», на котором слушателей порадовали своими выступлениями рок-группы Украины, России и Эстонии. Дальше второго «Гудбая» дело не пошло, но этот фестиваль всё же вписал своё имя в истории рок-музыки советского периода. По недавним данным Татьяна Ежова работает над документальным фильмом, который будет посвящён рок-н-рольной жизни Киева в период с 1986 по 1996 гг.
Что касается музыкального самиздата, то нельзя не упомянуть Владимира «Адольфыча» Шамрая, который в конце 1980-х был автором и редактором таких киевских машинописных изданий, как «Субъектикон», «Бонба», «Манифест». Адольфыч и по сей день занимается литературной деятельностью, радуя своих читателей в ЖЖ.
С распадом СССР неформальная жизнь в украинской столице продолжалась. Неформальные движения и субкультуры уже к концу 1990-х поражали своим разнообразием. Если отечественная субкультурная палитра начала 1990-х ограничивалась панками, металлистами и хиппи, то на пороге XXI века она значительно пополнилась. Снова на улицах Москвы, Киева, Минска кучкуются готы, блэкеры, скинхеды, толкиенисты, сатанисты, радуя или пугая прохожих.
С середины 1990-х в Киеве и Украине в целом развивается рок-культура. Появляются новые группы, открываются частные звукозаписывающие студии и лейблы, развивается сеть музыкальных магазинов. «Вопли Видоплясова», «Океан Эльзы», «Green Grey», «Борщ», «Братья Карамазовы», «Вий» - начавшие свою деятельность ещё с 1990-х (а кто и раньше) до сих пор успешно гастролируют, записываются и издают новые альбомы.
Уже обыденными становятся музыкальные журналы, концерты и фестивали, уже не так азартно обсуждаются свежие музыкальные новости. Меняются времена, меняются люди, уходят поколения, а музыка, прошедшая проверку временем, остаётся в наших сердцах, и не перестаёт радовать ценителей истинного искусства.